Этап 3. Подведение итогов дискуссии

Преподаватель обобщает основные мысли, высказанные группами, поощряя обмен мнениями. Он обращает внимание студентов на запи­санные на доске аргументы, подчеркивает их разноплановость и разновесность. Для анализа приведенных аргументов можно предложить студентам следующие вопросы.

1. При каком типе обучения уделяется больше внимания интересам и потребностям самих детей?

2. Какой тип обучения более гуманистичен?

Обобщая высказывания студентов преподаватель может включить информацию о периоде узаконенного раздельного обучения в нашей стране (1943-1954), показав при этом роль социально-политических факторов. После этой информации уместно перейти к основному про­блемному вопросу дискуссии.

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему в последнее время в нашей стране стали появляться средние учебные заведения, в кото­рых мальчики и девочки обучаются раздельно? Поясните вашу точку зрения. Обсуждение.

Контрольные вопросы

1. В какие годы XX века в России было узаконено раздельное по полу обучение?

2. Какая государственная политика определяла принцип раздельно­го по полу обучения в этот период?

3. Какая модель поведения для мальчиков и девочек обычно реали­зуется в раздельных по признаку пола учебных заведениях?

4. Чем вызвано появление в последние годы в нашей стране учебных заведений, в которых реализуется принцип раздельного по полу обучения?

Литература

1. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

2. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М.: Из-во ОГИ, 1997.

3. Курильски-Ожвэн Ш. Русская культурная модель и эволюция нор­мативного регулирования семьи // Общественные науки и совре­менность. - 1995. - № 5. - С. 155-163.

4. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения / Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический под­ход. - СПб., 2000.

5. Рабжаева М. Круглый стол: «Раздельное обучение: за и против» // Посиделки: Информационный листок. — СПб., 2002. — № 3.

6. Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отно­шении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ.2001.

7. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. РАН ИНИОН. — Саратов: Гос. техн. ун-т; М., 2001.

Приложение 1

Темы для дискуссий

Тема 1[2]

В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образо­вания и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно ска­зывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, заведующая отделом Центра психического здоровья.

Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них раз­ный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, на­пример, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию сме­шанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а маль­чики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.

Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на маль­чиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.

Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподава­ли учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить мате­ри, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрыва­ется, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже го­лоса повышать не надо — мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки, — ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способ­ствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

Одна из самых распространенных педагогических ошибок — установ­ка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давле­ния, когда нужно тридцать пять — сорок минут просидеть в однообраз­ной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервни­чает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репе­титорами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.

При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Напри­мер, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физи­ческую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им воз­можность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают дви­гательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на пере­менах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормаль­ному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начина­ют им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения — более степенный, скромный.

Есть и еще один аспект.

В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т. п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

Так что еще и поэтому раздельное обучение целесообразней. Пусть мальчик будет равным среди равных.

Тема 2[3]

Новый учебный год преподнес российским детям много сюрпризов: в ряде школ начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Тем самым Москва подстраивается под Европу. До сих пор дети учились в средней школе по 11 лет. В скором времени будут введены единые пра­вила проведения вступительных экзаменов в высших и средних специ­альных учебных заведениях, которые сейчас очень разные. Это делает­ся для того, чтобы уравнять шансы всех абитуриентов, независимо от их места жительства.

В республике Татарстан первоклашки теперь учатся писать латин­скими буквами. В Татарстане еще в конце 1990-х годов было решено про­вести реформу языка, так как многочисленные гласные звуки татарско­го, родственного турецкому языку, не могут быть адекватно переданы ки­риллицей — алфавитом, который был создан для богатых согласными звуками славянских языков. Но, безусловно, самый спорный экспери­мент проводится в южном российском регионе — на Ставрополье: там, как до революции 1917 года, юноши и девушки снова учатся в разных школах. При этом юноши углубленно изучают естественные науки и мно­го занимаются спортом, а для девушек предусмотрены домоводство и вышивание. «Инициатива», вроде как, исходит с самого верха. Девушки боятся, что в женских школах установится диктат потенциальных фото­моделей и модных фирменных шмоток. Юноши в мужских школах, впол­не возможно, будут страдать от тирании агрессивных лидеров. Подрост­ки должны учиться вместе вне зависимости от пола, считает большая часть российского общества: это воспитывает толерантность, считает про­ректор Московского городского психолого-педагогического института при департаменте образования Московского правительства Елена Бори­сова. Поэтому она настаивает не только на смешанных классах, но и на приеме детей с физическими недостатками в «нормальные» школы, — а это требование для российского общественного мнения граничит с провокацией. В Московском министерстве образования полагают, что дефи­цит учителей-мужчин можно сократить путем «серьезного увеличения зарплаты». Однако недостающие штатные единицы могут быть заполне­ны только путем создания нового поколения учителей. Большинство мам и пап, напротив, приветствует новшество. Большая часть родителей пер­воклассников высказалась в этом году за раздельное обучение.

Приложение 2

Раздельное по полу обучение:

«за» и «против»(по материалам дискуссии)

За раздельное обучение Против раздельного обучения
Удобно работать учителю Закрепляется на уровне сознания половая диф­ференциация
Выполнение заказа родителей Закрепляются гендерные стереотипы
Позволяет учитывать неравно­мерность развития мальчиков и девочек Закрепляются представления о различиях в по­ведении представителей мужского иженского пола
Выше успеваемость Возрастает роль установок учителя
Снижается подростковая депрес­сия Остро ощущается недостаток опыта общения с противоположным полом
Более адекватная оценка своего пола Идеализация противоположного пола
Более адекватная позитивная са­мооценка Ориентация девочек на самореализацию в облас­ти материнства
Снижается страх оценки со сто­роны противоположного пола В гетерохронной группе более творческая атмосфера
Усреднение развития Недостаточная подготовленность учителей (пе­ренос своих гендерных проблем и гендерных стереотипов)
Снижается роль оценочных сте­реотипов со стороны учителей Акцентируется неравенство возможностей в обу­чении
В смешанных классах напряжен­нее отношения между полами Раздельное обучение противоречит общемиро­вым тенденциям к совмещению мужских и женских ролей и свидетельствует о недостаточ­ном уровне демократизации общества

Глава 9

Гендерная автобиография

Наши рекомендации