Детские психологические игры и ролевая идентичность

Не все игры можно назвать бесхитростными. Ребенок включает скрытые

мотивы, когда репетирует психологические игры, которые будет играть в

дальнейшей жизни. Например, один будущий Спаситель перевязывает своего

непокладистого и недовольного трехлетнего пациента. Когда юный пациент

окончательно заливается слезами, будущий Спаситель взмахивает в отчаянии

руками: "Я только стараюсь облегчить твою боль, плакса". (Игра "Я Всего Лишь

Пытаюсь Помочь Тебе".) Другой будущий Спаситель -- девочка, которая,

присматривая за своим маленьким братом, позволяла ему бродить, где попало.

Когда брат испуганно кричал, после того как забирался на забор и падал с

него, она поднимала его со словами: "Ты вечно ушибешься, когда меня нет

рядом". (Игра "Что Бы Ты Делал Без Меня?".)

Будущий Преследователь может "случайно" оставить велосипед на школьном

дворе, а затем поймать с поличным приятеля, крадущего его, и после этого

угрожать ему: "Я видел тебя. С тобой все кончено. Ох, и попадет же теперь

тебе!" (Игра "Попался, Сукин сын!".) Еще один тип будущего Преследователя --

маленькая девочка, которая подначивает соседского мальчика, нежно обращаясь

к нему: "Почему ты не приходишь сюда и не играешь со мной?" Когда же он

приходит, она смотрит на него свысока и смеется: "Ой, ты такой грязный, моя

мама не разрешит мне играть с тобой". (Игра "Насильник".)

Когда маленький Джонни, также упражняющийся в роли Преследователя,

дразнит Джейн: "А мой папа больше твоего", -- он тем самым подготавливает

почву для ссоры. Если Джейн отвечает ему: "Вот и нет. Не твой, а мой

больше", то игра начинается. Их нападение И оборона продолжаются до тех пор,

пока Джонни совсем не изведет Джейн и она не убежит от него, плача. (Игра

"Скандал".)

Будущая Жертва, приглашенная на вечер, на который боится пойти, может

отказаться от приглашения: "Я мог бы пойти, если бы не моя мама. Она никогда

не позволяет мне развлечься". (Игра "Это Все Из-За Тебя".) Другой ребенок,

репетирующий будущую роль Жертвы, жалуется своим друзьям: "Мне нельзя бегать

наперегонки. Если я побегу слишком быстро, то у меня может заболеть живот,

как у моего младшего брата". При помощи этого хода он использует

воображаемую болезнь, чтобы избежать состязания. (Игра "Калека" -- в конце

концов, что можно требовать от человека с деревянной ногой!) Еще одна юная

Жертва, видя, что печенье почти кончилось, раздает то, что осталось, всем

своим друзьям, а затем жалуется: "Опять мне ничего не досталось". (Игра

"Бедный Я".)

В дальнейшем игры будут исполняться еще усерднее, с использованием

Взрослого для того, чтобы тщательно скрывать внутренние мотивы Ребенка.

Половая идентичность

У каждого человека, кроме личной идентичности, развивается половая

идентичность. Наравне с тем, что большинство детей имеет основное ощущение,

что они о'кей или не о'кей как личность, они также чувствуют себя о'кей или

не о'кей как личность определенного пола (5). У одних детей развивается

здоровая и реалистичная половая идентичность, у других нет.

Несмотря на то что пол человека является биологическим фактом, принятие

или отвержение своей мужественности или женственности зависит от

психологических факторов -- от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента

рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти

по неверному пути. (Не о'кей женский или мужской пол.) Хотя большинство

родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и

не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя

ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Мерл Миллер

вспоминает:

Первые слова, которые я помню, возможно, первые слова, которые хочу

вспомнить, были слова моей матери: "Мы ожидали маленькую девочку, и, когда

появился ты, мы были несколько разочарованы". Мать всегда заявляла, что меня

взяли из приюта Монтгомери-ярд, и, если я указывал на то, что по каталогу

там нет отделения для младенцев, она отвечала: "Это было особое отделение".

Я никогда не понимал, что это означает, но никогда и не спрашивал. Я

знал достаточно. Я знал главное, что я был причиной разочарования родителей.

