Мезолит. Общая хар-ка. Искусство
Эпоху каменного века между палеолитом и неолитом называют-мезолитом.Археологические культуры и памятники мезолита относятся большинством исследователей к трём климатическим послеледникового периода: 1)пребореал (8300-7500/7000до н.э.),2) бореал (7500/7000-6000 до н.э.), 3)нач.атлант.периода, атлантикума (6000-5500 до н.э.). Европа освобож.от ледяного покрова, уровень моря поднялся. Потепление заверш.не ранее 5 тыс.до н.э. Тундра→хвойные→ широкол.леса→в пребореале к С продв.березовые, сосновые и еловые. Холодные степные пространства на Ю Рус. Равнины меняют свой растит.покров. Вымир.мамонт, шерстистый носорог и овцебык, заменив.на совр.жив. (олень, лось, бурый медведь, волк, кабан, бобр в лесах; сайга, дикий осел, лошадь, тур в степях). Водоплав.птицы, рыба и моллюски → расширение базы собирательства, изменение его форм (загонная охота исчез., одомаш.собаки, рыболовство, появление лодок) → кратковрем.ст. и жилища-шалаши, подвижные малые группы охотников и рыболовов.
Заселение Евр.России. Формирование специф.особ. разных регионов (Ю – интенс.собират. → производ. формы; «плодор.полумесяц» - очень корот.переход к неолиту; лес – присваив.).
Орудия: продолжение традиций палеолита, тот же набор, но… Усовершенствование метател.оружия; спец.для районов – Ю: геометрич.микролиты (мал.сегменты, треугольники, трапеции из мелких правил.пластинок с помощью ретуши); орудия для обработки дерева (долота, топоры, тесла, струги), макролиты (круп.орудия, в т.ч. землекопные – мотыги и кайла; формы лезвий все больше похожи на металл.). Техники обработки: ретуширование, сверление, пиление, полирование и шлифование. Последние дает возможность обработки материала любой твердости и строения, а также придает тему любую желаемую форму. Шир. распростр. обработка кости, рога, кожи, бересты.
Ис-во (в.13). Монумент.(наскальн.):более схематичный «графичный стиль», много изобр.людей (Исп., Сев.Африка; урочище Кобыстан в Азерб., в гр. Зараут-Камар в Центр.Фергане), изображ. > становится символом, знаком, распростр. и усложн. орнамент; гл. сюжет - охота, воен. столкновения, это целый рассказ. Мелк. пластика:упрощение, схематизм, знаковость. Антропо- и зооморфные. Из дерево, кости, рога, рыбьего зуба, янтаря. Окраш. и гравир. галька, магич. цели. Прикл. ис-во: орнамент.охотничье оружие и предм. быта.
Погребения. По-прежнему индивид.и парные (ряд таких обнаруж.в России: Усть-Грязная, Падь Частая, Падь Хиньская, Рытвинка 1, Мурзак-Коба). Укрепление внутреплеменных связей и культ предков→появление могильников (род.кладбищ вне поселений): гр.Гросс Офнет, могил. на о-вах Тевьек и Гедик (Зап.Европа), у с. Васильевское и Волошское (Вост.Европа). Наиб.известен Оленеостровский мог. (Юж.Олен.о-в в Онеж.озере) 6-нач.5 тыс.
Основные к-ры: Ближ.Восток – колыбель произ.хоз-ва (натуфийская), восточноприкасп. (зарзийский тип), янгельская (Юж.Урал), камская или прикам. (междур.Волги и Камы), горнокрым. (Крым), гребениковая (Сев.Причерн.), к-ра кунда (СВ обл. Рус.равнины), рассетинская (междур.Волги и Оки)
8.Неолит.Общая характеристика. Искусство
9.Неолит Средней Азии. Искусство
8.
Завершающий период каменного века. Сырьё: камень, кость, дерево.
Хронологические рамки зависят от различных климатических зон:
Ближний восток и Северная Африка – 8-7вв. до н.э.
