Ограничение числа участников Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п.

Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.

Принятие решения Административные методы; педагогические методы

В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

объективности и адекватности оценки конфликта;

конкретно-ситуационного подхода;

гласности;

демократического воздействия, опоры на общественное мнение;

Комплексного использования способов и приемов воздействия.

Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в табл. 4.4, а также использование различных видов психологической власти по разрешению конфликтов, разработанных Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, отраженные в табл. 4.5.

Таблица 4.4

Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту Содержание фактора Последствия

Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только с точки зрения того, как они выполняют его указания) Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта

Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности Ошибочные решения, связанные с субъективной оценкой предмета конфликта

Стремление как можно быстрее погасить конфликт Ошибочные решения, часто приводящие к наказанию “правых” и “виноватых”

Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии, дружба и т. п.) Ошибочные решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта

Таблица 4.5

Различия в подходах к применению власти по разрешению

Конфликтов по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр Вид власти и ее проявления

Манипулирование Влияние

Исход конфликта зачастую затрагивает интересы влияющего Исход, как правило, не затрагивает интересы влияющего

Часто исход оказывается нежелательным для объекта влияния Учитывается согласие и его отсутствие у объекта влияния

Информация, неугодная субъекту влияния, утаивается Объекту влияния предоставляется полная информация

Объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора Объекту влияния дается свобода выбора

Источники для углубленного изучения темы

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Разд. VII; VIII.

Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Лекция 9. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Минск: Амалфея, 1998. — С. 238–250.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999 — Гл. 12.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М.: Инфра-М, 1996.

Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. — М.: Экмос, 1998. — C. 94–132.

Контрольные вопросы

Приведите определение понятия «управление конфликтом».

2. Какие виды деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом?

Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

Что следует понимать под регулированием конфликта?

Перечислите этапы регулирования конфликта.

Перечислите важнейшие технологии регулирования конфликта.

Что следует понимать под разрешением конфликта?

Перечислите предпосылки разрешения конфликта.

Перечислите принципы управления конфликтами.

  1. Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.

Тема: «Технологии управления конфликтами». Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.



Наши рекомендации