"Но мы любим тебя все равно, -- говорила моя мать, -- и должны будем

поступать таким же образом и впредь"."Все мои детские одеяла были розового

цвета, так как были куплены еще до несчастья, до моего рождения. Кружево на

моей детской одежде было розовым; мой чепчик был окаймлен розовым, и старые

леди, заглядывая в мою детскую коляску или в кроватку, всегда говорили:

"Какая прелестная маленькая девочка" (6).

Дети, родители которых отвергают их пол, тоже, вероятно, будут

отвергать свой пол. Они могут стремиться отвечать ожиданиям родителей, часто

теряя собственную реалистическую половую идентичность. Маленькая девочка,

которая стремится быть "папиным сынком", может отчуждаться от своих

природных женских качеств. Маленький мальчик, который старается быть

"маминой доченькой", может также отчуждаться от своих природных мужских

качеств. Хотя такое влияние родителей редко приводит к гомосексуализму, в

некоторых случаях оно может вносить свой вклад в развитие сексуального

влечения к лицам собственного пола.

Один молодой гомосексуалист рассказывал, что его мать по нескольку раз

в день напоминала ему, что он должен был быть девочкой. Ярким воспоминанием

его детства было то, как, проходя мимо витрин магазина, мать говорила ему,

что если он будет "совсем как девочка, то она сможет купить ему эти

маленькие-маленькие платьица". Другой гомосексуалист рассказывал, что

впервые почувствовал себя мужчиной, когда разорвал множество своих

фотографий, хранившихся у его матери, где он был изображен с локонами и одет

как девочка.

Гомосексуальное поведение может развиваться по различным причинам,

включающим психологические, социологические, биологические и ситуационные

обстоятельства. Склонность к гомосексуальному поведению, вероятно, зависит

от первичных чувств в Естественном Ребенке и от недостатка адекватной

гетеросексуальной адаптации. Родившись, дети не знают, на кого должны быть

направлены их сексуальные чувства. Они хотят удовлетворять лишь собственные

нужды и испытывать удовольствие. Естественный Ребенок, видимо, не различает

полов. Последующее развитие гетеросексуального предпочтения в большей

степени зависит от детских переживаний в самые ранние годы жизни.

Недавние исследования (7) показали, что важными факторами формирования

гетеросексуальной установки являются:

отсутствие страха перед людьми противоположного пола;

возможность контактировать с людьми противоположного пола;

половая идентичность личности, соответствующая реалистичному восприятию

своего собственного пола.

Большое влияние на половую идентичность оказывает родитель

противоположного пола: отец -- на дочь, мать -- на сына. Если отец считает,

что женщины не о'кей, дочь, вероятно, будет отрицать свою женственность. Она

может также считать, что и другие женщины не о'кей, так как смотрит на них

глазами отца. (Отношения мать -- сын аналогичны.)

Мужчина, который доверяет женщинам и считает, что они о'кей, будет

стремиться взять в жены такую женщину, которая станет хорошим примером для

его будущих дочерей. Аналогично и женщина, которая доверяет мужчинам, ценит

их, будет стараться найти мужчину, который станет хорошим примером для ее

будущего сына. С другой стороны, мужчины и женщины, которым не нравится

противоположный пол, имеют тенденцию выбирать партнеров, которые будут

плохими примерами для их будущих детей. Это часто является частью их

сценария.

Родитель того же пола, что и ребенок, является для него важным образцом

поведения. Мальчики стараются отождествлять себя с лицами мужского пола,

подражая их поведению, принимая их положительные и отрицательные установки

по отношению к различным полам и на основании этого делая заключения о том,

каким должен быть мужчина. Аналогично и девочки, подражая своим женским

моделям, перенимают их поведение и установки. Девочка, отец которой

соответствующим образом одобряет ее женственность и мать которой считает

себя женщиной о'кей, вероятно, будет чувствовать себя Выигрывающей женщиной.

Дети, которые не имеют достоверной модели поведения своего пола, часто

обижаются на людей или не доверяют людям одинакового с ними пола. Мужчины

проявляют этот тип адаптации, когда избегают других мужчин на работе и во

время отдыха; женщины -- когда отказываются работать под началом женщин или

когда предпочитают исключительно мужское общество.

