Норманская теория и ее современная интерпретация. Вооружение древнерусского воина- дружинника по материалам Гнездовских курганов.
Гнёздовский археологический комплекс — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около посёлка Гнёздово, на берегу Днепра, в 12 км к западу от Смоленска (Смоленская область). Один из самых значительных археологических памятников страны. Комплекс открыт случайно в 1867 году, когда при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века. Поселение скорее всего было основано в начале X века. На данный момент у ученых нет доказательств, чтобы относить основание поселения к 9 веку. В 10 столетии Гнёздово уже стало большим многолюдным не только торговым, но и ремесленным городом на пути «из варяг в греки». Он находился на волоке из Каспли в Днепр, в землях кривичей. Процветание было связано с торговлей в южном направлении, по Днепру, с Константинополем, и в северном по Двине и Ловати с Балтийским морем. Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище — укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнёздовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы — «молоточки Тора», кресаловидные привески и т. д. Наиболее ранние скандинавские находки в Гнёздове сравнительно немногочисленны и относятся к первой половине X в., тогда как основная их масса датируется серединой — второй половиной X в. Ученые предполагают, что население города было полиэтничным, но имеются разногласия о преобладающем этносе и его количестве.По мнению С. Э. Цветкова[2], постановка такого вопроса является надуманной со стороны последователей норманнской теории. По его мнению, можно говорить лишь только о славянах, так как 96 % находок относится к этому этносу, по остальным 4 % принадлежность установить сложно.Однако очень многие черты погребального обряда и материальной культуры схожи со скандинавскими. Найденные в Гнёздове предметы имеют аналогии с предметами найденными на территории Скандинавии. На данный момент у ученых занимающихся раскопками в Гнёздове не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого числа скандинавского населения. Все погребения с предметами вооружения почти без исключения принадлежали мужчинам (ряд комплексов можно отнести к парным). В одном погребении женщины (Серг-1899/53), совершённом по обряду трупосожжения, был найден обломок клинка меча. Еще в четырех женских погребениях найдены обрывки кольчужного полотна, состоящие из 10-15 колец. Можно предположить, что фрагменты кольчуги могли являться своего рода амулетами, дающими магическую защиту своему владельцу. В данном случае их можно сравнивать с находками миниатюрных копий других предметов вооружения - мечей, копий, щитов - которые не раз фиксировались как в Гнёздове, так и на других синхронных древнерусских и скандинавских памятниках (Новикова, 1991). Важно отметить, что если речь идёт о погребениях, то эти предметы найдены почти без исключения в захоронениях женщин. В двух курганах, в которых среди погребального инвентаря найдены наконечники стрел, были погребены дети.
53. Славянские археологические культуры VIII- X вв. тер. распространения, погребения, поселения.
Роменско-боршевская археологическая культура. Памятники культуры занимают территорию левобережья Днепра от бассейна р. Десна до Верхнего и Среднего Дона. Основное время существования — VII-Х вв. (на некоторых территориях до начала XI в.). В конце VII в. происходит, как считают некоторые исследователи, перемещение части славянского населения, обитавшего на пространстве от Дуная до Днепра, на северо-восток и восток от этой территории в районы левобережья Днепра. Постепенно смешиваясь с местным населением, переселенцы, носители традиций поздней пражской — ранней лука-райковецкой археологических культур, осваивают лесостепные территории вплоть до Верхнего и Среднего Дона. На этом пространстве складываются роменская и боршевская археологические культуры, которые всеми безоговорочно признаются в качестве славянских. Они существовали одновременно (VIII-Х вв.) и были чрезвычайно близки по многим деталям между собой, поэтому иногда археологическую культуру называют роменско-боршевекой. Общими для обеих культур являются: пашенное земледелие в качестве основы хозяйства, преобладающий тип поселений — селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения — подкурганные трупосожжения на стороне. Погребальные памятники роменской археологической культуры — это небольшие округлые курганы с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Ранние погребения известны плохо. Обычно в курганах VIII в. кремированные останки, собранные в 1-2 урны, помещались в основании насыпи. Постепенно расположение урн менялось. Сожженные кости, в урне или без нее, чаще всего располагались в верхней части курганной насыпи. Характерны практически безынвентарные погребения, лишь изредка среди остатков сожжения оказываются оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах распространения роменской археологической культуры в курганах встречаются ритуальные кострища, которые позже, в XI в., становятся характерной особенностью радимических курганов. Курганные могильники, как правило, насчитывают несколько десятков насыпей и расположены в относительной близости от поселений. Поселения культуры неравномерно распределены внутри ее ареала. Большинство из них сосредоточено в районах, в древности покрытых лесными массивами. Среди поселений преобладают неукрепленные, площадь некоторых из них весьма значительна и достигает 10 и более гектаров. Для наиболее ранних селищ характерно расположение на низких участках берегов рек в поймах. В IХ-Х вв. поселения начинают занимать плато высоких берегов рек, однако поймы продолжают заселяться тоже. Появляются отдельные небольшие селища (на 1-2 двора), свободно располагавшиеся на землях широких пойменных участков. Разная система расположения поселений позволяет предположить, что население сознательно выбирало участки, наиболее пригодные либо для пашенного земледелия, либо для преимущественного выпаса скота. Небольшим скоплениям селищ соответствовали отдельные укрепленные поселки — городища. Иногда селища вплотную примыкают к городищу. Площадь городищ чаще всего не превышает 0,5 га, хотя есть отдельные укрепленные поселения, площадь которых достигает 2-3 га. Чаще всего для устройства укрепленных поселений использовались высокие мысы коренного берега. Используя крутые естественные склоны таких мысов, жители усиливали их крутизну путем эскарпирования, т.е. искусственной подрезкой на высоту около 10 м. Так, например, склоны мыса, на котором расположено Бишцкое городище (Украина), оказались подрезанными по всему периметру. Широко применялось строительство валов и рвов. В конструкцию вала входили деревянные стены, сооруженные из поставленных вплотную срубов или двойных рядов частоколов, внутреннее пространство которых забутовывалось землей.