ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочное и внеурочное время
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
По профессиональному модулю
ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочное и внеурочное время
Методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения специальности 44.02.08 «Профессионально обучение» (по отраслям)
Очер 2008
I. Теоретические основы воспитания
Тема 1.1. Воспитание. Закономерности и принципы воспитания
Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества.
Основные признаки воспитания
1.Целенаправленность
а) освоение социально-культурных ценностей общества
время
индивид личность
общество индивид
семья личность
школа субъект
б) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация
2. Воспитание – процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон
а) педагог – развивающаяся личность, находящаяся во взаимоотношении со стремительно меняющимся миром; субъект педагогического процесса
б) воспитанник – развивающаяся личность; это не только объект педагогического воздействия, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью
3. Создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды
а) географическая – местонахождение человека в определенном месте
б) социальная – экономическая, политическая, культурная
в) микросреда – семья, школа, среда
4. Важнейшим признаком воспитательного процесса является его содержание
а) организация освоения социально культурных ценностей общества
Центральное понятие «культура» (лат. Cultura – «возделывание, обрабатывание, почитание»)
Элементы культуры:
• добытые обществом знания о природе, человеке, обществе, технике и способах деятельности
• освоенные навыки и умения (опыт)
• опыт творческой деятельности
• нормы и правила, на основе которых строятся взаимоотношения людей
• закон общения людей
5. Воспитание – процесс творческий – умение педагога перенести знания и умения в новую ситуацию, обладать альтернативным мышлением
6. Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми
Требования:
• педагог как носитель высококультурной жизненной и педагогической позиции
• профессионал – мастер высокого класса – человек творческий
• «сам себе воспитатель»
Точки опоры в воспитании
Тема 1.2. «Сопротивление воспитанию»
Сопротивление воспитанию - это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса.
Сопутствующие явления
Инфантилизм -сохранение у подростков некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы (кукарекуют, хихикают не по делу, подтрунивают над одногруппниками… во время урока; резвятся в общественных местах и транспорте).
Регрессия поведения - возвращение к более примитивному, нередко детскому типу поведения (не может сосредоточиться более 5-10 минут, теребит что-то у себя или соседа по парте, боится темноты, опроса у доски).
Эффект «ореола» - восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация.
Эффект «Мы» и «Они» - бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой (повзрослевшими девочками и недотепами мальчиками, между учителями и учащимися).
Эффект «быть как все» - подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, жаргоне, в манере поведения.
Конформность - подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм («все побежали - и я побежал», «все курят - и я»).
«Психическая атака» - устрашение подавление воли, морально-психического состояния путем воздействия на психику.
Механизмы самозащиты
- бессознательные способы избежания конфликтов в случае, когда они ущемляют «Я» личности, оказывают негативное воздействие на психику.
Подавление - устранение из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защитить себя.
Отрицание - попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирования.
Рационализация - попытка построения приемлемых оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств.
Инверсия - это попытка подменить источник угрозы противоположным.
Проекция - бессознательное стремление переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект.
Изоляция - отдаление части собственного «Я» от остальной сферы сознания.
Регрессия - человек на сложную ситуацию реагирует способом, которым он реагировал в детстве.
Сублимация - перенесение энергии тревоги в энергию созидания: творчества, учебы, профессии.
Методы воспитания
Метод воспитания - это способ определённым образом упорядоченной деятельности воспитателя и воспитанника.
Три группы методов:
1. Метод убеждения
- это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации, сообщение и осознанное отношение к ним воспитанника. Понятие убеждения в воспитательном процессе обычно употребляется в двух смыслах: 1. - этический, житейский (обобщённый опыт человека); 2. - педагогический (процесс формирования знаний, понятий и представлений о мире). Основное назначение методов убеждения убедить учащихся в объективности истинности, жизненной необходимости, овладение общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира.
