Использование игрового и соревновательного метода как фактор развития ловкости.
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении. Применение соревновательного метода на уроке физической культуры и во внеурочное время будет в значительной мере эффективным, нежели заниматься простой шагистикой и муштрой, который в своей совокупности многогранен, является проверенным средством двигательной деятельности за счет подключения эмоции учащихся. Использование соревновательно-игрового метода не мешает выполнению программного материала. Его умелое и грамотное сочетание с программным материалом дает свои положительные результаты. При применении соревновательно-игрового метода дети полностью раскрепощаются, предаются игре. Урок становится разнообразным и интересным. Соревновательно-игровой метод в системе физического воспитания учащихся специальных коррекционных школ должен быть обязательным и главным элементом. Подобный метод обучения и воспитания будет наиболее целесообразной формой организации двигательной деятельности детей с ослабленным здоровьем. Применение данного метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени. Занятия становятся более интересными, процесс физического развития раскрепощается. Учитель самостоятельно работает над поиском новых соревновательных упражнений или подвижных игр, а также способов их применения. Проведение уроков соревновательно-игровым методом вызывает большой интерес учащихся к урокам физического воспитания. Такие уроки значительно увеличивают эмоциональное возбуждение не только участников соревновании или игр, но и болельщиков. Как правило, это учащиеся, по различным причинам освобожденные от выполнения физических упражнений.
В работе при проведении занятии соревновательно-игровым методом можно использовать разнообразные межпредметные связи. В работе учителя физкультуры необходимо предусматривать проведение разнообразных видов соревновательно-игровых мероприятий, которые могут проводиться внутри класса, между параллельными классами, а также группами детей определенного возраста и соответствующей физической подготовке.
К основным признакам соревновательно-игрового метода можно отнести:
-присутствие соперничества и эмоциональности в двигательных действиях;
-непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий учащихся;
-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
-стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
-применение разнообразных двигательных навыков, необходимых в конкретных условиях игры или соревнования.
Если рассматривать соединение соревновательного и игрового метода с позиции физического воспитания, то суть данного метод сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические приемы выполнения упражнений. Участие детей в подвижных играх и различных эстафетах, позволяет им одновременно играть и соревноваться. Отсюда незаметно стирается различие между игрой и соревнованием, так как все двигательные действия несут в себе признаки игры и соревнования.
Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала.
Соревновательно-игровой метод хорош тем, что при его использовании создается игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны, цель которых - победить. При этом степень и характер их взаимодействий регламентируется в зависимости с оговоренными правилами. Цель любого задания - совершенствование в соревновательно-игровой обстановке физических качеств, умений и навыков учащихся. Соревновательно-игровой метод может использоваться в ходе учебного процесса, также для усвоения и закрепления учебного материала, позволяющего повысить уровень физической подготовленности. Он несет в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это следствие того, что соревновательно-игровые занятия являются мощным источником, позволяющим выполнять простые и сложные двигательные действия. Творчески применяемый соревновательно-игровой метод, в процессе занятий и во внеурочное время, способствует успешному развитию ловкости у детей младшей школьного возраста. Как известно учебный процесс по физическому воспитанию состоит из нескольких видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку, на практике они тесно взаимодействуют между собой. Так физическая подготовка позволяет быстрее овладевать не только техническими приемами, но и тактическими.
Соревновательно-игровой метод обучения учащихся имеет большое значение в деле коррекции недостатков физического развития и моторики, при организации и проведении данного метода обучения встречаются все основные виды движений - ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление полосы препятствий, переноска грузов и т.п. Все перечисленные движения способствуют развитию внимания, сообразительности, силы, ловкости, быстроты, выносливости, воспитания дружбы и товарищеской взаимопомощи. Особенно большое воздействие производит проведение подобных занятий на открытом воздухе. При этом сочетается проведение занятий с прекрасным средством активного отдыха. Соревновательно-игровой метод проведение урока позволяет корригировать нарушение пространственной ориентировки, координацию, равновесие. Для развития моторики рук имеют большое значение игры с мелкими предметами (малыми мячами с рельефной сферой, эстафетными палочками, головоломками из проволоки), которые содействуют повышению мышечной чувствительности, совершенствуют движения рук и пальцев. При развитии ловкости надо обновлять знакомые игры (увеличивать или усиливать нагрузку, разнообразить движения, изменять вес и размер спортивного инвентаря), предлагать новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Для успешного проведения занятий соревновательно-игровым методом в спортивном зале, на полу зала должна быть заранее выполнена разметка для любого возможного варианта игры или соревнования. Также заранее подобран весь необходимый спортивный инвентарь. Если игра проводится на свежем воздухе, то перед началом каждой игры учитель вместе с детьми производит разметку игрового поля, и подбирают соответствующий спортивный инвентарь. Если выполнять правила и строго профессионально подходить к проведению каждого урока спортивно-игровым методом, то можно с уверенностью сказать, выполнение программного материала и оздоровление детского организма, будет на высоком уровне и физических умений, а особенно ловкости. Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми достижениями, осуществляется с применением элементов из различных видов спорта, выполняемых в соревновательно-игровой обстановке. В условиях соревновательно-игровой обстановки развитие координационных действий происходит более эффективно, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности. В целом соревновательно-игровые задания являются хорошими подводящими и подготовительными упражнениями, позволяющими значительно быстрее освоить учебную программу в любом учебном заведении. Необходимо учитывать индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от степени подготовленности и особенности здоровья обучаемых.
Задача повышения качества выполнения соревновательно-игрового метода должна ставится на каждом уроке. Рациональная техника дает возможность обучаемому, не обладающему высокими физическими данными, добиваться значительных результатов и быть близким к уровню более физически развитых учащихся.