Известно, что родители никогда не бывают правы. Они или слишком

Значительны, или слишком ограниченны, слишком умны или слишком глупы. Если

Они строги, им следовало бы быть мягче и т.д. Но где Вы найдете родителей, у

Которых все было бы в порядке? Вы всегда можете обвинять родителей, если

Хотите играть в обвиняющие игры, и перекладывать на них ответственность за

Все Ваши проблемы. Пока Вы не захотите оставить своих родителей в покое, Вы

Будет оставаться для себя ребенком (15).

Контрсценарий

Некоторые люди, имеющие сценарий с проклятием, имеют также и то, что

называют контрсценарием. Контрсценарий образуется, когда ребенок в

последующей жизни находит выход "против" колдовских предписаний, полученных

им в раннем детстве. Например, маленький ребенок, который получает

сообщение, возможно и невербальное, "Поделом тебе", позже может получить

сообщение "Будь осторожен, когда переходишь улицу". В этом случае личность

имеет два сообщения, одно из которых явно более конструктивно, чем второе.

Контрсценарии часто основаны на лозунгах и девизах, подобных

предписаниям, полученным от Родителя отца или Родителя матери ребенка. Клод

Стейнер полагает, что "колдовское предписание намного более могущественно и

значительно, чем контрсценарий..." (16). Хотя личность может испытывать

колебания при выборе между деструктивным сценарием и более конструктивным

контрсценарием, последний также может быть неудачным.

Роли и темы жизненных драм

Получив предписания, ребенок принимает психологические позиции и

устанавливает роли, необходимые для осуществления своей жизненной драмы.

Когда роли определены, Ребенок личности выбирает людей и манипулирует ими,

чтобы присоединить их к списку действующих лиц. Например, близкие друзья

стремятся основывать свой дружеский выбор на дополняющих друг друга

сценариях.

Честолюбивый молодой человек, чей сценарий -- преуспеть в жизни,

нуждается в такой партнерше, которая была бы заинтересована помочь ему

осуществить это. Он ищет образованную, хозяйственную, также честолюбивую

женщину, которая не расстроила бы его драматические планы. С другой стороны,

она выбирает его потому, что он подходит для требуемой по ее сценарию роли.

Даже планируя увеселительную поездку, эти двое, вероятно, включат лишь тех,

кто может играть роли, способствующие осуществлению их сценария.

Аналогичный выбор происходит, когда женщина, принявшая позицию "Мужчины

-- это шалопаи", несколько раз выходит замуж за "шалопая". Роль ее сценария

основана на позиции, что "Мужчины -- не о'кей". Она придирается к мужу,

жалуется на него всем, что постепенно делает его жизнь невыносимой (муж при

этом имеет свою роль в этой игре) и, таким образом, способствует

осуществлению собственных предсказаний. В конце концов она вынуждает его

уйти. Затем она может сказать: "Вот видишь, я же говорила. Мужчины -- это

шалопаи, которые бросают тебя при первой же трудности".

Ипохондрики обычно манипулируют другими, занимая позицию слабых и

беспомощных. Их партнер, вероятно, реагирует на "приманку" как Спаситель,

или как Преследователь, или как тот и другой одновременно, а впоследствии

может сам почувствовать себя Жертвой. Если ипохондрик откажется от позиции

беспомощности, то его супруга, которая не готова к изменению позиций, может

стремиться к обострению болезни своего партнера с тем, чтобы восстановить

прежние ролевые отношения. С другой стороны, если супруга первая решит не

играть ожидаемую роль, ипохондрик может проявлять более выраженные симптомы

болезни или искать кого-либо другого, кто будет играть роли Спасителя и

Преследователя.

Иногда жизненная драма требует ухода одного партнера главного героя и

выхода на сцену другого. Этот процесс часто наблюдается в браках мужчин,

занятых профессиональной деятельностью, которые в течение многих лет

нуждаются в работающей жене, умеющей аккуратно обращаться с деньгами. Однако

когда такой мужчина достигает успеха в своей профессии и начинает переходить

на другой социальный уровень, его сценарий может потребовать партнера с

другими способностями.

