Третье склонение существительных. Склонение прилагательных
ТЕРМИНЫ ГЛОССАРИЯ
& Объясните с опорой на Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные:
третье согласное склонение, неравносложные существительные с основой на один согласный, основы, дающие номинатив с нулевым окончанием, основы, дающие синтагматический номинатив, третье гласное склонение, третье смешанное склонение, равносложные существительные, прилагательные трех окончаний, прилагательные двух окончаний, прилагательные одного окончания, gradus postivus, gradus comparativus, gradus superlativus, супплетивные степени сравнения, восполняющие основы, описательные степени сравнения, adverbium
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
D 1. Образуйте форму nom.s. существительных III склонения по форме gen.s. :ducis, lucis, vocis, legis, regis, salutis, virtutis, civitatis, veritatis, laudis, pedis, libertatis, militis, pacis
D 2. Просклоняйте словосочетания:ille dux clarus, ea civitas libera, hic comes, iste eques, illa laus, ea lex dura, mea pes, noster rex, vestra salus, tua veritas, mea vox
D 3. Прочитайте и переведите на русский язык предложения. Проведите краткий грамматический анализ форм существительного и глагола, употребленных в предложении (см. Ярхо, с. 246, 249-250)
▒ 4. Выучите слова из лексического минимума раздела 9, 10 (см. Ярхо, с. минимум: 247-248, 250-252)
J 5. Определите, от какого латинского слова образованы дериваты в русском языке:цитадель, Флоренция, юстиция, легальный, лояльный, милиция, мутация, пацифизм, пацифист, педаль, пьедестал, плебей, плебисцит, популярный, премия, регалии, роялист, салют, сеньор, сенешаль, веризм, виртуоз, аэроплан, аэронавт, капитель, капитал, капитан, капитулировать, шарманка, корпус, корпорация, корсаж, Купидон, флора, флюиды, гонор, гонорар, лейборист, легат, делегат, матрона, матрицы, номенклатура, номинал, реноме, опус, опера, патер, патрон, семинар, солярий, темп, аэроплан, капитал, капитан, капитулировать, шарманка, корпус, корпорация, флора, гонор, гонорар, делегат, матрона, матрицы, номинал, номенклатура, опус, опера, патер, патрон, семинар, солярий, темп
J 6. Найдите дериваты в английском языке от латинских существительных:comes, judex, libertas, lux, veritas, vox, arbor, dolor, frater, iter, virgo
D 7. Переведите на латинский язык предложения, используя лексический минимум раздела:1. Приговор был вынесен судьей 2. Закон соблюдается всеми 3. Государство меняет законы 4. Наша свобода в наших руках 5. Время быстро летит 6. Прекрасная песнь звучит в наших сердцах 7. На теле воина многочисленные раны 8. Страстно желаю немедленно видеть тебя 9. Мой брат приедет через три дня 10. Мой отец – хороший человек 11. Человеку, чтобы хорошо трудиться, необязательны почести 12. Молодой человек не боится смерти 13. Многие скорби омрачают жизнь человека 14. Моя мама люби цветы 15. Имя твое мне знакомо 16. Семя зла может произрасти через несколько лет 17. Время для женщины - злейший враг 18. Кроль умер, да здравствует король 19. Добродетель не ждет награды 20. Глас народа услышан не был
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10:
Латинские крылатые выражения
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
D 1. Переведите латинские крылатые выражения на русский язык (см. Приложение 2)
D 2. Проведите грамматический анализ пословиц 1,2,4,6,7,8, 12,13,14,16-24, 29-42, 44-50, 58-80, 86-89, 91-105, 108-120 с опорой на пройденный грамматический материал
D 3. Определите пословицы, в которых используются указанные грамматические формы. У существительных укажите начальную форму, падеж и число, у глагольных форм – первую форму и число
§ существительные первого склонения
§ существительные второго склонения
§ существительные третьего склонения
§ существительные пятого склонения
§ местоимение
§ глаголв формеpraesens indicativi activi
§ причастие
§ инфинитив активный и пассивный
§ повелительное наклонение глагола
§ степени сравнения прилагательных
J 4. Сгруппируйте выражения по определенной теме
§ медицина
§ политика
§ история
§ человеческие слабости, человеческие отношения, советы человеку
§ общество
§ наука, обучение
§ искусство
J 5. Выберите крылатое выражение, описывающее указанную ситуацию:
§ Почтительное наименование студентами своего университета или же места, где они воспитывались, развивались и приобрели профессиональные навыки
§ Абсолютная сосредоточенность на рассматриваемой проблеме при полном игнорировании окружающей человека опасности
§ Тщетный призыв, остающийся без ответа, просьба, оставленная без внимания
§ Невозможность изменить то, что человеку предначертано судьбой
§ Величие искусства, переживающего века
