Экспериментальная работа по применению игровых упражнений как метода развития ловкости у учащегося младших классов.
Исходя из анализа теоретических источников по данной теме, нами были сделаны выводы о необходимости использования игр и эстафет на каждом уроке физической культуры.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №4 города Серпухов с учащимися 4 классов: 4а класс – экспериментальная группа и 4б класс – контрольная группа. Работа по физическому воспитанию ведется в контрольной группе по программе «комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов» под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича. За основу диагностического исследования эксперимен-тальной работы была взята методика исследования уровня развития ловкости учителя физической культуры МОУ СОШ №1158 города Москвы Софронова Игоря Сергеевича.
Перед началом проведения был проведён констатирующий эксперимент при соблюдении следующих общих правил к испытуемым:
1) Упражнения должны быть доступны для всех испытуемых, независимо от их технической и физической подготовки.
2) Упражнения должны измеряться в объективных величинах ( во времени, пространстве, число повторений и т.д.)
3) Упражнения должны отличаться простотой измерения и оценки наглядностью результатов испытаний для исследуемых
4) Условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых (время проведения, разминка перед тестирование, использование одинакового инвентаря.)
При планировании игрового материала мы основывались на правилах построения уроках физической культуры.
Игра и эстафета проводились в конце подготовительной части урока, в основной и заключительных частях.
В подготовительной части игры использовались в качестве разогревания организма и повышения функций возможностей организма и подготовить к выполнению двигательных действий в основной части урока.
В основной части урока игры использовались как средство развития ловкости. В заключительной части применялись игровые упражнения на развитие ручной ловкости.
В экспериментальной группе применялся игровой и соревновательный метод. В контрольной группе при проведении уроков использовались традиционные методы работы.
В содержании уроков при работе в экспериментальной группе были включены подвижные игр и эстафеты.
Подготовительной части урока применялись следующие игры и эстафеты:
- быстро по местам
- передай мя
- слушай сигнал
- челночный бег
- команды быстроногих
- вызов номеров.
В основной части урока
- подвижная цель
- охотники и утки
- гонка мячей по шеренгам
- вызов номеров
- воробьи вороны
В заключительной части урока
- мяч сверху
- мяч снизу
- гонка мячей по кругу
- передал садись
- мяч среднему
За основу диагностического исследования экспериментальной работы была взята методика определение уровня развития ловкости учителя физической культуры МОУ СОШ №1158 города Москвы Софронова Игоря Сергеевича.
Основными тестами по определению уровня развития ловкости он считает следующее:
- челночный бег 3x10
- передача мяча от груди двумя рукам с расстояния 1.5 метра
- толкание мяча на месте
1) Челночный бег 3x10
Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 метров.
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, берёт кубик находящийся на линии, кладёт кубик на линию старта, забирает другой и возвращается обратно пробегая мимо 10 метровой отметки.
Фиксируется общее время бега.
2) Передача мяча от груди двумя руками от стены.
Цель: определить способность быстро и точно выполнять передачу мяча от груди в стену на расстоянии 1.5 метра за 30 секунд.
Ребёнок встаёт у контрольной линии на расстоянии 1.5 метра от стены, держит волейбольный мяч перед грудью. По сигналу «внимание, марш!» (в этот момент педагог включает секундомер) ученик выполняет передачу мяча в стену от груди 2 руками. Фиксируется наибольшее количество передач за 30 секунд из 2 попыток.(запрещено заступать за линию и выполнять какую либо другую передачу.)
3) толкание мяча в пол на месте
Цель: оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.
Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой толкает мяч максимальное количество раз. При выполнении задания не разрешается сходить с места высота мяча должна быть выше середины бедра и до пояса. Из двух попыток засчитывается лучший результат.
Результаты учащихся показаны в данных таблицах №1, №2.
Тест
Челночный бег 3х10 метров
Мальчики: Девочки:
5(отл.) – 10.4 сек. 5(отл.) – 10.8 сек.
4(хор.) – 10.8 сек. 4(хор.) – 11.2 сек.
3(удов.)– 11.2 сек. 3(удов.)– 11.6 сек.
Тест