Сущность процесса воспитания
Сущность процесса воспитания
План:
1. Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание». Структура и функции воспитания дошкольников.
2. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период.
3. Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
4. Основные формы, методы и средства, результаты воспитания дошкольников.
5. Особенности воспитания дошкольников.
Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание».
Задачи воспитания дошкольников
Задачи физического воспитания — охрана и укрепление здоровья, совершенствование развивающегося организма, формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, устойчивого положительного эмоционального отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.
Задачи умственного воспитания дошкольников — развитие речи, разных форм мышления, переход от наглядно-образного к проявлениям логического, формирование мировоззрения, освоение сенсорных эталонов, перцептивных (обследовательских) действий с предметами, формирование умения пользоваться эталонами в повседневной жизни, развитие умственных действий и мыслительных операций.
Задачи социально-нравственного воспитания — развитие нравственных качеств, способность устанавливать взаимодействие со взрослыми и детьми; адекватно проявлять и регулировать эмоции и действия; воспитание культуры поведения, становление нравственного сознания (суждений и оценок); усвоение социально выработанных нравственных норм, правил поведения и общения, формирование положительного эмоционального отношения к другим людям, миру.
Задачи эстетического воспитания — воспитание чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие, формирование умения оценивать и самому создавать прекрасное в жизни, искусстве.
Задачи трудового воспитания — формирование умений и навыков обслуживающего труда, ухода за ближним окружением, развитие элементарных трудовых операций, умения совместно трудиться, воспитание положительного эмоционального отношения к труду, бережного отношения к труду других, освоение знаний о трудовых профессиях.
Задачи закладывания основ экологической культуры дошкольников — формирование бережного отношения к природе через осознание ее целостности и зависимости от человеческого разума; готовности к помощи субъектам природы (кормушки, посадки и т.п.), формирование положительного отношения к природе, основ экологического мировоззрения.
Задачи полового воспитания дошкольников — закладывание основ полового поведения, организация среды, способствующей правильной половой идентификации; формирование у ребенка типа поведения, связанного со своим полом; воспитание положительного отношения к другому полу.
Задачи подготовки детей к обучению в школе — формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению посредством решения выше обозначенных задач и специальной педагогической работы по подготовке детей к усвоению учебных предметов и формированию мотивационной, социальной, личностной, интеллектуальной, физической готовности к школе.
Нами рассмотрен основной спектр задач воспитания дошкольников, реализация которых в педагогической практике обеспечивает движение к цели, — всестороннее гармоничное развитие дошкольников. В содержание воспитания в ДОУ также входит знакомство с основами правового сознания, началами экономического воспитания. Разные сферы жизни ребенка оказывают влияние на всестороннее развитие стихийно и целенаправленно, в семье и образовательных учреждениях, социальных центрах, во взаимодействии детей друг с другом.
Содержание воспитательного процесса
в дошкольном образовательном учреждении
Содержание представляет единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, связей, внутренних процессов.
Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание как компоненты целостного воспитательного процесса. Средствами его освоения являются повседневная жизнь детей, их активная деятельность, целенаправленное воспитание и обучение.
Источником формирования содержания воспитания является социальный опыт, который включает знания, способы деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему, опыт творческой деятельности.
Содержание дошкольного воспитания определяется его целью и задачами. Оно регламентировано государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сегодня такого стандарта нет, он проходит стадию опытно-экспериментальной апробации. Стандарт дошкольного образования существенно отличается от стандартов других образовательных ступеней. Он должен определять систему требований к содержанию, методам, характеру взаимодействия педагога с детьми в образовательном учреждении. Также проект стандарта дошкольного образования определяет характер предметно-развивающей среды, ее наполняемость, требования к профессионализму специалистов ДОУ. В соответствии с требованиями стандарта строятся образовательные программы для дошкольных учреждений, которые отражают содержание дошкольного образования по направлениям и возрастным периодам.
Результатом воспитания является гармонично развитая личность ребенка, готовая к адекватному взаимодействию с социумом. Личность ребенка, ее развитие выступают как основной критерий качества дошкольного воспитания. Личность приобретает новые качества, свойства (нравственные, интеллектуальные, эстетические, физические и др.), положительные привычки поведения, осваивает основы культуры человечества.
Отбор содержания дошкольного воспитания, его построение регламентированы общими закономерностями воспитания личности. Закономерности носят объективный характер и являются основанием для определения принципов воспитания, регулирующих воспитательный процесс.
Первая группа особенностей.
Целенаправленность воспитания положительных качеств личности, привычек, умений и навыков поведения дошкольников, формирования взрослыми системы отношений ребенка к окружающему миру, к себе и другим людям.