Многочисленные семьи прошлого могли предложить много моделей обоего

пола, замещающих родительские модели поведения. Современная семья, однако,

часто ограничивает контакт ребенка со взрослыми. Дети, общение которых со

взрослыми ограничено, перенимают половые стереотипы от своих сверстников или

из множества других источников, которые часто содержат искаженное

представление о мужественности и женственности. Ощущение себя о'кей или не

о'кей мужчиной или женщиной в значительной степени зависит от родительских

ожиданий и определения мужественного и женственного поведения.

Если маленькая девочка, лазающая по деревьям, слышит замечание: "Это

занятие не для девочки" или "Мы, Смиты, никогда не позволяем себе таких

неженственных занятий", то она может засомневаться в том, что она настоящая

девочка. Если мальчишеская активность дочери кажется неуместной ее родителям

и девочку приучают быть чрезмерно осторожной и тихой, то в результате одна

из сторон ее личности будет подавлена или останется неразвитой.

Многие женщины стараются выглядеть застенчивыми, эмоциональными,

слабыми, сентиментальными, беспомощными и интеллектуально недалекими лишь

для того, чтобы соответствовать половому стереотипу "настоящей" женщины или

казаться более женственными (8).

Так американский культурный сценарий предписывает недостаток интеллекта

и агрессивности девочкам и поощряет эти стороны в мальчиках. Мальчики

скорее, чем девочки, будут стараться скрывать свои чувства и ощущения.

Маленький мальчик, играющий в ковбоев и индейцев, может поранить ногу и,

заплакав, побежать к маме. Если мать встретит его суровым замечанием:

"Мальчики не должны плакать!" -- то он получает сообщение о мужественности,

которое можно перевести так: "Быть настоящим мужчиной -- значит скрывать

свои чувства". Чувствительный, тихий мальчик, предпочитающий чтение и тихие

игры дома шумным играм со сверстниками во дворе, получит отрицательное

сообщение о мужественности, которое можно расшифровать так: "Ты не

соответствуешь нашим представлениям о настоящем мужчине". Это сообщение

может повлиять на образование сценария, подобного Принцу Хромоножке.

Исследования Джурарда указывают на опасность родительских предписаний,

запрещающих детям открыто выражать чувства боли или страха. Такие запреты,

которые чаще испытывают мальчики, могут в дальнейшем отрицательно влиять на

здоровье и стать причиной безвременной смерти, когда мужчина не чувствует

себя настоящим мужчиной, если не выглядит "твердым, бесстрастным, борющимся,

преуспевающим и нечувствительным" (9).

Многие мальчики слышат: "В куклы играют только девочки". Это

предписание препятствует естественному желанию проигрывать свою

эмоциональную жизненную драму, используя кукол в роли людей. Многие девочки

слышат: "Машины -- это игрушки для мальчиков". Это предписание препятствует

естественному желанию научиться манипулировать предметами. Такой тип

сценария закрепляет стереотипные половые роли в американской культуре, где

считается, что проявлять заботу о других должны главным образом женщины, а

заниматься техникой -- главным образом мужчины. Когда общество проводит

жесткую границу между мужскими и женскими ролями, пересечение этой границы,

отступление от половых стереотипов, часто происходит в завуалированной

форме. Один мужчина говорил: "Жить в палатке -- это мужской способ игры в

домашнее хозяйство". Это побудило другую женщину сказать: "Водить школьный

автобус -- это мой способ чувствовать себя сильной".

Часто сильный, резкий мужчина -- это тот, кто отрекся от своих более

мягких черт; хрупкая, слабая женщина -- одна из тех, кто отказался от своих

агрессивных сторон. Каждый из них ощущает потерю. Согласно известному

психоаналитику Карлу Юнгу, каждая личность имеет как мужские, так и женские

черты и для достижения целостности необходимо осознать и развить все стороны

личности. Это, конечно, не отрицает и не умаляет естественной разницы между

полами, которую устанавливает природа (10, 11).

Проявление сексуальности

Кроме чувства о'кей или не о'кей как личности мужского или женского

пола каждый человек также содержит в состоянии Я Ребенка чувства о'кей или

не о'кей о своей сексуальности.

