Почему же так важен для нас речевой этикет?

Начало, как и конец, речи запоминается лучше всего. В ходе обмена приветствиями задаётся тональность общению, проявляется отношение к партнёрам по общению и к ситуации в целом, выбирается «код» общения и тем самым либо создаются условия для успешного взаимодействия, либо воздвигаются барьеры между собеседниками. Мелочей в этом нет и быть не может. Тем более, что именно в самом начале общения в течение первых секунд люди наиболее внимательно «изучают» и запоминают партнёров по общению.

Этикетные формулы позволяют выразить мысль, просьбу, намерение не только вежливо, но и с соблюдением нужной дистанции. Этикет – это спасательный круг в ситуациях общения с незнакомыми или малознакомыми – тогда, когда нужно найти общие темы, когда нужно снять напряжение и конфликт, когда нужно смягчить отрицательную информацию, когда нужно установить определённую дистанцию, когда нужно перейти к другой теме и т. д.

Система речевых жанров, сложившихся в той или иной сфере общения, в полной мере отражает систему социально-психологических норм и принципов поведения в рамках той или иной культуры. В каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным противопоставлением:

1) Обычное, каждодневное, бытовое, которое самими членами коллектива воспринимается как «естественное», единственно возможное, нормальное;

2) Все виды торжественного, ритуального, внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемые самими носителями данной культуры как имеющие самостоятельное значение.

Первому носители данной культуры учатся как родному языку – погружаясь в непосредственное употребление, не замечая, когда, где и от кого они приобрели навыки пользования этой системой. Второму типу поведения учатся как иностранному языку – по правилам и грамматикам, сначала усваивая нормы, а затем уже, на их основе, строя «тексты поведения».

Второй тип речевых жанров связан с особо значимыми мероприятиями, которые проходят по протоколу, где расписаны все возможные варианты речевого поведения каждого участника. Несоблюдение протокола свидетельствует либо о его незнании, либо о том, что нарушивший протокол имеет на это очень веские основания.

Именно с такими ситуациями общения связано возникновение речевого этикета. Необходимость выработки правил этикета осознали тогда, когда появились сложные и многообразные ритуалы. Слово этикет вошло в международный обиход в семнадцатом веке во времена правления французского короля Людовика XIV, когда на одном из приёмов гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiquette произошло слово этикет, вошедшее во многие языки (от французского etiquette произошло и русское слово этикетка).

До этого в разных культурах существовали неписаные традиции или преимущественно общие правила поведения «в людях». Например, в русском «Домострое»: «В слове к людям приветлив будь, опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив… будь неспесив… в ответах вежлив…».

Быть вежливым и стремиться не обидеть, не задеть словом партнёра по общению – это то, чему учится человек через этикетные формулы. И в этом отношении речевой этикет обладает большими возможностями в плане воспитания культуры общения в целом, потому что нормы речевого этикета предписывают выбирать речевые средства в зависимости от особенностей ситуации общения. В то же время речевые формулы этикета подсказывают не только то, что и как нужно сказать, но и диктуют то или иное неконфликтное поведение в этих ситуациях общения. Тем самым этикетные формулы призваны определить не только облик речи, но и образ мыслей, норму во взаимоотношениях. Например, в ответ на помощь (словом, делом, вниманием и т. д.) человек должен поблагодарить, и эта благодарность должна быть искренней, вследствие чего человек, выполнив норму речевого этикета, сам эту благодарность почувствует и осознает.

Особую речевую форму, свидетельствующую о высокой культуре речи, представляют собой эвфемизмы, т.е. нейтральные в эмоциональном отношении слова или выражения, употребляемые вместо синонимичного слова или выражения, которое представляется говорящему неприличным, грубым или бестактным. Эвфемизмы – это средство избежать использования грубой просторечной лексики или слов, обозначающих предметы или явления, которые в приличном обществе лучше не называть своими словами. Например, само понятие «непарламентские выражения» уже представляет собой эвфемизм – замену более прямых слов (оскорбление, грубость, брань и т. д.). Оно характеризует ещё более высокие требования к чистоте политической публичной речи, чем в других сферах общения и ситуациях. В этом плане интересен опыт Англии, где в 1981 г. был издан словарь парламентских выражений, в котором слово «лжец» имело 125 эквивалентов. В то же время эвфемизмы свойственны речи воспитанных людей во всех сферах общения.



Наши рекомендации