Пол и психологические позиции

Психологические позиции зависят также от пола. При формировании

идентичности личность принимает две позиции или оценки себя, одна из них

является общей, а другая -- половой. Иногда эти позиции подобны, иногда

различны. Например, некоторые принимают относительно своей профессиональной

деятельности позицию о'кей, но как мужчины или женщины -- позицию не о'кей.

Когда это происходит, они могут играть в такие половые игры, как "Насильник"

или "Катись Отсюда". Древний миф о Кадме отражает эту двойственность

личности. Кадм был талантливым строителем древнего города Фивы, но в своей

семье, как мужчина, казался неудачником. Его потомки пережили много

несчастий. Знаменитый Эдип был одним из них.

Во время занятий в психотерапевтической группе современный Кадм о той

же проблеме говорил так: "Я знаю, что я способный архитектор, но я чувствую

себя 'терпящим фиаско как мужчина, особенно дома, в моей семье". Одна

женщина, член группы, ответила ему: "Я понимаю вас. Я достигла самых высоких

педагогических успехов, но я не чувствую себя женщиной". Многие высказывания

отражают психологическую позицию по отношению к определенному полу (16).

Я никогда не смогу понять мужчину/женщину

Я никогда не стану настоящим мужчиной/женщиной

Я красивый

Женщинам доверять нельзя.

Женщины -- это тираны

Мужчины -- это тираны

Женщины милы и нежны

Мужчины защитят меня

Некоторые люди принимают психологическую позицию, считая, что один пол

-- о'кей, а другой -- не о'кей.

Мужчины умны, а женщины глупы.

Мужчины порочны, а женщины чисты.

Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы

сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становится ее жизненной

позицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем

резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей

психологической Позиции. Этот процесс можно изобразить следующим образом:

Переживания ®Решения ®Психологические позиции ®Сценарий, подкрепляющий

поведение

Введение в анализ сценария

Сценарий можно кратко определить как жизненный план, удивительно

напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть.

Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве. Он

находится в состоянии Я Ребенка и "записывается" через трансакции,

происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые они играют,

являются частью этого сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может

лучше понять свой жизненный сценарий.

Иллюстрирующий пример

Во время занятий в группе Фред рассказывал: "Если я услышал это один

раз, то я услышу это сотни раз: "Ну что за глупость ты делаешь, Фред. Ты

можешь сделать хоть что-нибудь правильно?" Я не мог говорить достаточно

быстро с моими родными и до сих пор иногда заикаюсь. В школе я всегда был

последним в классе и хорошо помню учителей, говоривших: "Это глупый вопрос,

Фред". Учителя напоминали мне мою маму. При зачитывании отметок успеваемости

мое имя было последним, и дети смеялись надо мной. Затем я поступил в высшую

школу, и консультант сказал мне, что я могу учиться лучше, что я не глуп, а

только ленив. Я просто не пытался заставить себя".

На последующих занятиях Фред понял, что в детстве он принял позицию "Я

глуп. Я не о'кей". Он считал себя неудачником и играл эту роль. Хотя Фред

был неуспевающим, он остался в школе и играл в игру "Тупица", получая низкие

оценки, вызывая унизительные и недовольство учителей. Это укрепило его

основную психологическую позицию. Фред обнаружил, что его сценарий был

сценарием Проигрывающего. В состоянии Я Ребенка он чувствовал себя глупым и

играл роль Тупицы. Он также обнаружил, что его Родитель согласен с этой

позицией и, образом, поощряет его терпеть неудачу. Анализ состояний Я,

проведенный Фредом, дал его Взрослому объективные сведения о том, кем он

был, как он приобрел эти черты и какую роль они играли в его жизни. Это

позволило Фреду решить, какое состояние Я будет управлять его жизнью. В

конце концов его Взрослый полностью победил. Фред вернулся в колледж и

достиг хороших успехов в учебе.

После того как он обнаружил, что его сценарий был сценарием

Проигрывающего, Фред решил, что он не должен больше быть Проигрывающим. Он

может стать Выигрывающим, если только захочет этого. Берн пишет: "Основной

целью трансакционного анализа является анализ сценария, так как этот

сценарий определяет судьбу и идентичность личности)" (17).

Резюме

Современные люди носят много масок и имеют много видов психологической

защиты, из-за которых их подлинная сущность остается ограниченной и не

осознанной даже для них самих. Возможность встречи со своей подлинной

сущностью -- изучение своей самости -- может быть пугающей и фрустрирующей.

Многие боятся открыть самое плохое в себе. Они также испытывают скрытый

страх перед возможностью обнаружить самое хорошее.