По Фрейду, сексуальное развитие человека начинается практически с

рождения. Дети -- сексуальные создания. Они активно стремятся обнаружить

свою чувственность, исследуя все части своего тела. Действительно, они могут

найти, что их половые органы являются источником приятных чувств и

наслаждения. Например, довольно распространенным занятием детей является

исследование своих гениталий во время игры в ванне или во время укладывания

ко сну, а также проявление любопытства к гениталиям других. Эта стадия

сексуального развития является вполне естественной, но требует приучения

ребенка к социально приемлемым нормам. Однако когда детей шлепают, бранят,

когда им угрожают и говорят, что какая-то часть их тела является

"непристойной", то эта установка "непристойности" может надолго сохраниться

в памяти у ребенка. Часто люди, страдающие сексуальными расстройствами, были

приучены стыдиться своего тела или бояться последствий исследования своей

сексуальности. Пациенты, которых в детстве застали за тем, что они трогали

свои половые органы или проявляли очевидный интерес к гениталиям других,

имеют запись запугивающего их Родителя:

"Ты сойдешь с ума".

"Тебя парализует".

"Ты не сможешь иметь детей"

"Ты от этого сразу умрешь".

"Бог накажет тебя".

Люди, чувствующие, что их половые органы -- это нечто грязное или

плохое, или считающие сексуальные удовольствия греховными, как правило, в

детстве были "пойманы на месте преступления" и осмеяны за свое сексуальное

любопытство. Осмеяние способствует появлению чувства стыда.

Согласно Эриксону, "стыд предполагает, что некто полностью разоблачен и

с трепетом в сердце сознает, что на него смотрят. Стыд выражается в

побуждении спрятать лицо или провалиться сквозь землю, прямо здесь и сейчас"

(12). Один мужчина, который был в детстве сурово наказан за то, что

подглядывал в замочную скважину, как одевалась его мать, много лет не мог

посмотреть ни одной женщине прямо в лицо. Если женщина случайно

перехватывала его взгляд, он неудержимо краснел от смущения.

Установки относительно своих гениталий появляются у детей, когда

родители стараются им привить навыки опрятности. Одна женщина рассказывала,

что в детстве она сопротивлялась требованиям матери сесть на горшок. В

качестве наказания к ее ягодицам привязывали ночной горшок и в таком виде

показывали гостям. Будучи уже замужней женщиной, она всегда раздевалась

только в туалете и испытывала всепоглощающее чувство стыда, когда нужно было

принимать ванну или если кто-нибудь видел ее обнаженной.

Одни родители считают, что все, что связано с сексом, -- дурно, и

стараются убедить в этом своих детей. Другие настолько жестоки, что

используют своих детей для собственного сексуального удовлетворения. Третьи

видят в сексуальной жизни смысл существования, поэтому их детям недостает

разумных представлений об адекватном сексуальном поведении, в то время как

четвертые родители недооценивают роль интимной стороны жизни и полностью

подчиняют ее интересам детей. Тем не менее большинство родителей стараются

решить дилемму, как привить ребенку здоровые сексуальные установки, когда на

него накладываются ограничения, которые представляются необходимыми как для

самого ребенка, так и для общества.

Родители, которые боятся или игнорируют потребность детей понять свою

сексуальность, неспособны дать им точные слова для обозначения половых

органов, с помощью которых об этом можно думать и говорить. Родители

радуются, приходят в восхищение, когда их сын или дочь, указывая на глаз,

называет его "глаз" или, указывая на нос, называет его "нос", но в то же

время они могут тщательно избегать любых упоминаний о половых органах или

прерывать разговор словами: "Мы не должны говорить об этом".

Когда родители все-таки вынуждены использовать слова, относящиеся к

половым органам, они обычно предпочитают эвфемизмы: "принадлежности", "твоя

штучка", вместо научных терминов: задний проход, пенис, яички, клитор,

влагалище (13). Иногда хорошо осведомленный ребенок недооценивается тем, кто

"должен знать больше". Так произошло, например, когда доктор, усадив

трехлетнего Марка на стол, сказал: "Ну, молодой человек, проверим, как

работает Ваш краник", а Марк с недоумевающим видом спросил свою маму: "Он

имеет в виду мой пенис?"

