Алкоголизм как форма проявления

Девиантного поведения детей

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социальных педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни.

Причины алкоголизации населения:

  1. Пьянство отвлекает народ от существующих в обществе проблем;

2. Торговля спиртными напитками приносило и приносит прибыль государству.

Особенности детского алкоголизма:

- быстрое привыкание;

- злокачественное течение болезни (происходит разрушение ЦНС);

- ребенок принимает большие дозы алкоголя;

- быстрое развитие запойного пьянства;

- низкая эффективность лечения;

Происходит взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних:

· большинство преступлений совершается в нетрезвом виде (22% - кража личной собственности, 76% - хулиганские действия, 61% - подростками совершено изнасилование, 50% - разбои);

· преступления совершаются с целью добычи спиртного;

· пьянство способствует развитию криминальной ситуации;

· пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетнего к группе сверстников с антиобщественным поведением;

· является способом вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность.

Причины и следствия детского алкоголизма

Возрастной период Причины Последствия
  Раннее детство 0-3 лет 1. пьяное зачатие; 2. употребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности; 3. употребление алкоголя в период кормления грудью. 1. эпилепсия, слабоумие; 2. аномалии физиологического развития; 3. аномалия психического развития
дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет 1. педагогическая неграмотность родителей; 2. семейные алкогольные традиции. 1. алкогольное отравление организма; 2. формирование интереса к спиртному.
    подростковый и юношеский возраст 9-18 лет 1. неблагополучие семьи; 2. самоутверждение; 3. позитивная реклама в средствах массовой информации; 4. незанятость свободного времени; 5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; 6. психологические особенности личности; 7. уход от проблем. 1. формирование влечения к алкоголю; 2. формирование привычки к употреблению спиртных напитков; 3. выработка стереотипа алкогольного поведения; 4. совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения; 5. необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения; 6. использование алкоголя в качестве допинга; 7. алкогольная зависимость.


4 группы последствий:

1. Социально-экономические (преждевременное оставление учебы);

2. Социально-психологические (разрыв семейных, школьных и иных положительных связей);

3. Криминальные (совершение преступления);

4. Физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, но и здоровью будущих поколений).

Уровни увлеченности детей

В употреблении спиртных напитков

нулевой – это несовершеннолетние, которые никогда не употребляют алкоголь, благодаря личной установке на полную трезвость;

начальный – гигиеничные или очень редкие случаи употребление спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается неприятными ощущениями. Мотивы: приобщение к миру взрослых поступать как все (стадия 1-2 месяца);

эпизодического употребления алкоголя – знакомство с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы: повысить настроение, коммуникабельность (стадия 3-4 месяца);

высокого риска – расширяется число поводов для выпивок более 2-х раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться (4-12 месяцев);

выражена психическая зависимость – алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности (формируется в течение 1,5 лет);

физическая зависимость – появляется синдром похмелья, формируется переносимость спиртного. Мотивы: устранить плохое самочувствие в следствиях предыдущей выпивки (формируется в течение 3-5 лет);

алкогольный распад личности – развитие запойного пьянства, психологическая зависимость от алкоголя. Мотивы: стремления устранить болезненное состояние (необходимо срочное стационарное лечение).

Наркомания как форма проявления

Девиантного поведения детей

Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающих состояние эйфории. В России число наркоманов составляет более 10 миллионов человек. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики возросло в 6-8 раз. Получила распространение семейная наркомания и приобщение родителями малолетних детей. Рост наркомании обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6 тысяч человек заболевают СПИДом, из них 70% через внутривенное введение наркотиков.

Классификация наркотиков:

Анальгетики (опий, мак, героин, морфин) – оказывают тормозящие действия на ЦНС;

Депрессанты (алкоголь, транквилизаторы);

Стимуляторы (никотин, кофеин, кокаин, амфетомин) – оказывают возбуждающее состояние на нервную систему, вызывают повышение умственной и физической активности, ощущение бодрости, прилив сил, уверенность в себе;

Галлюциногены (ЛСД, псилоцидин, буфотеин);

Психоденетики(конопля, гашиш, марихуана, анаша);

Ингалянты(закись азота, эфир, хлороформ).

Разновидностью наркомании является токсикомания.

Принято различать токсикоманию:

1. злоупотребление стимуляторов;

2. систематическое вдыхание летучих ароматических веществ.

Наркомания – это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящий детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезодаптации личности.

Наши рекомендации