Открыть самое плохое означает не страшиться принять решение продолжать

или прекратить прежний образ жизни. Узнать самое хорошее означает оказаться

перед решением: быть или не быть достойным этого. Каждое открытие может

повлечь за собой изменения, а это вызывает тревогу. Однако это может быть

творческая тревога, которую можно рассматривать как внутреннее побуждение --

побуждение к развитию своих возможностей быть Выигрывающим.

Трансакционный анализ является методом, помогающим узнать себя, узнать,

как Вы относитесь к другим, и раскрыть драматическую линию Вашей жизни,

принятую Вами. Единицей структуры личности является состояние Я. Через

осознание состояний Вашего Я Вы можете дифференцировать различные источники

Ваших мыслей, чувств, типов поведения. Вы можете понять, где они согласованы

друг с другом, а где нет. Вы можете более осознанно использовать свои

возможности.

Единицей измерения в межличностных отношениях является трансакция. С

помощью анализа трансакций Вы можете более осознанно управлять своим

влиянием на других и их влиянием на Вас. Вы можете определить, когда Ваши

трансакции дополнительные, когда пересекающиеся или скрытые. Вы также можете

узнать, в какие игры Вы играете.

Трансакционный анализ -- это практическая система рекомендаций, с

помощью которой Вы можете оценить прежние решения и поведение и изменить то,

что, по Вашему мнению, было бы желательно изменить.

Упражнения

Выберите место, где Вам не могли бы помешать. Выделите время,

достаточное, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях,

рассмотрите следующие вопросы.

1. Изучение состояний Вашего Я

Ваш Родитель

* Вспомните что-нибудь в своем поведении, что Вы заимствовали от

родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему супругу/супруге,

ребенку, друзьям или коллегам по работе.

* Вспомните какое-нибудь родительское утверждение, которое Вы до сих

пор слышите внутри себя и которому Вы следуете, с которым Вы боретесь или

перед которым чувствуете смущение.

Ваш Взрослый

* Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы собрали факты и на их

основе приняли разумное решение. Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы

чувствовали себя враждебно настроенным и агрессивным (или рассерженным,

подавленным и т.д.) и тем не менее были способны разумно и правильно

действовать, несмотря на Ваши чувства.

Ваш Ребенок

* Вспомните какую-нибудь форму манипулирования, которую Вы использовали

в детстве и применяете до сих пор.

* Вспомните, что доставляло Вам радость в детстве и что Вы с

удовольствием делаете до сих пор.

2. Состояния Вашего Я и Ваши чувства

Представьте себя дома одного в грозовую ночь. Вы проспали несколько

часов. Неожиданно раздается звонок в дверь, и по бою часов Вы узнаете, что

сейчас три часа ночи.

* Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?

* Что бы Вы почувствовали в детстве? Чувствуете ли Вы то же и теперь?

* Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия

сходными с действиями одного из Ваших родителей?

* Как Вы считаете, что "лучше всего" сделать?

Представьте, что Вы пришли, как обычно, на работу. Ваш чем-то

рассерженный руководитель уже ожидает Вас и неожиданно обрушивается на Вас с

обвинениями в том, что Вы забыли что-то сделать.

* Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?

* Какие чувства возникли бы у Вас в

детстве, если начальник был Вашим родителем или учителем? Чувствуете ли Вы

то же и теперь?

* Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия

сходными с действиями одного из Ваших родителей?

* Как Вы считаете, как нужно "лучше всего" поступить?

3. Анализ трансакций

* Вспомните какую-либо трансакцию, которая была сегодня. Попробуйте

начертить ее. Не считаете ли Вы, что это была скрытая трансакция, которая

содержала скрытое сообщение? Если да, то включите ее в схему (см. рис. 21).

4. Ваша о'кей позиция

Представьте себя лицом к лицу с человеком, являющимся для Вас

авторитетом, который смотрит Вам прямо в глаза и спрашивает: "Вы чувствуете,

что Вы о'кей или не о'кей?"

* Какие бы у Вас возникли чувства и мысли? Что бы Вы ответили?

* Можете ли Вы вспомнить, когда Вы решили, что Вы о'кей или не о'кей?

* Вообразите эту сцену снова. Кто при этом присутствовал и что при этом

происходило? Попытайтесь снова пережить ее.

5. Ваша половая о'кей позиция

Представьте себе ситуацию, в которой важна Ваша половая роль.

Вообразите себя супругом/супругой, другом/подругой или родителем. Вы

чувствуете себя о'кей или не о'кей мужчиной/женщиной?

* Вспомните установки Ваших родителей по отношению к Вашей

мужественности/женственности? Попытайтесь вспомнить, какие слова они при

этом говорили.

* Попытайтесь вспомнить какой-нибудь эпизод из Вашей жизни, в котором

имел значение Ваш пол, и попробуйте пережить его заново.

Наши рекомендации