Северная Азия, Южная Европа и Северное Причерноморье – нач.-сер.7в до 4тыс. до н.э.
Лесная зона Евразии – начался на руб.4-5 или 4 тыс. до н.э. – продолж. до руб.3-2тыс., в некоторых районах, особенно на Крайнем Севере, возможно, длилась и дольше.
Эпоха расцвета техники обработки традиционных материалов.
Техники: шлифование, сверление, пиление.
Широкое распространение керамики: сосуды, пряслицы, грузила, мелкая пластика.
Хоз-во: становление и распространение производящего хоз-ва(земледелие и скотоводство) - существенные перемены во всех сферах соц.-эконом. деятельности(материал. культуре, социал. устройстве, образе жизни, мировоззренческих представлениях) – неолитическая революция.
Два подхода для определения неолитической эпохи : орудийный и хозяйственный.
Ближний восток – появление укреплённых поселений. Иерихон(7тыс. до н.э.) неподалёку от Мёртвого моря(Израиль), Чатал-Гуюк(6тыс. до н.э.) в Анатолии(Турция)
Орудия: скребки, резцы, проколки, скобели, зубчатые и выемчатые орудия; вкладыши жатвенных ножей, серпы, мотыги, кирки; топоры, тёсла, долота.
Техники: двусторонней отбивки, струйчатая ретушь, шлифование, пиление, сверление.
Сырьё камень: кремень + кварцит, обсидиан, сланец, яшма, нефрит, горный хрусталь.
Горное дело – шахты – Красное село в Белоруссии, Верхняя Волга, Новгородская область, Польша, Словакия.
Кремень – наконечники копий, костяные кинжалы с кремневыми вкладышами, наконечники стрел.
Кость и рог – охотничее вооруж., рыболовная снасть, предметы утвари, мелкая пластика и украшения.
-охота
Луки, стрелы, копья
-рыболовство
Рыболовецкая снасть – сети, крючки, гарпуны, затоны(сложное устр-во для ловли рыбы).
-ткачество
Грузики для ткацких станков и пряслица.
-керамика
Глина + тальк, асбест, песок, толчёная ракушка, дресва и различные растительные остатки.
Выбивание или техника налепа(гончарный круг только при переходе к энеолиту, не везде). орнамент, обжиг(на костре, поздний неолит – гончарный горн), иногда роспись растит. красками. орнаментация – признак определения различных археолог. культур.
Искусство.
Духовные и мировоззренческие представления – тотемизм, анимизм. Культы сил природы – духи животного и растительного мира, небесные и земные стихии.
-погребения
«стандартизация» погребального обряда
Земледельцы под полами жилищ. Поза – спящий на боку человек.
Степная и лесостепная зоны Восточной Европы – могильники днепро-донецкой культуры(мариупольского типа). Большие, родовые, траншеи, иногда слоями похоронено до 100 людей. Поза – лежат вытянуто на спине. Погребённые были засыпаны ярко-красной охрой.
Погребения охотников – рыболовов – собирателей лесной зоны: индивидуальные захоронения на стоянках, могильники вне их пределов(Сахтыш, Тамула, Звийеники).
-искусство
Южные области:
Культ плодородия: мелкая пластика – образ женжины – более схематичный и абстрактный.
Солярный культ – солярные знаки, изображения солнечной ладьи, странствующей по морю и др.
-наскальная живопись
ущелье Зараут-Сай на юге Узбекистана.
На крупных каменных глыбах охрой в небольших углублениях изображены сцены охоты с собаками на быков, джейранов, козлов, кабанов. Охотники вооружены луками, топорами, бумерангами. Другое изображение – люди в конусовидных накидках и «страусовых» масках.
Гроты холма Каменная Могила в Приазовье – на потолках изобр., выполненные охрой, быков, оленей, хищников, следов человеческих ног + геометрические узоры и солярные знаки.
