Воспитание и состояние я родителя
Это действительно прекрасно -- иметь хорошее происхождение, но слава
принадлежит лишь нашим предкам.
Плутарх
Одни люди считают, что хорошими родителями быть легко, Другие -- что
тяжело. Большинство же испытывает при воспитании детей и взлеты, и падения.
Одни родители получают радость от детей, другие обижаются на них, третьи не
способны справиться с ними по разным причинам. Время от времени родители
переживают все три установки. "Пугающий факт относительно характера
наследственности и окружения заключается в том, что и то, и другое
обеспечиваем мы, родители" (1).
Родители устанавливают эмоциональный климат, который, подобно
атмосферному климату, может быть теплым или холодным, мягким или резким,
способствующим или препятствующим росту. Родители, обеспечивающие
постоянную, нежную заботу о своих детях через положительные контакты, тем
самым поощряют конструктивные сценарии. Родители, пренебрегающие детьми,
поощряют деструктивные или непродуктивные сценарии. Лучшее, что могут
сделать родители для своих детей, -- это оценить свой собственный сценарий и
затем решить, стоит ли передавать его следующему поколению.
Состояние Я Родителя
Родители служат моделями, которые отпечатываются в мозгу ребенка.
Состояние Я Родителя -- это объединение установок и образцов поведения всех
эмоционально значимых людей, которые служат для личности родительскими
фигурами. Родитель не обязательно функционирует по типу, определяемому
культурой как "материнский" или "отцовский". В действительности люди не
обладают явно различимыми материнскими или отцовскими инстинктами. В
соответствии с исследованиями Харлоу это положение справедливо и для низших
приматов (2). Люда обучаются быть родителями у своих собственных родителей.
Обезьяны, по-видимому, вынуждены делать то же самое.
Состояния Я внутри Родителя
Каждый родитель имеет три уникальных состояния Я. Поэтому состояние Я
Родителя личности объединяет Родителя, Взрослого и Ребенка родителя,
Родителя, Взрослого и Ребенка кормилицы и т.д. Временами родители ведут себя
по отношению к своим детям так же, как вели себя их собственные родители по
отношению к ним, -- поучают, наказывают, воспитывают, избегают их. Иногда
родители рассуждают на основе текущих, объективных данных, объясняя почему,
показывая как, приводя факты и решая проблемы. Но бывает и так, что они
используют поведение из своего детства, хныча, отдаляясь, проказничая,
хихикая, манипулируя другими и играя. Следовательно, поведение человека,
откликающегося из своего состояния Я Родителя, может происходить из любого
перенятого состояния Я одного или нескольких родителей. Родитель в состоянии
Я Родителя личности -- это в большинстве случаев фигура дедушки или бабушки.
Анализ состояний Я внутри одного состояния Я называют структурным
анализом второго порядка. В применении к Родителю это означает выделение
состояния Я Родителя, Взрослого, Ребенка внутри состояния Я Родителя
личности. Структурный анализ второго порядка Родителя изображен на рис.
29.(Родитель состоит из любой и всех реальных родительских фигур, включенных
Ребенком. Изображение второго порядка состояния Я Родителя любой личности
показывает равновесие включенных родительских фигур. -- Прим. авт.)
Это означает, что поведение личности может походить на бабушкиного
Взрослого или Родителя кормилицы или папиного Ребенка и так далее. Следующая
история показывает, как определенные традиции и верования -- культурные и
семейные сценарии -- могут тянуться многие поколения, хотя основания для них
давно позабыты:
Новобрачная готовила окорок, и муж спросил ее, зачем она разрезала его
на несколько кусков. "Но так всегда делала моя мама", -- ответила она.
В следующий раз, когда у них гостила теща, зять поинтересовался, почему
она разрезает окорок на несколько кусков. "Так всегда делала моя мама", --
ответила она.
Когда их навестила бабушка, он спросил и ее, почему она разрезает
окорок на несколько кусков. Она сказала: "Только так я могу поместить его в
кастрюлю" (3).