Города Древней Руси. Владимир, Старая Ладога.
Важнейшей частью варяжских торговых путей был Волхов, соединявший два озера: Ладогу и Ильмень. Однако передвижение по Волхову затруднялось множеством порогов, и возле самых сложных из них в VIII в. возникло поселение, которое сейчас известно нам как Старая Ладога. Точной даты его основания мы не знаем, но как свидетельствуют археологические раскопки, это произошло не позднее 753 года.
В историю отечественной науки Старая Ладога вошла не только как уникальный памятник истории и археологии Северо-запада России, но также и тем, что именно здесь состоялись первые в России археологические раскопки. Они проводились в 1708 г. Возглавил их пастор евангелической общины Санкт-Петербурга и всего Российского флота Вильгельм Толле. Наряду с исполнением пасторских обязанностей, он занимался изучением местоположения и топографии новой столицы и исследованием ее окрестностей. По воспоминаниям немецкого путешественника, В. Толле, "будучи человеком любознательным, однажды с несколькими приданными ему в помощь людьми потрудился в окрестных местностях, в Старой Ладоге раскопал несколько языческих могил, курганов, где нашел различные древние редкие сосуды, монеты и всякого рода языческие предметы и составил перечень части найденных в этом путешествии редкостей и прочих достопримечательностей. Но сделал это, как я видел, только карандашом, и прочесть написанное нелегко" В Толле провел первые в истории российской науки раскопки курганов в Старой Ладоге. В ходе работ были открыты трупосожжения в урнах, относящиеся примерно к X-XI вв. Находки, извлеченные из ладожских курганов, составили коллекцию В. Толле .
Археологические исследования в Старой Ладоге в начале XVIII в. способствовали развитию российской археологии, как исторической науки, изучающей прошлое человеческого общества на основе вещественных источников. Все исследователи, занимающиеся историографией Северо-западной России, обращаются к первым раскопкам в Старой Ладоге.Систематические археологические работы начались в Старой Ладоге в XIX в. В 1820 г. археолог Адам Чарноцкий (печатался под псевдонимом Зориана Доленго-Ходаковского) занимался раскопками одной из самых больших в Поволховье сопок, прозванной северным летописцем «могилой Олега Вещего». За девять дней З. Доленго-Ходаковский раскопал колодцем поврежденную ранее курганную насыпь. В ходе работ были найдены сожженные кости, еловые, сосновые и ольховые угли, кусок железа, напоминающий задвижку замка, и железный наконечник дротика (Отрывок из путешествия Ходаковского по России. Ладога, Новгород / З.Д. Ходаковский // РИС. – 1839. – Т. III, Кн. 2. – С. 131-200.). По данным находкам невозможно судить о погребенном здесь человеке. Обнаруженные предметы не отличаются богатством и роскошью, но это не свидетельствует о социальном положении захороненного. В современной популярной литературе эта сопка именуется «Олеговой могилой».
В 1840-70-е гг. эпизодические раскопки курганов Ладоги и Приладожья производили Н.А. Ушаков, В. Прохоров, А.С. Уваров, Д. Европеус. Серьезных публикаций по проведенным работам не вышло. Особый вклад в развитие ладожской археологии в XIX в. внес археолог, военный историк, организатор ныне действующего в Санкт-Петербурге Артиллерийского музея Н.Е. Бранденбург. В 1880-е гг. Н.Е. Бранденбург и П.А. Суслов раскопали ряд ладожских сопок, разрушенных храмов, первыми приступили к изучению руин каменной крепости рубежа XV-XVI вв. Итоги данных работ освещены в монографии Н.Е. Бранденбурга «Старая Ладога», опубликованной в 1896 г., которая явилась одной из первых обобщающих книг по истории и культуре Ладоги (Бранденбург Н.Е. Старая Ладога / Н.Е. Бранденбург – СПб., 1896. – 323 с.). До настоящего времени монография Н.Е. Бранденбурга не потеряла своего научного значения. На рубеже XIX-XX вв. встал вопрос о необходимости исследования Земляного городища Старой Ладоги. Согласно средневековым письменным источникам, именно этот район выступал в качестве административного центра города, и здесь располагалась соборная церковь Святого Климента XII в. Таким образом, Н.Е. Бранденбург поставил задачу изучения остатков церкви Климента на городище. В 1884 г. Д.А. Сабанеев провел здесь археологические разведки. На этом исследования Земляного городища в XIX в. прекратились. В результате многие вопросы, поставленные Н.Е. Бранденбургом, остались неразрешенными. Это привело к началу археологических работ Н.И. Репникова на территории Земляного городища в Старой Ладоге.