Для обозначения половых органов дети часто создают свои собственные

замещающие слова: сундучок, котик, динг-донг, морковка, зайчик, щелочка и

глупости. Многие дети также пополняют свой словарь совершенно непристойными

словами. Из-за отрицательного сопутствующего значения такие слова могут

легко блокировать обсуждение половых проблем со взрослыми. Иногда

непристойным словам придают враждебный или оскорбительный смысл, чтобы

унизить других. Иногда они становятся символом бунта против авторитетов. Их

также используют для того, чтобы шокировать людей, начать ссору или

психологическую игру. В некоторых случаях частое использование

непристойностей является свидетельством патологии (14).

Многие молодые люди (и некоторые не слишком молодые) нуждаются в

укреплении их Взрослого с помощью получения точной биологической,

психологической и социальной информации о сексе. Однако родители, учителя

или другие взрослые, которые должны осуществлять половое воспитание детей,

действуя из своего предубежденного состояния Родителя, стараются избегать

этой "щекотливой" темы или ограничиваются общими фразами, не вдаваясь в

детали:

"Откуда у тебя такие грязные мысли?"

"Вырастешь, и тогда узнаешь".

"Ты поймешь это, когда выйдешь замуж".

"Ты не должен интересоваться такими вещами".

"То, что ты не знаешь, не должно тебя волновать".

В вопросах секса Маленький Профессор часто перехитряет или разгадывает

родителей, "понимая" родительские сообщения и постигая, что в сексуальном

поведении родители считают правильным, а что -- нет. Ребенок собирает

информацию через замочные скважины и в кустах, в кино и журналах, пытаясь

понять смысл этих разговоров, сопровождаемых сексуальными намеками. Ребенок

также пытается понять, как вовлечь других в сексуальную игру, и часто, если

это возможно и никто этого не видит, делает то, что ему хочется.

Когда дети взрослеют, они маскируют свой естественный интерес к сексу

такими играми, как "Доктор", "Сиделка" или другими "подглядывающими" играми,

в которых в том или ином виде происходит раздевание и изучение половых

органов.

Когда человек становится взрослым, его Маленький Профессор продолжает

активно интересоваться сексом и учиться "понимать" партнеров по сексуальным

играм: как выглядеть желаемым или соблазнительным, когда и где начать

увертюру, как подготовить сцену для того, чтобы "настроить кого-либо", как

отделаться от кого-либо или как "сымпровизировать" сексуальную реакцию.

Став взрослыми, некоторые люди выбирают профессии, в которых их интерес

к сексу удовлетворяется социально приемлемыми способами. Некоторые тем не

менее продолжают играть в детские "подглядывающие" игры, пряча порнографию

под подушкой или, в более серьезных случаях, заглядывая в чужие окна.

Вуайеризм (влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными людьми)

широко распространен в американской культуре, где сексуальный сценарий был

традиционно пуританским.

Каждая культура имеет сценарий, который предписывает ожидаемые

проявления сексуальности. Большая часть половых табу и разрешений выросла из

потребности в общественном порядке, который способствует выживаемости

группы. Общественные нравы, семейные половые нормы и травмирующие

сексуальные переживания -- все это влияет на Приспособившегося Ребенка.

Многие кинофильмы, телевизионные программы, книги, музыкальные

пластинки, а также современный стиль одежды отражают возрастающую

сексуальную озабоченность и вседозволенность. Хорошо это или плохо, но

Естественному Ребенку предоставляется все большая свобода. Приспособившийся

Ребенок у многих людей принимает стандарты, отличающиеся от стандартов

предыдущего поколения. Американский культурный сценарий, предписывающий

избегать разговоров о сексуальном поведении, быстро меняется.

Приспособившийся Ребенок содержит чувства личности о своей половой

идентичности, а также чувства личности, основанные на детских переживаниях,

связанных с людьми противоположного пола. Приспособившийся Ребенок некоторых

людей учится понимать других -- не обижать и не смущать их, не настаивать на

своем. В этом случае адаптации являются адекватными и личность, когда она

вырастает, способна:

ценить людей одинакового с ней пола, относиться с уважением к людям

противоположного пола,

принимать ответственность за свою сексуальную активность,

адекватно исполнять свою половую роль, получать удовольствие от

сексуальных отношений,

воздерживаться от немедленного удовлетворения сексуального желания,

когда это необходимо.

Если адаптации личности неполноценные, то она будет сталкиваться с

различного рода сексуальными проблемами. Сексуальная патология может

содержаться в Приспособившемся Ребенке подобно проклятию колдуньи или

великана-людоеда. Если проклятие активизируется, личность может чувствовать

принуждение к тому, чтобы:

пытаться стать противоположным полом,

проявлять садистские или мазохистские наклонности,

испытывать сексуальное влечение к детям, быть импотентом или фригидной

женщиной.

Резко выраженные сексуальные проблемы требуют профессионального

консультирования. Однако консультация у специалиста часто бывает полезна и в

менее серьезных случаях.

Иллюстрирующий пример

Тед и Альма, молодые супруги, занимались в группе трансакционного

анализа. Они рассказали, что искренне любят друг друга, но смущены тем, что

половая жизнь не приносит им удовлетворения. Альма объяснила, что редко

испытывает сексуальное возбуждение и стесняется, "когда к ней прикасаются".

Тед заявил, что хочет сделать их половую жизнь лучше, но не знает, что

предпринять.

Как выяснилось, оба супруга имеют такие записи о сексе своего Родителя,

которые включают предписания: "Держи свои руки при себе", "Как тебе не

стыдно прикасаться к такому месту" и "Тебе по-настоящему достанется, если я

поймаю тебя за этим еще раз".

Тед и Альма поняли, что записи их Родителя были слишком запрещающими и

вызывали чувства неудобства в их Приспособившемся Ребенке. Каждый ощущал

вину, прикасаясь к другому. Каждый боялся чувственности. Каждому не хватало

открытости и чувствительности в проявлении сексуальности. В результате

естественные сексуальные желания почти полностью подавлялись. Эти проблемы

возникли из-за того, что их Взрослый был сексуально необразован и

дезинформирован.

Во время консультаций Теда и Альму ознакомили с методами телесного

осознания. Им была предложена литература, которая "укрепила" их Взрослого

точной информацией и соответствующим сексуальным словарем. Им также

предложили проявлять большую чувственность в своем Естественном Ребенке. В

конечном счете они научились не основывать свою сексуальную активность на

старых, негативных записях памяти.

Склонность Естественного Ребенка к сексуальному самоудовлетворению

может быть конструктивной или деструктивной. При деструктивной склонности

неадаптированный Естественный Ребенок личности может вести себя эгоистично

и/или садистски, относясь к другой личности скорее как к сексуальному

объекту, чем к тому, кто тоже имеет желания и потребности, заслуживающие

уважения. Сверхадаптированный Естественный Ребенок также носит деструктивный

характер. Способность осознавать свои потребности у такой личности может

быть совершенно подавлена, или желание удовлетворить их может быть полностью

подчинено потребностям другого. В таких случаях личность чувствует себя

Жертвой и может мрачнеть, обижаться, испытывать жалость к себе и

манипулировать другими с позиции "Собака-снизу".

Естественные сексуальные возможности обычно могут быть восстановлены

несмотря на то, что они до этого были чрезмерно подавлены. Тем не менее

работа по восстановлению жизнерадостных сторон Естественного Ребенка

является очень тонкой. По мере того как чувственный Естественный Ребенок

начинает проявлять себя, всегда необходимы некоторые разумные ограничения,

принимаемые Взрослым. Вероятность венерических заболеваний или нежелательной

беременности и возможность задеть чье-то человеческое достоинство всегда

должны учитываться Взрослым.

Если сотрудничество Естественного Ребенка и Взрослого конструктивно,

личность становится способной "освободиться" и может с удовольствием

проявлять теплоту, обаяние, юмор и непосредственность -- способности, с

которыми она родилась. Способности испытывать телесные удовольствия и

доставлять их другим удлиняют жизнь и придают ей вкус (15).

Резюме

Ощущение своей идентичности развивается как реакция на многочисленные

ранние влияния. Даже имя, записанное в свидетельстве о рождении, часто

отражает родительский фон и ожидания, направленные на ребенка. Если имя

ребенка, прозвище или смена имени несут определенный смысл для родителей,

положительный или отрицательный, то это может влиять на ощущение ребенком

своей идентичности.

Во время игры ребенок также включается в процесс поиска своей

идентичности и репетирования будущих ролей. Одни играют активно и используют

свое тело для развития ловкости и выражения эмоций. Другие играют пассивно и

воспринимают свое тело и эмоции скорее как наблюдатели жизни, чем настоящие

ее участники., Такой ребенок скорее походит на болельщика, пассивно сидящего

на трибуне, чем на игрока, активно играющего на поле. Активный или пассивный

стиль детских игр, который человек предпочитал в детстве, то, как, где,

когда и с кем он играл в них, иногда влияет на выбор им профессии и

использование свободного времени.

Дети играют в психологические игры, чтобы подкрепить первоначальные

ощущения своей идентичности. Игры служат репетициями будущих сцен, на

которых будут исполняться роли Жертвы, Преследователя и Спасителя.

Развитие половой идентичности также связано с первыми годами жизни

ребенка. Личность, чей пол принимается и одобряется родителями, вероятно,

чувствует себя о'кей мужчиной или женщиной. Если отношения с противоположным

полом здоровые, то человек, видимо, принимает положительную позицию по

отношению к половой идентичности других.

Вы имеете как личную, так и половую идентичность. Сообщения, которые Вы

получили о своем имени, то, во что и где Вы играли, какие чувства Вы

испытывали к себе, будучи мальчиком или девочкой, и как Вы были, приучены

относиться к противоположному полу, -- все это повлияло на формирование

Вашей идентичности. Если она здоровая, то Вы имеете основную позицию

Выигрывающего "Я о'кей, Вы о'кей". Если нет, то от старых установок еще

можно отказаться.

Упражнения

1. Идентичность и Ваше имя

* Рассмотрите, как связано Ваше имя с Вашим сценарием. Какую

идентичность оно Вам дает?

* Кто дал Вам имя? Почему?

* Вас назвали в честь кого-то? Если да, то не связывали ли с Вашим

именем особых ожиданий?

* Вы гордились своим именем или Вы не любили его?

* Называли ли Вас именем, которое не соответствовало Вашему полу или

которое вызывало насмешки?

* Ваше имя настолько распространенное, что Вы чувствовали себя частью

толпы, или настолько редкое, что Вы чувствовали себя необычным?

* Есть ли у Вас прозвище? Ласкательное имя? Как Вы получили их?

* Как Ваши имена или другие определения, которые Вам давали, влияют на

Ваше представление о себе?

* Как Вас называют теперь? Кто?

* Если Вы женаты или замужем, не называете ли Вы своего супруга или

супругу мамой или -папой? Почему?

* Вас называют одним именем дома и другим на работе? Если да, то с чем

это связано?

* Как Вы предпочитаете, чтобы Вас называли? Почему?

* Хотели бы Вы иметь другое имя? Почему? Есть ли среди Ваших оснований

доводы Вашего Взрослого для изменения имени? Для сохранения прежнего имени?

Только для замужних женщин

* Если Вы сменили свою девичью фамилию после свадьбы, как это повлияло

на Вашу идентичность?

* Если Вас спросят, кто Вы, Вы ответите: "Я жена Джона Доу" или "Я Мэри

Доу"? Почему?

* Если Вы разведены или овдовели, то чью фамилию Вы носите и почему?

* Если Ваша фамилия отличается от фамилии Вашего мужа, то как на это

реагируют люди?

2. Игры Вашего детства

Выполняйте это упражнение не торопясь. Закройте глаза. Попытайтесь

представить себя играющим ребенком. Вы, вероятно, увидите себя в разном

возрасте и на разных сценах. Удержите в своем воображении один из этих

образов и представьте его более подробно.

Теперь зайдите в воображаемую комнату, где хранятся Ваши видеозаписи.

Достаньте запись с пометкой "Родители и игра". Включите ее. Слушайте.

* Что говорят Ваши родители об игре?

* Какие невербальные сообщения они передают?

* Отводилось ли Вам время на игры или Ваше время было слишком

структурировано?

* Накладывались ли на Ваши игры какие-либо огра-ничения, связанные с

Вашим полом?

Теперь, чтобы получить информацию, используйте следующие вопросы: * "В

какие активные игры Вы играли?

* Где Вы играли? На заднем дворе? На улице? В сарае? В парке? Какое

место было Вашим любимым? Почему?