-мелкая пластика
Глиняные статуэтки джейтунской культуры(жив., люди)
Скорее всего амулеты-оберёги. Самые почитаемые животные – медведь, лось, водоплавающая птица.
Петроглифы на скальных поверхностях берегов рек и водоёмов(побережья Скандинавии, Карелии, Белого моря, Онежского озера(сцены сухопутной и морской охоты, животные, водоплавующие птицы, рыбы, фантастические существа, абстрактные символы), в долине рек Лена, Ангара(изобр. лосей), Томь(древнейший слой – «танцующие» человечки), в Приамурье. Двухметровая фигура «беса» с Бесова мыса на Онежском озере.
Мелкая пластика - вся лесная зона Евразии – зоом. и антропом. изобр. – кремень, глина, кость, рог, дерево, янтарь. многочисленны зооморфные изображения – преобладание водоплавающей птицы. Известны деревянные черпаки с рукояткой, изобр. птицу. Изображ. Головы лося – оформление наверший. Самусьский могильник – фигурка медведя(песчаник).
-прикладное искусство
Богатейший массив орнаментов на керамике, на костяные и деревянные изделия.
9.Средняя Азия.
Здесь отчётливо выделена неравномерность развития.
Три области:
1)джейтунская культура в юго-западной Туркмении,
2)гиссарская культура в Таджикистане и
3)кельтеминарская культурная общность на территории Туркмении, Узбекистана и отчасти Казахстана.
1)вторая пол.7-6тыс.до н.э.
Территория: юго-зап. Туркмения, предгорья Копетдага.
Земледельческая культура
Земледелие, скотоводство + традиционная охота.
Поливное земледелие – прочная осёдлость населения. основа хоз-ва – выращивание злаков(ячмень, пшеница) Сначала охота на джейрана, кабана, а в поздних поселениях кости домашних животных преобладают(уже и крупный рогатый скот)
Небольшие посёлки состояли из домов из глиняных блоков. Прямоугольной формы с узкими дверьми. Пол – толстая глиняная обмазка(иногда красили в чёрный/красный цвета).Очаг, напротив в стене небольшая ниша. Около домов – хоз. постройки и дворики, окруж. глинобитными оградами.
Погребения под полами домов или во двориках. И скорченное и вытянутое положение покойника.
Керамика Джейтуна. Сосуды сформованы в ручную, в технике ленточного налепа, стенки тщательно размазаны, они разнообразны по форме. Обжиг сильный – в горнах/примитивных печах. На некоторых роспись -вертикал. Струйчатые линии, иногда переплетаются с горизонт., или горизонт. Пояса, составленные из вертикальных рядов скобочек или треугольников(вероятно расписная посуда для торжеств и ритуалов).
Зоом. и антропом. статуэтки из обожженной глины.
Орудия труда – кремневые пластины. Вкладыши жатвенных ножей и серпов, скребки, скобели, наконечники стрел, геометрические микролиты. + шлифованные топорики и тёсла из других пород камня.
3)7-4 тыс. до н.э.
Территория: ныне пустынные равнины Средней Азии в Междуречье Амударьи и Сырдарьи, в западном Казахстане и Восточном Прикаспии.
Охота и рыболовство играли огромную роль в комплексном хоз-ве. Присутствует скотоводство.
Кельтеминарские стоянки – кратковременные стойбища. Округлые наземные или слегка углублённые шалашеобразные постройки с очагами в центре.
Керамика появляется на руб.7 и 6 тыс. до н.э.. вылеплены от руки и обожжены на костре. В основном полусферические чаши, шаровидные или яйцевидные с высоким цилиндрическим горлом, реже плоскодонные формы. Нарезной и штамповый орнамент, роспись редко.
Орудия(скребки, ножи на пластинах, разнообразные геометрические микролиты, наконечники стрел) – кремень, добываемый в шахтах. Освоили добычу бирюзы(горы Султанаиздага)