Воспитание и состояние я родителя

Это действительно прекрасно -- иметь хорошее происхождение, но слава

принадлежит лишь нашим предкам.

Плутарх

Одни люди считают, что хорошими родителями быть легко, Другие -- что

тяжело. Большинство же испытывает при воспитании детей и взлеты, и падения.

Одни родители получают радость от детей, другие обижаются на них, третьи не

способны справиться с ними по разным причинам. Время от времени родители

переживают все три установки. "Пугающий факт относительно характера

наследственности и окружения заключается в том, что и то, и другое

обеспечиваем мы, родители" (1).

Родители устанавливают эмоциональный климат, который, подобно

атмосферному климату, может быть теплым или холодным, мягким или резким,

способствующим или препятствующим росту. Родители, обеспечивающие

постоянную, нежную заботу о своих детях через положительные контакты, тем

самым поощряют конструктивные сценарии. Родители, пренебрегающие детьми,

поощряют деструктивные или непродуктивные сценарии. Лучшее, что могут

сделать родители для своих детей, -- это оценить свой собственный сценарий и

затем решить, стоит ли передавать его следующему поколению.

Состояние Я Родителя

Родители служат моделями, которые отпечатываются в мозгу ребенка.

Состояние Я Родителя -- это объединение установок и образцов поведения всех

эмоционально значимых людей, которые служат для личности родительскими

фигурами. Родитель не обязательно функционирует по типу, определяемому

культурой как "материнский" или "отцовский". В действительности люди не

обладают явно различимыми материнскими или отцовскими инстинктами. В

соответствии с исследованиями Харлоу это положение справедливо и для низших

приматов (2). Люда обучаются быть родителями у своих собственных родителей.

Обезьяны, по-видимому, вынуждены делать то же самое.

Состояния Я внутри Родителя

Каждый родитель имеет три уникальных состояния Я. Поэтому состояние Я

Родителя личности объединяет Родителя, Взрослого и Ребенка родителя,

Родителя, Взрослого и Ребенка кормилицы и т.д. Временами родители ведут себя

по отношению к своим детям так же, как вели себя их собственные родители по

отношению к ним, -- поучают, наказывают, воспитывают, избегают их. Иногда

родители рассуждают на основе текущих, объективных данных, объясняя почему,

показывая как, приводя факты и решая проблемы. Но бывает и так, что они

используют поведение из своего детства, хныча, отдаляясь, проказничая,

хихикая, манипулируя другими и играя. Следовательно, поведение человека,

откликающегося из своего состояния Я Родителя, может происходить из любого

перенятого состояния Я одного или нескольких родителей. Родитель в состоянии

Я Родителя личности -- это в большинстве случаев фигура дедушки или бабушки.

Анализ состояний Я внутри одного состояния Я называют структурным

анализом второго порядка. В применении к Родителю это означает выделение

состояния Я Родителя, Взрослого, Ребенка внутри состояния Я Родителя

личности. Структурный анализ второго порядка Родителя изображен на рис.

29.(Родитель состоит из любой и всех реальных родительских фигур, включенных

Ребенком. Изображение второго порядка состояния Я Родителя любой личности

показывает равновесие включенных родительских фигур. -- Прим. авт.)

Это означает, что поведение личности может походить на бабушкиного

Взрослого или Родителя кормилицы или папиного Ребенка и так далее. Следующая

история показывает, как определенные традиции и верования -- культурные и

семейные сценарии -- могут тянуться многие поколения, хотя основания для них

давно позабыты:

Новобрачная готовила окорок, и муж спросил ее, зачем она разрезала его

на несколько кусков. "Но так всегда делала моя мама", -- ответила она.

В следующий раз, когда у них гостила теща, зять поинтересовался, почему

она разрезает окорок на несколько кусков. "Так всегда делала моя мама", --

ответила она.

Когда их навестила бабушка, он спросил и ее, почему она разрезает

окорок на несколько кусков. Она сказала: "Только так я могу поместить его в

кастрюлю" (3).

Наши рекомендации