Многофакторность процесса воспитания — в процессе воспитания проявляются многочисленные субъективные и объективные факторы, обусловливающие сложность воспитательного процесса. Социальный заказ дошкольному воспитанию, уровень экономического, правового, политического развития общества, уровень профессиональной подготовки педагогов, характер образовательной среды и эмоциональный климат, уровень воспитанности детей, политика ДОУ, педагогическая грамотность родителей, атмосфера в семье — это совокупность факторов, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс и результат воспитания дошкольников.
Непрерывность воспитания — процесс протекает во всех видах деятельности ребенка в режиме дня. Воспитание происходит стихийно и целенаправленно в каждый момент жизни ребенка. Процесс воспитания не конечен. Конечность условна, соотносится с окончанием возрастного периода, определенного отрезка времени. Такая условная конечность воспитательного процесса важна для оценки его качества, диагностики результатов воспитанности, коррекции воспитания в семье и ДОУ.
Комплексный характер процесса воспитания включает многообразие взаимодействующих компонентов (целевых, содержательных, процессуальных), которые действуют во взаимовлиянии и взаимоподчинении:
• содержательные элементы воспитания (физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, правового, полового, экологического и др.);
• структурные компоненты воспитательного процесса (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты);
• субъекты — участники воспитательного процесса (дети, сверстники, родители, педагоги, психологи и другие взрослые);
• условия протекания воспитательного процесса (психологические, педагогические, организационные, методические, материально-технические).
Двусторонний характер воспитания, построенный на обратных связях между детьми и взрослыми. Чем больше информации у взрослого о ребенке, его восприятии, воспитанности, особенностях личности, тем выше контактность и результат воспитания.
Неоднозначность и неопределенность результатов воспитания — в одних и тех же условиях воспитываются дети с различными личностными характеристиками, привычками, уровнем воспитанности, линией поведения. Результаты в одних и тех же условиях могут быть соверщенно различными, так как действует субъективный фактор.
Ко второй группе особенностей относятся:
Определяющая роль взрослого в воспитании дошкольников. Взрослые на этом возрастном этапе выполняют воспитательную, обучающую, развивающую, адаптационную, организационную, координирующую и интегрирующую функции.
Отсроченность результатов воспитания во времени — в дошкольный период закладываются основы воспитанности, которые развиваются, углубляются, расширяются и перерастают в воспитанность личности на последующих возрастных этапах.
Поведение и деятельность ребенка-дошкольника регулируются непосредственными чувствами, эмоциями, побуждениями.
Особая значимость положительной оценки, одобрения поступков, действий, качеств личности ребенка со стороны взрослых.
Необходимость постоянной наглядной опоры, положительного практического примера в воспитании личности дошкольника.
Неустойчивость воспитанных качеств, привычек, умений, необходимость постоянного повторения, закрепления, применения в разных жизненных ситуациях.
Обусловленность воспитания дошкольников рядом физиологических и психологических факторов, необходимость их учета в построении и организации воспитательного процесса в семье и ДОУ:
• быстрая утомляемость ребенка, истощаемость нервных кле
ток;
• неустойчивость внимания и восприятия;
• невысокий уровень произвольности психических процессов,
который увеличивается к старшему дошкольному возрасту;
• преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
• высокая пластичность психики, высокая эмоциональность детей, восприимчивость к окружающему;
• наличие наглядно-образного типа мышления;
• быстрое освоение и вместе с тем непрочность формируемых умений, навыков, привычек поведения;
• постоянное стремление к познанию и освоению нового, любознательность;
• сензитивность воспитания черт, качеств личности, привитие норм поведения и общения, формирование личностного опыта ребенка;
• игра как ведущий вид деятельности дошкольников, в которой оптимально и естественным путем формируются новообразования личности, ее знания, качества, отношения, умения, способности.
Названные нами особенности воспитания дошкольников важно знать и учитывать при планировании, конструировании, организации и оценке результатов воспитательного процесса.
Рекомендуемая литература
1. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает.— СПб., 2002.
2. Ваидавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.
3. Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа. — М., 1994.
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.
5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. Пер. с англ. — М., 1995.
6. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
7. Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.
8. Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике.— М., 2005.
9. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с англ. - М, 1992.
10. Леей В. Нестандартный ребенок. — СПб., 1993.
11. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ.— М., 1991.
12. Лихачев Б. Т. Философия воспитания.— М., 1995.
13. Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. — Самара, 1995.
14. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.— М., 1988.
15. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.
16. Стеркина Р. Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ.— М., 1997.
17. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. - М., 1993.
Сущность процесса воспитания
План:
1. Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание». Структура и функции воспитания дошкольников.
2. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период.
3. Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
4. Основные формы, методы и средства, результаты воспитания дошкольников.
5. Особенности воспитания дошкольников.
Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание».