Этап 1. Роль СМИ в гендерной социализации
Первый этап практического занятия посвящен проработке теоретических вопросов темы «Гендерная социализация». Главная задача этой части занятия — глубокое усвоение студентами основных понятий темы.
Студентам предлагается обсудить два исследовательских подхода к изучению процесса усвоения гендерных ролей — половой символизм и диморфизм. При этом преподаватель должен максимально задействовать все предыдущие знания учащихся (в частности, по истории и теории феминизма, теории гендера). Обучающиеся должны сами:
• сформулировать позитивные и негативные стороны усвоения гендерных ролей;
• назвать механизмы трансляции гендерных стереотипов;
• вспомнить, какие социальные институты наиболее важны в передаче «гендерной информации» от поколения к поколению;
• выявить последствия (психологические и социальные), которые могут возникнуть в связи с жестким следованием традиционным мужским и женским гендерным ролям.
Этап 2. Образы мужчин и женщин в СМИ
На втором этапе практического занятия участники должны провести самостоятельный анализ наиболее распространенных образов мужчин и женщин в современных СМИ. Работа может быть построена по принципу «круглого стола» или «мини-конференции», где студенты, выполнявшие домашние задания, выступают с мини-сообщениями и рассказывают о наиболее ярких и показательных примерах. По итогам работы определяются результаты мини-исследований. Студенты должны ответить на следующие вопросы.
• Какие образы мужчин и женщин преобладают в современных СМИ?
• Каким образом патриархальные представления влияют на жизнь мужчин и женщин, в частности — их трудоустройство, взаимоотношения в семье, личной жизни (на основе анализа газетных рубрик «Знакомства», «Ищу работу» и пр.)?
• Опишите, пожалуйста, случаи, когда вы чувствовали или знали, что тот или иной образ «неверен» с точки зрения идей гендерного равенства, но настолько удачен, что вы желали ему следовать?
• Встречались ли вам образы мужчин и женщин, не соответствующие патриархатным стереотипам? Если да, то опишите их.
Этап 3. Реклама в СМИ
Эта часть занятия может быть построена в игровой форме: студентам предлагается устроить мини-конференцию, на которой будут обсуждены наиболее известные телевизионные рекламные ролики (бульонные кубики «Магги», мягкое масло «Делми» и проч.).
Главный вопрос, который предстоит обсудить в этой части занятия: каким образом реклама транслирует выявленные гендерные стереотипы? Участники занятия должны увидеть, что реклама прописывает весь жизненный цикл мужчины и женщины с раннего детства до старости, фиксируя те роли, которые должно выполнять каждому.
Следующий важный момент — формирование потребительской культуры. Студенты могут сделать выводы о том, какие товары предлагаются мужчинам и женщинам, как через товары происходит закрепление традиционных гендерных ролей. Вывод о сексизме рекламы делается в результате обсуждения механизмов использования образа женщины (тела, лица, сексапильности).
Следующим шагом занятия может стать обсуждение примеров гендерно нейтральной рекламы, ее признаков и необходимости (на примере рекламного ролика фирмы «Сименс»).
В заключение подводятся итоги занятия, формулируются основные выводы.
Продолжительность каждой части практического занятия около 30 минут.
Литература
1. Альчук А. Женщина и визуальные знаки. — М., 2000.
2. Берн Ш. Гендерная психология. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
3. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. — М.: МЦГИ / Проект гендерная экспертиза, 1998.
4. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
5. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
Глава 8
Раздельное по полу обучение: «за» или «против»
И. С. Клецина
Вводные замечания
Образование — важнейший институт социализации вообще и гендерной социализации в частности. В образовательных учреждениях учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений. «В школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто — нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, искусства, литературы, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами гендерной социализации определяют наши возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Наконец, школы учат нас на собственном примере. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли встраивают в нас модель "нормальной" жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции» [7, с. 94].
Особую роль в процессе гендерной социализации играет сама организация учебных заведений— это не только коллектив и помещение, это еще и система правил, по которым люди взаимодействуют между собой, тот порядок, который позволяет им работать. Социальный порядок можно считать основным способом, с помощью которого ценности культуры передаются индивидам. Когда мы участвуем в жизни неких институтов и организаций, воплощающих определенное социальное устройство, нам кажется существующий там порядок естественным, и мы стараемся воспроизводить его в своей идентичности и в своих действиях [7].
В контексте проблем гендерной социализации особый интерес представляет рассмотрение организации такой практики обучения, при которой мальчики и девочки обучаются раздельно: в школах для мальчиков и для девочек. В истории отечественного среднего образования были периоды, когда раздельное по признаку пола обучение было всеобщим, так как было определено законодательно. Известно, что в дореволюционной России девочки не обучались вместе с мальчиками, эта практика обосновывалась особенностями женской психики, меньшими интеллектуальными способностями женщины. Однако с начала XX века по примеру некоторых стран Европы в России начали создаваться образовательные учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Так, в Санкт-Петербурге в 1908 году были открыты первые коммерческие училища с совместным по полу обучением, а после первых лет существования советской власти такая практика стала повсеместной. Совместное обучение мальчиков и девочек считалось прогрессивным. Педагоги и психологи Л. Е. Раскин (1929), Буткевич (1913), Е. Н. Эвергетова (1928) подчеркивали, что при совместном обучении между детьми и подростками противоположного пола формируется дружба, они приобретают важный опыт товарищества. Таким образом, совместное обучение подчеркивает равноправие полов, создает базу для дальнейших межличностных контактов и совместного труда.
Однако в 1943 году практика раздельного по полу обучения и воспитания вновь была восстановлена. Постановление СНК узаконило раздельное обучение для девочек и мальчиков и внедряло разные модели социализации в зависимости от пола. Какие социальные и политические условия способствовали принятию такого решения?
После Октябрьской революции Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившем в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В послереволюционный период с высоких трибун было заявлено об окончательном решении «женского вопроса». Предполагалось, что в Советской России гендерные отношения будут характеризоваться следующими особенностями:
• мужчины и женщины должны иметь равные социальные и политические права;
• женщина будет активно трудиться в общественном производстве наравне с мужчинами;
• место буржуазной семьи займет свободный и равноправный союз мужчин и женщин, основанный на революционно-пролетарской целесообразности;
• отомрут основные функции семьи — бытовая и воспитательная, потому что эти функции будут переданы государству;
• двойная мораль, характеризовавшая отношения мужчин и женщин, должна уступить место новым отношениям солидарности трудящихся индивидов разных полов.
В какой мере были реализованы эти планы лидеров революционных преобразований? Можно говорить о частичной реализации первых двух пунктов проекта. По сравнению с дореволюционным периодом социальный статус подавляющего большинства женщин возрос. Значительное число женщин были вовлечены в производственную сферу деятельности. В 1926 году женщины составляли уже около 20 % рабочего класса, но в то же время на долю российских женщин приходилось 75 % неграмотных [1]. Постепенно возрастал уровень культуры и образования женщин. К началу 1930-х годов неграмотность среди женщин была в основном ликвидирована. В связи с активным развитием промышленного производства и ростом потребности в квалифицированной рабочей силе с конца 1920-х годов в стране стала формироваться система среднего и высшего профессионального образования. С целью вовлечения в эту систему женщин для них бронировалось 50 % мест в школах ФЗУ, 25 % мест на рабфаках высших технических учебных заведений. В результате к 1938 году женщины составляли 43 % от общего числа студентов [6]. Главным достижением политических реформ, предпринятых советской властью в отношении вовлечения женщин в политическую жизнь страны, можно, видимо, считать приобретение ими навыков чтения и прослушивания политической информации, что не столько способствовало формированию знаний о закономерностях политической жизни, сколько утверждало уверенность в невозможности личного воздействия на властные структуры.
Все эти годы политика руководящей партии и государства была направлена на то, чтобы «освобождать», «культурно и социально раскрепощать» женщину, погрязшую в пережитках прошлого. «Раскрепощение» женщины оказывалось приближением ее до мужского «эталонного» уровня, признававшимся идеальным. В то же время «мужчина» как отдельный индивид тоже не мог развивать свойства активного и независимого субъекта политического и общественного процесса, он был нужен тоталитарному государству как малозначимая деталь тоталитарной машины. «Подобная политика сближала реальное положение мужчины и женщины, что, тем не менее, вряд ли может быть оценено как полная ликвидация приоритета «мужского» в обществе и культуре» [1, с. 98].