Существует четыре формы методов убеждения : информационная, поисковая, дискуссионная, взаимное просвещение
Метод убеждения нужен для:
1. Компетентность и убеждённость самого педагога в предмете
2. Актуальность
3. Опора на имеющийся у воспитанника опыт
4. Учёт половых и возрастных особенностей
5. Ставка на индивидуальность
2. Метод организации жизни и деятельности учащихся
Цель: научить воспитанника определённым навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных факторов.
В основе этого метода - непосредственный, практический опыт детей, этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанника в многообразие практической деятельности:
1) педагогическое требование (воспитание-самовоспитание)содержание требований определяется общественными нормами и выступает перед воспитанником как конкретная реальная задача. По форме предъявления требование бывает прямое и косвенное.
2) приучение - организация планируемого и регулярного выполнения учащимся определённых действий, переходящих в привычные формы поведения
3) упражнение - это многократное повторение, закрепление и совершенствование социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения, результат формирования нравственных привычек.
4) создание воспитывающей ситуации
5) пример окружающих
3. Метод стимулирования (возвратно-оценочный метод)
Это сильнейшее средство воздействия на личность развивающегося человека:
а) одобрение и осуждение
б) поощрение и наказание
Их назначение: регулировка через эмоционально-волевую среду проявляющихся положительных и отрицательных качеств воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Педагогические правила и требования к поощрению и наказанию:
1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем сложенном ученическом коллективе можно вообще длительное время находиться без них.
2. Использование поощрений и наказанийт эффективно только в сочетании с убеждением и организации жизни и деятельности детей.
3. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным - наказание.
4. Поощрение и наказание должны быть индивидуализированы, учитывать половые, возрасные особенности.
5. И ещё хорошо бы наказывая иметь в виду латинскую пословицу: "Наказываю тебя не потому что не выношу, а потому что люблю."
Метод самообслуживания
Состоит в том, что педагоги вовлекают учащихся в трудовую деятельность по созданию наиболее благоприятных условий жизни школы
Формы:
1) бригадная организация труда
2) разновозрасные трудовые объединения
3) индивидуальные трудовые поручения.
Метод самоуправления
Является действующим механизмом развития гражданской акимвности учащихся.
Принципы построения сомоуправления предусматривает выборность снизу доверху для четкого построения взаимодействия всех частей самоуправления. Большую роль играет принцип представительства руководящих органов.
Метод соревнования
Способствует организации и стимулированию деятельности коллектива.
Достоинства:
- сплочение коллектива
- развивает чувство товарищества, взаимопомощи, вызывает стемление сознательно выполнять единые требования.
Существуют следующие правила учёта кода и результата соревнования: не может быть одной системы учёта для всех видов деятельности (балловая, очковая, премиально-штрафная). Важнейшим условием успеха соревнования является:
1) гласность
2) сравниваемость результатов
3) возможность использовать передовой опыт передовых групп
4) учёт и контроль за ходом соревнования
5) сочетание материальных и моральных стимулов
Метод общественного мнения
Это метод педагогического стимулирования, который побуждает общественно полезную, творчески активную деятельность, воспитание и формирование на этой основе высоких нравственных качеств, путём моральной оценки сос тороны организованно-сплочённого коллектива.
Основные каналы воздействий общественного мнения.
1. Обсуждение и принятие решений
2. Действие уполномоченных лиц, членов учебного актива за различные участки работ
3. Стенная печать(газеты, плакаты)
4.Личные отношения между членами коллектива.
Функции общения
познавательная (передача учащимся знаний и умений);
экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся);
корреляционно-регулятивная (воздействия на учащихся с целью изменения или сохранения их поведения, активности, отношения к друг другу и т. д.);
социального управления (руководства поведением и деятельностью учащихся с помощью педагогических технологий: одобрения, похвалы, поощрения, замечания, неодобрения, наказания);
социализация (формирования у учащихся гуманных форм общения (вежливости, тактичности, доброжелательности, умения оказывать поддержку и т. д.).
