Эрик Берн и трансакционный анализ
При использовании трансакционного анализа люди достигают как
эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее
сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, чаще аналитического, при
котором человек обычно заключает. "Да, именно так это и происходит!"
Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в
поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания
новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали
выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу
и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было
несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних
личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.
Он заметил, что эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют с
другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть
проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые
мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими в
психологических играх и при вымогательствах .
Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом,
поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения
привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным
анализом, сокращенно ТА.
Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод.
Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах (как и
гештальттерапию). Группа служит окружением, в котором люди могут лучше
осознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют с
другими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым они следуют. Такое
осознание позволяет более ясно понять себя, с тем чтобы человек смог
изменить или усилить в себе то, что он хочет.
Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом и
пациентом. Договор может касаться прояснения таких симптомов, как
застенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться вопросов
достижения контроля над поведением в таких случаях, как неумеренное
пьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он может
сосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под определенными
симптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при которых ребенок
был униженным, заброшенным, слишком избалованным, отвергнутым или с ним
жестоко обращались (13). Этот договорный подход сохраняет самостоятельность
пациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия договора будут
выполнены.
ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также
представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого
поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод
предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов
использованию психологических научных терминов или профессиональному
жаргону. Например, основные стороны личности называются в ТА состояниями Я
-- Родитель, Взрослый и Ребенок.
Трансакционный анализ -- это рациональный метод понимания поведения,
основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе,
думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои
чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями
-- везде, где люди имеют дело с людьми.
Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является
установление "возможно более открытых и подлинных взаимодействий между
эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности" (14). Когда это
происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой
интеллект, а не только одно за счет другого. Гештальтметоды могут ускорить
этот процесс, особенно в области чувств.
Каждая глава этой книги содержит упражнения, которые построены так,
чтобы помочь Вам в применении этой теории. Мы советуем, когда Вы
заканчиваете каждую главу, прочитывать упражнения, относящиеся к ней.
Выполняйте то, что представляется возможным и интересным, сразу. Затем,
через некоторое время, выполняйте то, что имеет к Вам отношение, является
существенным для Вас.
Резюме
Личность, которая не осознает того, как она поступает или что
чувствует, является обедненной. Лишенная уверенности, такая личность мечется
между внутренними конфликтующими силами. Эта личность не является целостной
и представляет отчужденные стороны -- интеллект, эмоции, ощущения или
поведение. Личность, которая начинает лучше осознавать себя и изменяться к
большей целостности, духовно обогащается.
Люди, решившие освободиться от черт Проигрывающих и стать
Выигрывающими, способны достигнуть такого проникновения. Через него они
откроют, что могут все больше и больше полагаться на свои собственные
способности, свободно чувствовать и составлять собственное мнение. Они
продолжат открывать и обновлять себя. Для них жизнь станет заключаться не в
том, чтобы получать больше, а в том, чтобы быть чем-то большим. Выигрывающим
нравится быть полными жизни!
Упражнения
1.Проверочный список черт
Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку (v) для тех
черт, которые соответствуют Вашему мнению о себе. Используйте крестик (х),
чтобы отметить черты, не свойственные Вам, и знак вопроса (?), если вы не
уверены в ответе.
-- Нравлюсь себе
-- Остерегаюсь других или обижен ими
-- Люди могут доверять мне
-- Всегда сохраняю хорошее выражение лица
-- Обычно высказываю правильное мнение
-- Недоволен собой
-- Завишу от чужого мнения
-- Теряю время зря
-- Использую свои способности
-- Думаю сам за себя
-- Не могу найти работу
-- Верю в свои силы
-- Обычно высказываю ошибочное мнение
-- Люди мне нравятся
-- Мне не нравится мой пол
-- Обескуражен жизнью
-- Не люблю находиться среди людей
-- Не развиваю своих способностей
-- Доволен своим полом
-- Часто поступаю неправильно
-- Знаю свои чувства
-- Не понимаю себя
-- Чувствую себя скованным
-- Хорошо использую время
-- Люди избегают меня
-- Не интересуюсь общественными проблемами
-- Доволен своей работой
-- Получаю удовольствие от природы
-- Участвую в решении общественных проблем
-- Люди любят быть около меня
-- Компетентен в работе
-- Владею собой
-- Жизнь мне нравится
-- Не умею сдерживаться
-- Не нравлюсь себе
-- Недоволен своей работой
Теперь посмотрите на отмеченные Вами черты.
* Отражают ли они Ваш характер?
* Это черты Выигрывающего, Проигрывающего или смешанные?
* Какие черты Вы хотели бы изменить?
В процессе чтения книги, возвращайтесь к этому списку черт.
Просматривая те черты, которые Вы отметили, пытайтесь исправить те, которые
Вы решили изменить.
2.Шкала Выигрывающий/Проигрывающий
Оцените Ваши чувства к себе, к тому, чего Вы достигли в своей жизни, и
Ваши отношения с другими, поместите свою оценку где-либо вдоль следующего
континуума. Считайте, что один конец континуума соответствует трагическому
Проигрывающему, а другой конец -- совершенно благополучному Выигрывающему.
* Каким Вы себя чувствуете?
Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
* Как Вы относитесь к своим достижениям?
Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
* Как Вы воспринимаете свои отношения с другими людьми?
Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
* Вы удовлетворены тем, где Вы себя расположили?
* Если нет, то что бы Вы хотели изменить?
3. Исполнение ролей внутреннего диалога
В дальнейшем Вы не должны отвлекаться или прислушиваться к чему-либо
постороннему, так как Вы будете вести диалог, повторяющийся в Вашей голове,
и начнете осознавать смысл этого диалога.
* Вслушайтесь в него. Кто говорит в Вашей голове? Вы говорите с
определенным человеком?
* Теперь постарайтесь "вывести" этот диалог наружу. Установите два
стула напротив друг друга. Используя метод исполнения ролей Перлза,
произнесите этот диалог вслух. Меняйте стулья со сменой ролей.
* Попытайтесь привести этот диалог к какому-либо заключению.