Супругов, руководителей, друзей и врагов часто выбирают из-за

возможности манипулирования ими. В качестве расплаты за такой выбор партнеры

должны быть способны играть "правильные" игры и исполнять роли, необходимые

для осуществления сценария. Перлз описывает две основные манипуляторские

позиции, называя их "Собака-сверху" и "Собака-снизу":

"Собака-сверху" -- обычно праведный и авторитетный человек. Он знает

все лучше всех. Он иногда бывает прав, но всегда во всех ситуациях ведет

себя как праведник. "Собака-сверху" -- это Преследователь, который все время

говорит: "Ты должен" или "Ты не должен". "Собака-сверху" манипулирует

другими, предъявляя им требования и предсказывая им несчастья: "Если ты не

сделаешь так, то тебя не будут любить, ты не попадешь в рай, ты погибнешь" и

т.п.

"Собака-снизу" манипулирует другими, ища у них защиты, стараясь

подольститься к ним, играя плаксу или нечто подобное. "Собака-снизу"

беспомощен. Если "Собака-снизу" -- это Мики Маус, то "Собака-сверху" -- это

Майти Маус. "Собака-снизу" часто использует выражения: "Как-нибудь потом",

"Я делаю все возможное", "Видишь, я стараюсь изо всех сил, и не моя вина,

что у меня ничего не выходит", "Что поделаешь, если я забыл день твоего

рождения", "У меня были самые добрые намерения". Как видно, "Собака-снизу"

является более искусной ролью, и обычно играющий ее достигнет большего, чем

более примитивный "Собака-сверху".

Таким образом, "Собака-сверху" и "Собака-снизу" по-своему стремятся

добиться контроля- Подобно каждому родителю и ребенку, они борются друг с

другом за власть (17).

Многие роли исполняются с манипуляторских позиций "Собака-сверху" или

"Собака-снизу". Однако самые распространенные драматические роли могут быть

определены как Преследователь, Спаситель и Жертва. Эти роли являются

истинными, если их не разыгрывают, а они действительно соответствуют

ситуации. Некоторые истинные роли:

Преследователь: Тот, кто устанавливает необходимые границы поведения

или кому поручено проводить в жизнь правила и законы.

Жертва: Тот, кто предназначен для дела, но кому отказано в нем из-за

происхождения, пола или религиозной веры.

Спаситель: Тот, кто помогает личности, которая чувствует себя

неполноценной, добиться восстановления своих прав и самоуважения.

Когда эти роли являются лишь масками, они нечестны и служат для

манипулирования. Далее в этой книге они означают манипуляторские, нечестные

роли:

Преследователь: Тот, кто устанавливает неоправданно строгие границы

повеления или кому поручено выполнять правила и кто делает это с садистской

жестокостью.

Жертва: Тот, кто не способен к работе, но притворно заявляет, что ему

отказывают в ней из-за его происхождения, пола или религиозной веры.

Спаситель:

Тот, кто надевает маску "полезного человека" для того, чтобы держать

остальных в зависимости от себя.

Манипуляторские роли являются частью системы вымогательств и игр,

которые входят в сценарий личности. Личность может играть в игру, подражая

поведению родителей. Тем не менее игры, как правило, играют в состоянии Я

Ребенка. Ребенок, начинающий игру, предполагает "зацепить" Родителя и

Ребенка в других игроках. Манипуляторские роли используют, чтобы вызвать или

привлечь других отреагировать определенным образом и тем самым подкрепить

ранние психологические позиции Ребенка.

В том, что, находясь на многих жизненных сценах, личность знает, как

играть все роли во всех играх, нет ничего удивительного. Каждый способен,

переключаясь, играть три основные роли: Жертва, Преследователь, Спаситель. В

трансакционном анализе их называют "Драматическим треугольником" (18) (см.

рис. 27).

Карпман пишет:

Наши рекомендации