§ Небольшое количество информации, достаточное для понимания человеку, который уже достаточно информирован об определенном деле
§ Тщетность, суетность чего-либо
§ Судьбой побежденных распоряжается победитель
§ Наличие доли плохого в хорошем
§ Призыв не терять время, стремиться употребить его с пользой
§ Космополитическое воззрение, лишенное чувства патриотизма
§ Лицо, выигравшее от войны или распри двух сторон
§ Исключительная двоякость выхода из положения: или одно - или другое
§ Неизбежность наступления регресса при отсутствии развития
§ Опоздавший не может рассчитывать на преимущества, которыми воспользовались другие
§ Ребенок как предмет воспитания или же сознание человека как вместилище впечатлений внешнего мира
§ Шуточный лозунг игры, где велик риск и неизвестен исход
§ Небольшая собственность или же равнодушие к излишней собственности, к комфорту в быту, духовное достояние человека, заключающееся в невещественном богатстве
§ Существующее положение вещей, неизменное состояние
§ Упадок, гибель, оскудение чего-либо, в прошлом славного, знаменитого
§ Принцип излечения подобного подобным
§ Выражение упрека, укора, когда становится известным чей-либо непредвиденный или коварный поступок
§ Излишне доверчивый, простодушный человек
§ Разделение миров земных и духовных
§ Наглядность обучения собственным примером в отличие от простых поучений
§ Быстрое, решительное и успешное выполнение определенного действия
§ Обманчивость видимости конечного результата при первых его признаках
§ Условие победы является сплоченность в рядах борющихся
§ Недоверие или подозрительность по отношению к чьим-либо кажущимся благожелательными поступкам
§ Оставление без внимания источников дохода, может быть, не совсем чистых
§ Осуждение дурной нравственности или таких поступков, которые являются ее следствием
§ Способность человека, «украсить» занимаемое им положение, а не обратная корреляция
§ Осложнение творческого процесса соблазном вознаграждения материальными ценностями
§ Невозможность недостаточного знания послужить извинением в невыполнении чего-либо
§ Принцип существования общества с антагонистическими группами
§ Сдержанность в высказываниях, поскольку ими можно навредить себе или иным людям
J 6. Подготовьте для своих однокурсников задания, аналогичные предыдущему заданию с другими крылатыми выражениями
₪ 7. Разбейтесь на группы, выберите выражения, этимологию которых Вы должны совместно определить. Представьте результаты Вашего небольшого исследования в форме презентации, содержащей информацию об этимологии выражения, его авторе, всех его значениях. Подберите фотографии, которые могли бы проиллюстрировать употребление выражения или выражений.
Библиографический список
1. Афанасьева В.К. Шумерская и аккадская культура / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989. - С. 111-139
2. Андреев Ю.В. Греция в XI-IX вв. до н.э. по данным гомеровского эпоса / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989. - С. 332-350
3. Арсеньева М.Г. Введение в германскую филологию М.: ГИС, 2000. - С.332-349
4. Барроу Т. Санскрит / Т. Барроу. – М.: Изд-во «Прогресс», 1976. - 411 с.
5. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 336 с.
6. Блинов А.В. Краткий курс готского языка. – М.: Издательство Московского университета, 2002. - 203 с.
7. Ботанцов И.В., Ботанцов, Д.В. Основы древнеегипетского языка / И.В. Ботанцов, Д.В. Ботанцов. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 296 с.
9. Введение в германскую филологию Учебник для филологических факультетов / Арсеньева М. Г., Балашова С. П., Берков В. П., Соловьева Л. Н. - М.: ГИС, 2000. - 314 с.
10. Вигасин А.А. История Древнего Востока / А.А. Вигасин. – М.: Дрофа, 2006
11. Всемирная история: В 6 т. / Гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 1 : Древний мир / Отв. ред. В.А. Головина, В.И. Уколова. М.: Наука, 2011. - 822 с.
12. Дубинин С.И., Бондаренко М.В., Тетеревенков А.Е. Готский язык Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 148 с.
13. Дьяконов И.М. Александр и диадохи / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 2. Расцвет древних обществ, 1989. - С. 288-302
14. Дьяконов И.М. Возникновение христианства / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 3. Упадок древних обществ, 1989. - С.151-159
15. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. М.-Л., 1964. - 314 с.
16. История античной литературы / А.Ф. Лосев [и др.] ; под. ред. А.А. Тахо-Годи. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 543 с.
17. Канева И.Т. Шумерский язык / И.Т. Канева. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. - 240 с.
18. Каплан Г.Х. Очерк грамматики аккадского языка / Г.Х. Каплан. - Спб.: Петербургское востоковедение, 2006. - 224 с.
