Коммерциализация досуга в современных условиях
Содержание
Введение стр. 3
1. Коммерциализация досуга в современных условиях стр. 4
2. Программа социологического исследования стр. 6
3. Анкета стр. 8
4. Итоги анкетирования стр. 10
Заключение стр. 12
Введение
Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией культурно-досуговых учреждений. Духовные потребности очень динамичны и в связи с этим постоянно изменяются, переходя на качественно новый уровень.
В сферу досуга наряду с государственными структурами органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.
Частный сектор целиком и полностью зависит от культурно - досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предложений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру даёт возможность коммерческим предприятиям, фирмам безошибочно находить и «закрывать» экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых центров.
В условиях рыночной экономики коммерческий сектор и инновационная политика взаимосвязаны и взаимозависимы. Нововведения помогают коммерческим учреждениям культуры выжить в конкурентной борьбе и получить прибыль. В то же время ресурсы коммерческого сектора способствуют возникновению и развитию инновационных форм досуга.
В нашей работе мы кратко познакомимся с проблемой коммерциализации современного досуга и проведем социологическое исследование на данную тему.
Программа социологического исследования
На сегодняшний день ведущее место в досуговой сфере занимают коммерческие организации. Услуги коммерческого сектора весьма разнообразны и трудно поддаются классификационным рамкам. Так называемая «индустрия развлечений», всемерно развиваемая коммерческими организациями, является существенной статьёй доходов её владельцев. Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы. Между тем, бюджетная сфера досуга сведена к минимуму. На базе муниципальных и государственных учреждений культуры возникают коммерческие отделения. Отношение общества к коммерциализации досуговой сферы неоднозначно.
Цель нашего исследования: оценить влияние коммерциализации досуга на современное общество.
Таким образом, объектом данного исследования является сфера досуга, а предметом – коммерциализация в сфере досуга.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести социологический опрос среди населения города Перми;
- выяснить отношение современного общества к коммерциализации досуга;
- узнать предпочтения в досуговой сфере разных возрастных групп;
- выявить современные проблемы досуга.
Социологическое исследование по выбранной теме проводилось в Интернете в виде анкетирования среди жителей нашего города (18 – 40 лет). После подсчета данных, был предоставлен отчет (в процентах) по итогам.
Анкетирование является одним из наиболее эффективных орудий исследования. Анкета состоит в основном из альтернативных закрытых вопросов, т. е. вопросов включающих в себя все возможные варианты ответов или подсказок, из которых опрашиваемому необходимо выбрать тот, который более всего соответствует его мнению. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
К участию в опросе приглашались жители города Перми в возрасте от 18 до 40 лет – наиболее социально – активная возрастная группа.
Анкета была доступна для заполнения в течение суток. За это время в опросе приняли участие 418 человек. Из них 236 – женщины, 182 – мужчины.
Анкета
1. Укажите Ваш возраст:
а) 18 – 25 лет
б) 26 – 35 лет
в) 36 – 40 лет
2. Пол:
а) Женский
б) Мужской
3. Укажите Ваш социальный статус:
а) Учащийся
б) Рабочий
в) Безработный
Итоги анкетирования
После проведения анкетирования среди населения города Перми, мы можем сделать следующие выводы.
По возрастному признаку респонденты разделились следующим образом:
18 – 25 лет – 209 человек
26 – 35 лет – 156 человек
36 – 40 лет – 53 человека
Из этого следует, что наиболее активная социальная группа – это молодежь от 18 до 25 лет.
Что касается деления по половому признаку, то самыми активными оказались женщины (341 человек) – больше половины респондентов, а мужчины проявили меньшую активность – всего 77 человек.
Социальный статус наших респондентов:
Учащиеся – 196 человек
Рабочие – 215 человек
Неработающие – 7 человек
Количество учащихся (в различных школах, вузах, лицеях) составило 46% от всех респондентов, количество работающих превысило половину всех участников – 51%, и всего 3% составили люди неработающие и не учащиеся на данный момент.
Среди наших респондентов 25% готовы выделить на свободное время лишь один час в день, 64% - 2-3 часа и лишь 11% готовы отвести досугу больше 3 – х часов.
На свой досуг 14% респонденты готовы потратить до 500 рублей, до 1000 рублей – 69% и лишь 17% могут выделить больше 1000 рублей.
