Деятельность как основа воспитательного процесса
Воспитание в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности. Деятельность это фактор развития человека. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные формы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческо-деятельную), позволяют развивать все качества и свойства личности:
- психические процессы
- нравственность личности
- задатки и способности, характер, темперамент
Воспитывающая деятельность- различная деятельность детей, используемая, а не редко специально организуемая, педагогами с воспитательной целью.
Структура деятельности детей
Цель (зачем?) - мотив (почему?) - действия (какие?) - результат (воспитательный)
Виды деятельности
В основе всех воспитательных форм воспитательной работы с учащимися положены различные виды воспитательной деятельности:
1. Интеллектуально-познавательная: накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей
2. Ценностно-ориентированная: выработка научных, этических и эстетических критерии оценки жизненных явлений
3. Трудовая деятельность: преобразование окружающей материальной действительности
4. Художественно-творческая: в развитии очень важно изучение, оценка и преобразование окружающей действительности
5. Общественность: внеклассная работа, ученические увлечения, общественно-полезная работа
6. Физкультурно-спортивная: развитие физической культуры каждого учащегося, приобретение навыков и умений, формирование потребностей в ней
7. Свободное общение: человек сам выбирает себе образ жизни и круг близких людей, в зависимости от приобретённых ценностей
8. игровая деятельность:
Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Методические правила игры:
1) организуя учащихся необходимо иметь в виду два целых плана
- игровая деятельность
- решение определённых воспитательных задач
2) обдумывая структуру игры, понимая цели, должны иметь в виду:
- логику развития игры
- включение игровых предметов и учащихся
- определение правила игры
- логическое её завершение
3) использование конкретных приёмов создания и развития ситуации (жесты, интонация, мимика - приёмы
4) воспитатель, классный руководитель должен иметь всегда под рукой набор игр на все случаи жизни
Тема 1.6. Проблема общения в деятельности мастера
Педагогическое общение – это профессиональное взаимодействие мастера (преподавателя) на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические задачи (образовательные, воспитательные, развивающие).
Функции общения
познавательная (передача учащимся знаний и умений);
экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся);
корреляционно-регулятивная (воздействия на учащихся с целью изменения или сохранения их поведения, активности, отношения к друг другу и т. д.);
социального управления (руководства поведением и деятельностью учащихся с помощью педагогических технологий: одобрения, похвалы, поощрения, замечания, неодобрения, наказания);
социализация (формирования у учащихся гуманных форм общения (вежливости, тактичности, доброжелательности, умения оказывать поддержку и т. д.).
Стили педагогического общения
Авторитарный
Либеральный
Демократический
Уровни общения
Примитивный
Манипулятивный
Стандартизованный
Конвенциональный
Игровой
Духовный
Раздел II. Организация и методика воспитательного процесса в ПУ
Тема 2.1. Методика и техника планирования воспитательной работы
Понятие планирования воспитательной работы. Принципы планирования воспитательной работы. Ошибки при планировании. Создание плана воспитательной работы. Виды планов воспитательной работы. Перспективно-календарный план-сетка. План классного руководителя как воспитателя.
Тема 2.2. Создание и развитие ученической группы
Коллектив – это группа людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, в силу этого достающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Коллектив детский воспитательный – созданная высоконравственных и эстетических воспитывающих общественных отношений деятельности и общения в детской среде, способствующих формированию личности и развития индивидуальности.
Коллективное мнение – это разновидность общественного мнения. Представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям жизни общества и данного коллектива.
Основные признаки воспитательного коллектива:
1. Совместная деятельность
2. Четко выраженная структура
3. Имеет орган самоуправления
4. Жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличает сознательность дисциплины, закрепленная в полезных привычках и традициях, четкое выполнение режима, педагогически продуманного распорядка жизни детей
5. Бодрый стиль жизни коллектива
6. Тесные связи с трудовыми и общественными организациями
7. воспитательный коллектив всегда находится в процессе поступательного развития.
Этапы развития коллектива:
1. Создание коллектива. Отношение в коллективе не выражается в форме созданных требований, а по отношению к себе их у личности не существует
2. Формирование воспитательного коллектива. Воспитательное требование к своим товарищам предъявляет актив в целом. Требование личности к себе ниже, чем у других
3. Общественное мнение. Утверждение общественного мнения большинства. Воспитательные требования предъявляет большинство коллектива, требование к себе соответствует требованию к другим. На этой стадии развития активное большинство коллектива обеспечивает победу воспитательных признаков, тем более что голосование на общем собрании может закрепить ее в виде постановления
4. Воспитывающее требование к личности предъявляет весь коллектив. Требование к личности выше. Нравственные поступки становятся привычкой, превращаются в потребность личности.