19. Карпюк С. Г. Лекции по истории Древней Греции / С.Г. Карпюк. - М.: Ладомир, 1997. - 160 с.
20. Кляшторный С.Г. Гуннская держава на востоке / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 3. Упадок древних обществ, 1989. - С. 243-254
21. Коган Л.Е., Лезов С.В. Аккадский язык / Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М. : Academia, 2009. - С. 113-178
22. Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка / А.Ч. Козаржевский. – М.: Изд-во Восточная литература, 2002. – 280 с.
23. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию / М.А. Коростовцев. – М.: Изд-во Восточная литература, 1963. - 280 с.
24. Коцейовский А. Л. Тексты Пирамид / Тексты Пирамид. Перевод с древнеегипетского А. Л. Коцейовского. Под общ. ред. А. С. Четверухина. — СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 2000. - 96 с.
25. Кочергина В.А. Учебник санскрита / В.А. Кочергина. – М.: Филология, 1994. – 336 с.
26. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов под ред. А.Н. Марковой, Юнити-Дана, 2012. - 600 с.
27. Куманевский К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманевский. – М.: Высшая школа, 1990. – 456 с.
28. Лапис И.А. Культура Древнего Египта / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989. - С.292-311
29. Малинаускене Н.К. Древнегреческий язык: начальный курс / Н.К. Малинаускене. – М., 2003. – 208 с.
30. Матвеев С.А. Учебник санскрита / С.В. Матвеев. – М.: Амрита, 2012. - 480 с.
31. Машкин Н.А. История Древнего Рима / Машкин Н.А. М.: Высшая школа, 2006. - 753 с.
32. Меликсетов А.В. История Китая / А.В. Меликсетов.- М.: Изд-во МГУ, 2002. – 736 с.
33. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Российская энциклопедия, 1994. – Т. 1. А – К – 671 с.
34. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Российская энциклопедия, 1994. – Т. 2. К – Я. - 719 с.
35. Наследие Эллады. Энциклопедический словарь / Сост. Ю. И. Сердериди. Краснодар: Советская Кубань, 1993. – 496 с.
36. Неронова В.Д. Вторжение варваров и падение Римской империи / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 3. Упадок древних обществ, 1989. - С. 348-366
37. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. - 496 с.
38. Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии / Д.Ч. Садаев. – М.: Наука, 1979. - 247 с.
39. Свенцицкая И.С. Эллинистическая культура / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 2. Расцвет древних обществ, 1989. - С.353-368
40. Сказки и повести древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. — СПб., Наука, 2004. - 288 с.
41. Словарь античности / Под ред. В. И. Кузищина М., Прогресс, 1992. - 704 с.
42. Соболевский С.И. Древнегреческий язык. Учеб. для вузов /С.И. Соболевский; Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние. – СПб. : Алетейя Лет. сад, 1999. – 613 с.
43. Титаренко И.Н. История культуры Древнего Востока / И.Н. Титаренко. – Таганрог: Изд – во ТТИ ЮФУ, 2010. - 222 с.
44. Циркин Ю.Б. Западноевропейские провинции Римской империи / История древнего мира в 3-х т. / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 3. Упадок древних обществ, 1989. - С. 88-111
45. Латинский язык : учеб. для пед. вузов по спец. "Иностр. яз." / В. Н. Ярхо [и др.]; под ред. В. Н. Ярхо, В. И. Лободы. - Изд. 5-е, стер. ; Гриф МО. - Москва : Высш. шк., 1998. - 384 с.
Электронные ресурсы
1. Уроки санскрита он-лайн/youtube
2. www.artefact.lib.ru
3. www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/1794/
4. www.euskara.narod.ru/sumer
5. www.garshin.ru
6. www.greece.diera.su
7. www.godsbay.ru/slavs/slavs_gods.html
8. www.khazarzar.skeptik.net/books/shumer/
9. www.krishnatorrent.org
10. www.languages-study.com/sumer.html
11. www.lexicons.ru/old/sh/sumerian/index.html
12. www.licey.net/myth/book2/bogislavan
13. www. linguodiversity.narod.ru/Links/Ieulang/greek.htm
14. www. logos.md › ... ›
15. www.mify.org/kun.shtml
16. www.mystic-chel.ru
17. www.moodle.herzen.spb.ru/mod/url/view.php?id=8195
18. www.oldegypt.info/article-special-120.html
19. www.ofap.ulstu.ru/history/Egipet/Pismo/Wid_1.html
20. www. rus-sumer-dict.livejournal.com
21. www. ru.wikipedia.org
22. www.slovomania.ru/dnevnik/2014/08/15/sanskrt/
23. www.vsunduchok74.ru/te2468/Египетские_иероглифы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Г Л О С С А Р И Й