Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.
• В первый конфликтный период происходит смена его ведущей деятельности – игровой на учебную, меняется социальная позиция, появляются новые для него требования и обязанности.
• Второй конфликтный период - переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителей предметников.
• В третий конфликтный период – в начале девятого класса – нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в школе.
• Четвертый конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.
Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации. Они происходят не только по объективным, сколько по субъективным причинам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.
Сложную и обстоятельную типологию педагогических конфликтов предложила М.О. Новодворская, разграничив конфликты на деловые, личностные на деловой основе и межличностные. Каждый из этих типов, в свою очередь, классифицируется по источнику, факторам возникновения, типу структуры взаимоотношений, типу разрешения, влиянию на коллектив и его отдельных членов, форме выражения.
Похожая типология конфликтов в педагогических коллективах представлена в работе А.Ф.Пеленева. В качестве критериев для классификации он использует такие показатели, как должностной статус, причины конфликтов их результаты, количественный состав противоборствующих. Конфликты подразделяются на деловые и неделовые; деловые в свою очередь, делятся на правовые, педагогические и официально-коммуникативные. Неделовые - на нравственно-коммуникативные и психологические. Данная классификация представляется не совсем адекватной реальным противоречиям, имеющим место в педагогических коллективах.
Наиболее приемлемой представляется типология педагогических конфликтов, предложенная Г.Л.Верониным. С учетом субъекта деятельности, он выделяет 10 видов противостояний: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик—родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родитель-администратор; администратор-администратор.
Исходя из анализа основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следующая типология:
1. «учитель-ученик»;
2. «учитель-администратор»;
3. «учитель-родитель»;
4. «учитель-учитель»;
5. «ученик-ученик».
Признание данной типологии школьных конфликтов обусловлено тем, что она:
• Исходит из понимания школьного конфликта как форы проявления обострившихся объект - субъективных и субъект-субъективных противоречий;
• Включает четыре основных специфических субъекта школьной деятельности;
• Отображает наиболее типичные для школьного социума конфликтные ситуации;
• Доступна, и является наиболее типичные для школьного социума конфликтные ситуации.
Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт:
1. Служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания.
2. Способствует адаптации личности к новым условиям.
3. Объективизирует источник разногласия суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения.
4. Помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации.
5. Способствует сплочению группы, укрепляет неформальные отношения.
6. «высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности коллектива.
Ряд конкретных функций педагогического конфликта проявляется в:
1. Разрушении формальных и неформальных отношений совместной деятельности в школьном социуме.
2. Воспроизводстве психологического дискомфорта в общении.
3. Усилении интровертированного личностного состояния субъектов общения.
Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия
Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, положениях.
Различие внешней и внутренней позиции, участвующих в конфликте людей, необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуациативным внутреннее, существенное.
Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:
1. Нарастание;
2. Реализация;
3. Затухание.
Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно уже на стадии ее возникновения. Одним из эффективных способов блокировки конфликта является переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. Например, при нарастании напряженности между двумя учениками им обоим необходимо дать какое-либо поручение. Если оно будет связано с выполнением физического труда, отрицательная энергия будет расходоваться в деятельности, не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.
Жизнь - это сложная штука, но эта сложная штука открывается просто, как ящик, нужно только уметь его открыть
Ответить с цитированием
: Управление конфликтами в педагогическом коллективе
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Одним из центральных вопросов конфликтологии считается вопрос о причинах и факторах развития конфликта. Дело осложняется тем, что проанализировать процесс зарождения, возникновения, развития конфликта в естественных условиях практически невозможно. Исследователи-психологи имеют дело в основном с ретроспективным анализом ситуации, полученным со слов участников и, как следствие, далеким от объективности.
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.
Различают две группы причин возникновения конфликтов:
Общие - порожденные особенностями трудового процесса, жилищных, экологических, и прочих причин.
Частные - коренящиеся в особенностях взаимоотношений и личностном своеобразии участников конфликта.
Общие причины. К ним относятся:
• Социально – политические и экономические причины, связанные с ситуацией в стране;
• Социально – демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, воратом, принадлежностью к этническим группам…
• Социально – психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах:
• Индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности.
Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта, к ним относятся:
• Неудовлетворенность условиями деятельности;
• Нарушение служебной этики;
• Нарушение трудового законодательства;
• Ограничение ресурсов;
• Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
• Неудовлетворительные коммуникации.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и связывающие почву для реального противоборства между ними.
Схематично взаимосвязь причины конфликта , можно представить следующим образом .
Рисунок 1.3.: Взаимосвязь причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
Особое место среди факторов, обусловливающих возникновение конфликта, занимает повод.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное место занимает классификация конфликтных ситуаций. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций (табл.1.3.).
Таблица1.3. Типы конфликтных ситуаций
Тип конфликтной ситуации Проявление
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины; брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров; ошибки в организации контроля; просчеты в планировании; нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия; ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений; нарушение этики общения Низкая профессиональная подготовка Брак в работе; неспособность принять адекватное решение