Алкоголизм как форма проявления
Девиантного поведения детей
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социальных педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни.
Причины алкоголизации населения:
- Пьянство отвлекает народ от существующих в обществе проблем;
2. Торговля спиртными напитками приносило и приносит прибыль государству.
Особенности детского алкоголизма:
- быстрое привыкание;
- злокачественное течение болезни (происходит разрушение ЦНС);
- ребенок принимает большие дозы алкоголя;
- быстрое развитие запойного пьянства;
- низкая эффективность лечения;
Происходит взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних:
· большинство преступлений совершается в нетрезвом виде (22% - кража личной собственности, 76% - хулиганские действия, 61% - подростками совершено изнасилование, 50% - разбои);
· преступления совершаются с целью добычи спиртного;
· пьянство способствует развитию криминальной ситуации;
· пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетнего к группе сверстников с антиобщественным поведением;
· является способом вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность.
Причины и следствия детского алкоголизма
Возрастной период | Причины | Последствия |
Раннее детство 0-3 лет | 1. пьяное зачатие; 2. употребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности; 3. употребление алкоголя в период кормления грудью. | 1. эпилепсия, слабоумие; 2. аномалии физиологического развития; 3. аномалия психического развития |
дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет | 1. педагогическая неграмотность родителей; 2. семейные алкогольные традиции. | 1. алкогольное отравление организма; 2. формирование интереса к спиртному. |
подростковый и юношеский возраст 9-18 лет | 1. неблагополучие семьи; 2. самоутверждение; 3. позитивная реклама в средствах массовой информации; 4. незанятость свободного времени; 5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; 6. психологические особенности личности; 7. уход от проблем. | 1. формирование влечения к алкоголю; 2. формирование привычки к употреблению спиртных напитков; 3. выработка стереотипа алкогольного поведения; 4. совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения; 5. необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения; 6. использование алкоголя в качестве допинга; 7. алкогольная зависимость. |
4 группы последствий:
1. Социально-экономические (преждевременное оставление учебы);
2. Социально-психологические (разрыв семейных, школьных и иных положительных связей);
3. Криминальные (совершение преступления);
4. Физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, но и здоровью будущих поколений).
Уровни увлеченности детей
В употреблении спиртных напитков
нулевой – это несовершеннолетние, которые никогда не употребляют алкоголь, благодаря личной установке на полную трезвость;
начальный – гигиеничные или очень редкие случаи употребление спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается неприятными ощущениями. Мотивы: приобщение к миру взрослых поступать как все (стадия 1-2 месяца);
эпизодического употребления алкоголя – знакомство с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы: повысить настроение, коммуникабельность (стадия 3-4 месяца);
высокого риска – расширяется число поводов для выпивок более 2-х раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться (4-12 месяцев);
выражена психическая зависимость – алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности (формируется в течение 1,5 лет);
физическая зависимость – появляется синдром похмелья, формируется переносимость спиртного. Мотивы: устранить плохое самочувствие в следствиях предыдущей выпивки (формируется в течение 3-5 лет);
алкогольный распад личности – развитие запойного пьянства, психологическая зависимость от алкоголя. Мотивы: стремления устранить болезненное состояние (необходимо срочное стационарное лечение).
Наркомания как форма проявления
Девиантного поведения детей
Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающих состояние эйфории. В России число наркоманов составляет более 10 миллионов человек. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики возросло в 6-8 раз. Получила распространение семейная наркомания и приобщение родителями малолетних детей. Рост наркомании обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6 тысяч человек заболевают СПИДом, из них 70% через внутривенное введение наркотиков.
Классификация наркотиков:
Анальгетики (опий, мак, героин, морфин) – оказывают тормозящие действия на ЦНС;
Депрессанты (алкоголь, транквилизаторы);
Стимуляторы (никотин, кофеин, кокаин, амфетомин) – оказывают возбуждающее состояние на нервную систему, вызывают повышение умственной и физической активности, ощущение бодрости, прилив сил, уверенность в себе;
Галлюциногены (ЛСД, псилоцидин, буфотеин);
Психоденетики(конопля, гашиш, марихуана, анаша);
Ингалянты(закись азота, эфир, хлороформ).
Разновидностью наркомании является токсикомания.
Принято различать токсикоманию:
1. злоупотребление стимуляторов;
2. систематическое вдыхание летучих ароматических веществ.
Наркомания – это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящий детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезодаптации личности.