Деятельность как основа воспитательного процесса

Воспитание в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности. Деятельность это фактор развития человека. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные формы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческо-деятельную), позволяют развивать все качества и свойства личности:

- психические процессы

- нравственность личности

- задатки и способности, характер, темперамент

Воспитывающая деятельность- различная деятельность детей, используемая, а не редко специально организуемая, педагогами с воспитательной целью.

Структура деятельности детей

Цель (зачем?) - мотив (почему?) - действия (какие?) - результат (воспитательный)

Виды деятельности

В основе всех воспитательных форм воспитательной работы с учащимися положены различные виды воспитательной деятельности:

1. Интеллектуально-познавательная: накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей

2. Ценностно-ориентированная: выработка научных, этических и эстетических критерии оценки жизненных явлений

3. Трудовая деятельность: преобразование окружающей материальной действительности

4. Художественно-творческая: в развитии очень важно изучение, оценка и преобразование окружающей действительности

5. Общественность: внеклассная работа, ученические увлечения, общественно-полезная работа

6. Физкультурно-спортивная: развитие физической культуры каждого учащегося, приобретение навыков и умений, формирование потребностей в ней

7. Свободное общение: человек сам выбирает себе образ жизни и круг близких людей, в зависимости от приобретённых ценностей

8. игровая деятельность:

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Методические правила игры:

1) организуя учащихся необходимо иметь в виду два целых плана

- игровая деятельность

- решение определённых воспитательных задач

2) обдумывая структуру игры, понимая цели, должны иметь в виду:

- логику развития игры

- включение игровых предметов и учащихся

- определение правила игры

- логическое её завершение

3) использование конкретных приёмов создания и развития ситуации (жесты, интонация, мимика - приёмы

4) воспитатель, классный руководитель должен иметь всегда под рукой набор игр на все случаи жизни

Тема 1.6. Проблема общения в деятельности мастера

Педагогическое общение – это профессиональное взаимодействие мастера (преподавателя) на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические задачи (образовательные, воспитательные, развивающие).

Функции общения

познавательная (передача учащимся знаний и умений);

экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся);

корреляционно-регулятивная (воздействия на учащихся с целью изменения или сохранения их поведения, активности, отношения к друг другу и т. д.);

социального управления (руководства поведением и деятельностью учащихся с помощью педагогических технологий: одобрения, похвалы, поощрения, замечания, неодобрения, наказания);

социализация (формирования у учащихся гуманных форм общения (вежливости, тактичности, доброжелательности, умения оказывать поддержку и т. д.).

Стили педагогического общения

Авторитарный

Либеральный

Демократический

Уровни общения

Примитивный

Манипулятивный

Стандартизованный

Конвенциональный

Игровой

Духовный

Раздел II. Организация и методика воспитательного процесса в ПУ

Тема 2.1. Методика и техника планирования воспитательной работы

Понятие планирования воспитательной работы. Принципы планирования воспитательной работы. Ошибки при планировании. Создание плана воспитательной работы. Виды планов воспитательной работы. Перспективно-календарный план-сетка. План классного руководителя как воспитателя.

Тема 2.2. Создание и развитие ученической группы

Коллектив – это группа людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, в силу этого достающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Коллектив детский воспитательный – созданная высоконравственных и эстетических воспитывающих общественных отношений деятельности и общения в детской среде, способствующих формированию личности и развития индивидуальности.

Коллективное мнение – это разновидность общественного мнения. Представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям жизни общества и данного коллектива.

Основные признаки воспитательного коллектива:

1. Совместная деятельность

2. Четко выраженная структура

3. Имеет орган самоуправления

4. Жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличает сознательность дисциплины, закрепленная в полезных привычках и традициях, четкое выполнение режима, педагогически продуманного распорядка жизни детей

5. Бодрый стиль жизни коллектива

6. Тесные связи с трудовыми и общественными организациями

7. воспитательный коллектив всегда находится в процессе поступательного развития.

Этапы развития коллектива:

1. Создание коллектива. Отношение в коллективе не выражается в форме созданных требований, а по отношению к себе их у личности не существует

2. Формирование воспитательного коллектива. Воспитательное требование к своим товарищам предъявляет актив в целом. Требование личности к себе ниже, чем у других

3. Общественное мнение. Утверждение общественного мнения большинства. Воспитательные требования предъявляет большинство коллектива, требование к себе соответствует требованию к другим. На этой стадии развития активное большинство коллектива обеспечивает победу воспитательных признаков, тем более что голосование на общем собрании может закрепить ее в виде постановления

4. Воспитывающее требование к личности предъявляет весь коллектив. Требование к личности выше. Нравственные поступки становятся привычкой, превращаются в потребность личности.

Наши рекомендации