На вопрос «Где вы предпочитаете проводить свой досуг?» респонденты ответили:
Дома – 137 человек
Кино – 102 человека
Ночные клубы – 54 человека
Интернет – 100 человек
Спорт – 25 человек
Большинство респондентов предпочитают проводить свой досуг дома, либо в кино и Интернете. Меньший интерес вызывают ночные клубы и занятия спортом.
73% респондентов ответили, что с удовольствием бы посещали бесплатные кружки и студии, 15% затрудняются с ответом, а 12% не стали бы посещать даже на бюджетной основе.
Среди причин, по которым респонденты проводят свое свободное дома, назвали:
Сильно устаю за день – 156 человек
Не имею свободных средств – 237 человек
И лишь 25 человек ответили, что предпочитают отдыхать вне дома.
Согласно данному исследованию, основными «потребителями» досуговой сферы являются учащиеся и рабочие в возрасте от 18 до 35 лет, но, не смотря на социальный статус, больше половины опрошенных не готовы потратить на свой досуг больше 1000 рублей, зато с удовольствием бы посещали бюджетные кружки и студии по интересам. Именно коммерциализация досуговой сферы стала причиной, по которой больше половины респондентов предпочитают отдыхать дома. Люди готовы выделять по 2-3 часа в день на досуг, но не готовы платить за это деньги.
Заключение
На сегодняшний день идет активная коммерциализация досуговой сферы. Даже государственные учреждение начинают работать на коммерческой основе. Данные изменения отражаются на жизни общества (в основном на жизни молодежи).
Проведя социологическое исследование, мы решили поставленные задачи. Узнали предпочтения в сфере досуга, отношение к коммерциализации данной сферы. Современное общество достаточно положительно относятся к инновациям в развлекательной сфере, но не готово платить за это деньги.
Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Свобода выражается в большом количестве форм досуга и, вероятнее всего, их будет становиться еще больше. Но на данный момент люди не готовы тратить свои деньги на развлечение и отдых, хотя и питают интерес к досуговой сфере.
Содержание
Введение стр. 3
1. Коммерциализация досуга в современных условиях стр. 4
2. Программа социологического исследования стр. 6
3. Анкета стр. 8
4. Итоги анкетирования стр. 10
Заключение стр. 12
Введение
Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией культурно-досуговых учреждений. Духовные потребности очень динамичны и в связи с этим постоянно изменяются, переходя на качественно новый уровень.
В сферу досуга наряду с государственными структурами органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.
Частный сектор целиком и полностью зависит от культурно - досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предложений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру даёт возможность коммерческим предприятиям, фирмам безошибочно находить и «закрывать» экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых центров.
В условиях рыночной экономики коммерческий сектор и инновационная политика взаимосвязаны и взаимозависимы. Нововведения помогают коммерческим учреждениям культуры выжить в конкурентной борьбе и получить прибыль. В то же время ресурсы коммерческого сектора способствуют возникновению и развитию инновационных форм досуга.
В нашей работе мы кратко познакомимся с проблемой коммерциализации современного досуга и проведем социологическое исследование на данную тему.
Коммерциализация досуга в современных условиях
Прежде, чем говорить о коммерциализации, следует объяснить понятие «досуг». Досуг - это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых.
Культурно-досуговая сфера испытывает в наши дни существенные трудности и проблемы.
Это и материально – техническая база, и нехватка кадров, и доступность, и многое другое. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
В современных условиях доходно образующая часть в организациях культуры и досуга складывается из многообразных источников, т.е. имеет смешанную природу.
Она формируется на основе:
- бюджета (государственного и регионального уровня), а также иных поступлений от учредителей (государственных и местных органов власти, юридических и физических лиц);
- основных платных видов деятельности учреждений культуры;
- платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
- кредитов банков;
- донорских взносов (добровольных пожертвований, спонсорской помощи и др.);
- других доходов и поступлений, в том числе доходов от различной предпринимательской деятельности, включая ту, которая не относится к профильной деятельности.
Индустрия развлечений включает множество направлений: проведение различных фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, появляются коммерческие услуги, связанные с новыми информационными технологиями, такими, как Интернет - услуги. Можно сделать вывод, что с переходом на рыночные отношения клубная культура России стала намного богаче и разнообразнее.