Стили педагогического общения
Авторитарный
Либеральный
Демократический
Уровни общения
Примитивный
Манипулятивный
Стандартизованный
Конвенциональный
Игровой
Духовный
Раздел II. Организация и методика воспитательного процесса в ПУ
Тема 2.1. Методика и техника планирования воспитательной работы
Понятие планирования воспитательной работы. Принципы планирования воспитательной работы. Ошибки при планировании. Создание плана воспитательной работы. Виды планов воспитательной работы. Перспективно-календарный план-сетка. План классного руководителя как воспитателя.
Тема 2.2. Создание и развитие ученической группы
Коллектив – это группа людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, в силу этого достающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Коллектив детский воспитательный – созданная высоконравственных и эстетических воспитывающих общественных отношений деятельности и общения в детской среде, способствующих формированию личности и развития индивидуальности.
Коллективное мнение – это разновидность общественного мнения. Представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям жизни общества и данного коллектива.
Основные признаки воспитательного коллектива:
1. Совместная деятельность
2. Четко выраженная структура
3. Имеет орган самоуправления
4. Жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличает сознательность дисциплины, закрепленная в полезных привычках и традициях, четкое выполнение режима, педагогически продуманного распорядка жизни детей
5. Бодрый стиль жизни коллектива
6. Тесные связи с трудовыми и общественными организациями
7. воспитательный коллектив всегда находится в процессе поступательного развития.
Этапы развития коллектива:
1. Создание коллектива. Отношение в коллективе не выражается в форме созданных требований, а по отношению к себе их у личности не существует
2. Формирование воспитательного коллектива. Воспитательное требование к своим товарищам предъявляет актив в целом. Требование личности к себе ниже, чем у других
3. Общественное мнение. Утверждение общественного мнения большинства. Воспитательные требования предъявляет большинство коллектива, требование к себе соответствует требованию к другим. На этой стадии развития активное большинство коллектива обеспечивает победу воспитательных признаков, тем более что голосование на общем собрании может закрепить ее в виде постановления
4. Воспитывающее требование к личности предъявляет весь коллектив. Требование к личности выше. Нравственные поступки становятся привычкой, превращаются в потребность личности.
Функции семьи
- Репродуктивная (продолжение рода)
- Воспитательная
- Рекреативная (поддержка – моральная, физическая, материальная, психологическая)
- Экономическая (распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства)
- Коммуникативная (общение)
- Фемицитологическая (ощущение счастья)
Уровни развития семьи
1. Уровень обслуживания ребенка (кормление, одевание).
2. Уровни развития личности ребенка.
3. Стабильная семья (как личность каждый член семьи).
4. Социальная роль в семье (формирует гражданина своей страны, общества).
Основы эффективности семьи
1. Структура семьи (поколение).
2. Состав семьи (полная, неполная, многодетная, многодетная).
3. Материальная эффективность.
4. Бытовая (на 1человека должна быть комната).
5. Образовательный уровень (развитие родителей).
6. Профессиональный уровень (60% - женщины работают, 40% - мужчины).
7. Педагогический потенциал родителей (4-5 раз в год – родительские собрания)
· Организационные родительские собрания.
· Текущие родительские собрания.
· Итоговые родительские собрания.
· Общие родительские собрания.
· Тематические родительские собрания.
8. Опыт и стаж семьи. Либеральное воспитание (бабушки и дедушки). Второго ребенка воспитывают не так как первого (более строго или более мягко).
9. Уровень коммуникации – искусство уметь «молчать».
10. Совместная деятельность.
Стили семьи
Тема 2.4. Мониторинг качества воспитания
Сущность, цели и задачи мониторинга качества воспитания студентов. Диагностика приоритетных направлений духовно-нравственного, эстетического и гражданского воспитания студентов. Роль педагогической диагностики в формировании и совершенствовании модели системы воспитания в ССУЗе.
Тема 2.5. Организация и методика направлений воспитательной работы
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача – вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований;
- развитие познавательных интересов;
- развитие потенциальных возможностей личности;
- формирование познавательной активности;
- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;
- вооружение учащихся методами познавательной деятельности.
Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
- обучение новым видам движениям;
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости);
- формирование гигиенических навыков;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи:
- формирование трудовых действий;
- ознакомление учащихся с новыми типами производственных отношений;
- изучение орудий труда и способов их использования;
- обретение опыта посильной трудовой деятельности различных сферах труда;
- формирование интереса к производственной деятельности;
- развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства;
- развитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, подготовки к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органом власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.
Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач:
- формирования эстетических знаний;
- воспитания эстетической культуры;
- овладения эстетическим и культурным наследия прошлого;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- развития эстетических чувств;
- приобщение человека к прекрасному в жизни, к природе, труду;
- развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др.
Традиционные задачи дополняются новыми.
В области духовного и нравственного воспитания:
- развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;
- воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;
- усвоение привычек духовного и нравственного поведения;
- привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;
- воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;
- развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.
В области интеллектуального воспитания:
- усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;
- развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;
- удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;
- развитие потребности учится, постоянно пополнять свои знания.
В области физического воспитания:
- понимание связи между телесным и духовным;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию
- формирование потребности постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.
В области трудового воспитания:
- понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;
- формирование привычки много и настойчиво работать;
- привитие ответственного отношения к работе;
- воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжении жизни.
Тема 2.6. Коллективная творческая деятельность учащихся и ее организация
Многообразные формы воспитательного процесса. Совместно-разделенная деятельность как основа КТД. Этапы и приемы КТД. Личностная ориентированность – основа КТД. Классный час как «час классного руководителя». Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы. Картотека организационных форм воспитания. Система организационных форм воспитания.
Тема 2.7. Воспитательная работа с разными категориями детей
Социально- экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение восстребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.
Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, беспризорность среди несовершеннолетних.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создание целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, педагогов дополнительного образования детей, родителей, воспитателей, руководителей.
Девиантное поведение как аспект «запущенного воспитания»
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения позволило выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики.
Проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков», «педагогически запущенные дети» и ряд других.
Дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называются трудными или трудновоспитуемыми.
Трудновоспитуемость – это сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами.
Трудновоспитуемость детей рассматривается через явление, которое называется девиация(отклонение). Поведение детей может быть отклоняющееся и нормальное.
Нормальное поведение ребенка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации.
Отклоняющееся поведениеможет быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, следствия отсутствия адекватного учета средой, особенности его индивидуальности. Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезодаптации:
- дети, не посещающие школу;
- дети – сироты;
- социальные сироты;
- дети, употребляющие наркотики и токсические вещества;
- дети, совершившие противоправные действия.
Девиация включает в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведения.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Типичными проявлениями девиантного поведения являются: демонстрация, агрессия, самовольное и самокритическое отклонение от учебы, ухода из дома, бродяжничество, пьянство, алкоголизм, ранняя наркотизация и попытки суицида.
Делинквентное поведение – повторяющееся, ассоциальное действие детей и подростков:
- агрессивно-насильственное поведение (побои, поджоги, ссадистские действия);
- корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта);
- распространение и продажа наркотиков.
Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности (14 лет) служит основанием для возбуждения уголовного дела.
Биологические факторы
а) генетические (нарушение умственного развития, повреждение нервной системы, телесные поруки);
б) психофизиологические (влияние на организм человека нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды);
в) физиологические (дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки склада человека).
Психологические факторы
(нервно-психические заболевания, неврастения)
Морально-этические факторы
(низкий морально-нравственный уровень общества, разрушение цкенностей, падение нравов)
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
а) в центре внимания «Я», не признает других, немедленное удовлетворение своих желаний;
б) вспыльчивость, слабая тормозная функция, сильная отрицательная волевая направленность, иждивенческая, потребительская жизненная позиция;
в) любит яркие острые ощущения, готовы к любому приключению, не думая о последствиях;
г) характерны яркие противоречия:
- отсутствие трудолюбия, наличие высоких потребностей
- ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт бытовой жизни
- переоценка собственной личности и неуверенность в собственных силах и способностях
д) лживость, страх перед сильными;
е) слабая социальная связь с коллективом;
ж) негативное отношение к учению.
Дети с девиантным поведением прежде всего подростки (от 12 до 15 лет – 60%). Они появляются в результате ошибок воспитания.
Ошибки воспитания:
1. Отсутствие с детских лет серьезного внимания, воспитание запущено.
2. Строгость родителей при воспитании малолетнего ребенка и перенос этих методов на воспитание подростка.
3. Предоставление детям с малых лет свободы в действиях.
4. Отсутствие согласия между родителями, крайности воспитания нет единства в требовании.
И их перевоспитание
1. Ребенок может совмещать и хороший, и плохой поступок, систематически, но неглубоко связан с коллективом, без которого он не может обойтись. Ложная независимость, нет четкой организации, вырабатывается стремление избавиться от контроля родителей и педагогов.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:сделать все, чтобы не дать выйти из под контроля коллектива; привлечь к учебе, самовоспитанию, воспитывать чувство личной ответственности; не предъявлять повышенных требований; пока подросток готов, определить ближнюю, среднюю, дальнюю перспективу его жизни; максимум доброжелательности и уважение к его личности, замечать даже малейшие положительные изменения одновременно не замечая отрицательных.
2. Углубление конфликтов с коллективом сверстников и семьи, поведение определенно эгоистическими мотивами («лишь бы мне было хорошо»), нередко усиливается влияние компании улицы, ребенок без надзора, он отрицает право других себя воспитывать.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:нормализовать отношение в коллективе, не создавать условий для углубления конфликта, использовать эгоизм на первых порах в воспитательных целях (необходимо поручать ему ответственные дела), занять свободное время, чтобы он был на виду, не рекомендуется обсуждать и осуждать его.
3. Ему трудно жить в коллективе и семье, не хочет придерживаться общепринятой морали, создает свою мораль, оправдывает аморальное поведение, идет борьба со всеми педагогическими воздействиями, состояние полной безнадзорности, опустошение, деградация. Может совершить правонарушение или преступление.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:(метод взрыва) доказать ребенку, что дальше пропасть, выхода нет; дать возможность подумать и сделать выбор сознательно, то есть либо тюрьма, либо исправление.
Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоления различных отклонений в проведении ребенка или подростка.
Перевоспитание – это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.
Педагогу приходиться сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду и спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования?
Все эти вопросы встают перед педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессу педагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего поведения. Это второй этап перевоспитания. Третий этап – это процесс накопления нравственно положительных качеств, поступков воспитанника. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение его поведения.
Цель педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.
Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. Это подход к четвертому этапу перевоспитания – процессу самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.
Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания, кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание своего товарища.
Важно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни.
Следует помнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда, начиная с малой группы, следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков.
И еще один путь перевоспитания подростков – это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.с. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.
Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы педагога достигается не сразу и не просто.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбудимы, педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство за маленькими.
Девиантного поведения детей
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социальных педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни.
Причины алкоголизации населения:
- Пьянство отвлекает народ от существующих в обществе проблем;
2. Торговля спиртными напитками приносило и приносит прибыль государству.
Особенности детского алкоголизма:
- быстрое привыкание;
- злокачественное течение болезни (происходит разрушение ЦНС);
- ребенок принимает большие дозы алкоголя;
- быстрое развитие запойного пьянства;
- низкая эффективность лечения;
Происходит взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних:
· большинство преступлений совершается в нетрезвом виде (22% - кража личной собственности, 76% - хулиганские действия, 61% - подростками совершено изнасилование, 50% - разбои);
· преступления совершаются с целью добычи спиртного;
· пьянство способствует развитию криминальной ситуации;
· пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетнего к группе сверстников с антиобщественным поведением;
· является способом вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность.
Уровни увлеченности детей
Девиантного поведения детей
Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающих состояние эйфории. В России число наркоманов составляет более 10 миллионов человек. За последние четы