* Вы играли в одиночестве? Были ли у Вас товарищи по играм? Если да, то

это были Ваши родственники? Соседи? Школьные друзья? Не было ли у Вас

воображаемых товарищей по играм?

* Были ли Ваши товарищи похожими друг на друга? Если нет, то чем они

отличались?

* Ваш рост, пол, ловкость, внешность и т.д. заставляли Вас быть в

стороне? Всегда позволяли Вам участвовать в различных играх? Или Вы даже

были в них первым?

* Какую роль Вы главным образом играли? Лидера? Простого участника? Или

судьи? Какую роль Вы больше предпочитали? Это была роль "Собака-сверху" или

"Собака-снизу" ?

* Чем Вы любили заниматься больше всего?

* Какими были Ваши пассивные игры? Входили ли в них по большей части

чтение, радио или телевидение?

* Какие передачи Вы больше любили? Комедии, которые заставляли Вас

смеяться? Сентиментальные постановки, которые заставляли Вас плакать?

Приключенческие истории, которые захватывали Ваше воображение?

* Они побуждали Вас к действию? Или располагали к дальнейшей

пассивности?

* С какими характерами Вы себя отождествляли? Почему?

* Каким образом Вы репетировали Ваши настоящие роли? Семейные?

Профессиональные и т.д.?

Теперь достаньте другую запись с пометкой "Детский смех". Включите ее.

Прислушайтесь к звуку Вашего смеха.

* Что заставляло Вас смеяться?

* Не кажется ли Вам, что смех исходит из определенной части Вашего

состояния Я Ребенка? Кто это? Свободно заливающийся Естественный Ребенок?

Манипулятивный, интуитивный Маленький Профессор? Вежливый Приспособившийся

Ребенок?

* Кто-нибудь говорил Вам, чтобы Вы не смеялись, так как "Это не

смешно"?

* Вы видите или слышите кого-нибудь, кто смеется над Вами? Если да, то

не доставляет ли это Вам приятные или неприятные ощущения?

3. Ваши игры в настоящем

Для одних людей развлечения -- главное занятие в жизни. Другие ищут

равновесие между игрой и работой. В то время как третьи вообще редко играют,

их жизнь, особенно вне работы, монотонна и безрадостна. А какова Ваша жизнь?

* Является ли отдых важной частью Вашей жизни? Или Вы считаете его

пустой тратой времени?

* Достаточно ли Вы отдыхаете и играете в Вашей жизни? Или слишком

много? Какие Ваши любимые игры?

* Где Вы любите играть? Не напоминает ли это место то, где Вы играли в

детстве? С кем Вы любите играть? Ваш отдых является активным или пассивным?

Для супружеских пар

* Входит ли Ваш отдых в Ваши совместные с супругом/супругой занятия?

Позволяете ли Вы Вашему/Вашей супругу/супруге отдыхать и развлекаться без

Вас?

* Кто составляет планы на отпуск в Вашей семье? Как эти планы связаны с

тем, как Вы проводили отпуск в детстве?

* Есть ли у Вас любимый вид отдыха? Не противоречит ли он любимому виду

отдыха Вашего/Вашей супруга/супруги? Если противоречит, то в чем?

* Если между Вами существует конфликт, сядьте вместе и, не обвиняя

никого, расскажите друг другу, как бы Вы по-настоящему хотели отдохнуть,

повеселиться и почему.

* Ответьте друг другу, чтобы показать, что Вы действительно поняли друг

друга. Ваше задание -- услышать точку зрения другого и убедить его в том,

что Вы поняли, что ему нравится. Избегайте осуждения, безразличия или

оправдывания.

* Далее обсудите возможные альтернативы. Что каждый из Вас хотел бы

попробовать? Что представляется недопустимым для каждого из Вас? Что могло

бы быть заманчивым?

* Попытайтесь составлять планы, приятные для обоих. Обсудите

поочередное планирование выходных. Сделайте все от Вас зависящее и

постарайтесь получить удовольствие от планов Вашего/Вашей супруга/супруги.

* Проделывайте это в течение двух месяцев. Затем обсудите Ваши

впечатления. Определите друг с другом, что было приятным, <

Наши рекомендации