Специфические причины конфликтов «учитель - администратор»
1. Плохая организация труда учителя.
2. Стиль руководства.
3. Необъективность оценки педагогом знаний учащихся, их поведения.
Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»:
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя.
2. Нарушение школьных требований.
К сожалению, в данном случае приходится констатировать, что возникновение конфликтов между учителем и учениками, скорее, показатель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика.
Специфические причины конфликтов «учитель - родитель».Многие родители считают, что учителя:
1. Делят всех на любимых и нелюбимых детей.
2. Убеждены, что если ребенок плохо учится, значит, он хулиган.
3. Постоянно несправедливо занижает оценки, необъективен.
4. Часто унижает детей, оскорбляет их.
5. Плохо высказывается о родителях при детях.
В свою очередь, многие учителя убеждены в том, что родители:
1. Слишком высокого мнения о своем ребенке.
2. Опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой, ни во что глубоко не вникают, поверхностно судят об учителях.
3. Совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а претензии предъявляют педагогу.
4. Считают, что учителя обязаны учить и воспитывать их детей.
5. Часто вмешиваются в учебный процесс (то классный руководитель им не подходит, то учитель не тот).
Педагогическая практика и некоторые научные исследования позволяют объективно сформулировать наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей:
1. Разные уровни общей педагогической культуры.
2. Несогласованность стратегии и тактики воспитанная.
3. Непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его от многих факторов помимо школы и семьи.
4. Различия в отношении к ребенку как к личности. Со стороны родителей это превалирование отцовского или материнского чувства. Учитель, прежде всего, реализует свой социальный статус воспитателя. Однако служебно-официальный, характер общения учителя с учениками не дает результатов.
5. Отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи ( «старые счеты», взгляды «высокопоставленных родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания…).
6. Столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения.
7. Профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).
Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется, как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя – защитить своего ребенка.
Специфические причины конфликтов «учитель - учитель»:
1. Особенности отношений субъектов педагогических конфликтов:
• Между молодыми учителями и учителями, имеющими стаж работы;
• Между учителями, преподающими разные предметы;
• Между учителями, преподающими один и тот же предмет;
• Между учителями, имеющими звания, должностной статус и не имеющими их;
• Между учителями начальных классов и среднего звена;
• Между учителями, чьи дети учатся в одной школе…
2. «провокации» (чаще непреднамеренные) со стороны администрации учебного заведения.
• Необъективное или неравномерное распределение ресурсов (кабинетов, технических средств обучения);
• Неудачный подбор учителей в одной параллели с токи зрения их психологической совместимости;
• Косвенное «столкновение» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительной дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого…).
Специфические причины конфликтов «ученик - ученик»:
• Учебные нагрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий.
• Смена школьного коллектива, возникающая при этом трудность в адаптации новичков.
• Неразвитая рефлективность, несовпадение самооценки ученика с оценкой товарищей.
• Неопределенность социального статуса личности ученика в школьном социуме.
• Общая неблагоприятная морально- психологическая атмосфера в классе.
Комфортное состояние или неустойчивое положение школьника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия постоянных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) от того статуса, который имеет школьник в учебном социуме. В ученическом коллективе каждый школьник имеет свой социометрический «вес», занимая положение вожака, лидера, аниматора, принятого, изолированного или отверженного. Неприятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного окрашивает опыт взаимоотношения с людьми в неизменно мрачные тона, увеличивает тревожность и даже озлобленность, что в свою очередь является благодатной почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе.
Снижение или возрастание частоты конфликтов между учащимися зависит в первую очередь от степени усвоения учениками духовных (нравственных) ценностей, ведь именно духовность является детерминирующим основанием деятельности, поведения, поступков школьников.
Методика К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте». 2)Методика «Оценка психологического климата в коллективе». 3)«Тест на оценку уровня конфликтности личности». 4)«Тест на конфликтность Кноблоха - Фальконетта».