Что касается семейных ролей мужчин и женщин, то в 1930-е годы в СССР проводилась авторитарная семейная политика.Ее суть заключалась в поощрении родительских обязанностей и превознесении радости материнства для женщин. Основная цель государственной политики в сфере семьи — увеличение рождаемости. Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года запрещает аборты и одновременно провозглашает, что «ни в одной стране мира женщина не пользуется таким полным равноправием. Ни в одной стране мира женщина как мать и гражданка, на которой лежит большая ответственная обязанность рождения и воспитания граждан, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР» [3,с. 164].
Новая модель семьи, выстроенной вокруг матери, подчеркивает роль женщины не только в качестве субъекта воспроизводства рода, но и ее воспитательную функцию. Что же касается роли отца, то в постановлении упоминается о ней только в связи с выплатой алиментов. Это новое распределение функций внутри семьи ориентирует материнство в направлении повышения долга и ответственности и еще сильнее способствует развитию семьи, сосредоточенной вокруг матери.
Приближение войны и сама война повышает значимость демографических целей. Политика государства демонстрирует возвращение к традиционной модели семьи и к традиционной модели воспитания, при которой мать — главная фигура, ответственная за весь уклад семейной жизни и воспитание детей, отцу отводится второстепенная роль, а главное его предназначение в жизни — служить на благо Отечества, выполнить свой долг перед Родиной. Эта политика находит отражение в двух официальных текстах: 1) в постановлении СНК (июль) 1943 года о раздельном по полу обучении и, как следствие, разных моделях воспитания мальчиков и девочек; 2) в Указе Президиума Верховного Совета (июль 1944 года), предусматривавшем обязательную регистрацию браков и сложную судебную процедуру развода, а также отменявшем всякие правовые отношения между внебрачным ребенком и его отцом. Этот аспект указа поощрял рождаемость, освобождая отцов внебрачных детей от всяких правовых обязанностей. Формировался образ женщины как единственного лица, несущего ответственность за деторождение и воспитание.
Организация раздельного обучения мальчиков и девочек была вызвана, прежде всего, государственными интересами. Образ матери как господствующей фигуры в семье — был основой в женском образовании. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Родины. Девочек воспитывали как будущих матерей, а мальчиков — как воинов, но в то же время предполагалось, что и те и другие будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, прежде всего, на благо своей Родины. Официальная идеология формировала светлый образ «матери-труженицы», удовлетворяющей сразу двум важнейшим общественным потребностям: демографической и производственной.
Как социально-структурные и педагогические факторы поло-ролевой дифференциации отражались на психологическом самочувствии и развитии детей? Как чувствовали себя дети в таких условиях обучения? Моральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться только на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались [2]. Вспоминая это время, И. С. Кон пишет: «Работая в свои студенческие и аспирантские годы (1946-1950) внештатным инструктором по школам Куйбышевского райкома комсомола Ленинграда (наша территория шла вдоль всего Невского проспекта), я имел возможность наблюдать, как в мужских школах расцветал мат-перемат, а женские школы некоторые директрисы старались превратить в подобие дореволюционных институтов благородных девиц, не допуская туда "этих отвратительных мальчишек"... На школьных вечерах юноши застенчиво, хоть и с независимым видом, подпирали стены, предоставляя девочкам танцевать друг с другом, и активизировались только, когда вечер уже подходил к концу или кому-то удавалось на несколько минут выключить свет» [2, с. 241].
В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначения. Тем самым утверждалось в сознании людей представление о принципиальных различиях мужской и женской психологии, поведения, жизненного пути мужчин и женщин. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено в 1954 году, и советская школа опять стала совместной.
Учитывая вышеизложенную теоретическую информацию, практическое занятие по теме раздельного по полу обучения можно провести в форме дискуссии.
Цели занятия
1. Показать роль типа учебного заведения в гендерной социализации учащихся.
2. Побудить студентов к критическому анализу социальных причин, способствующих возникновению учебных заведений, в которых мальчики и девочки вынуждены учиться раздельно.
Оснащение
Занятие проводится в обычной аудитории, где имеются доска и мел. Преподаватель фиксирует основные результаты высказываний студентов на доске.
Порядок работы
Практическое занятие предполагает форму групповой дискуссии. Занятие можно проводить после первых лекций по гендерной проблематике.
Этап1. Подготовка к дискуссии.
Этап2. Дискуссия.
Этап3. Подведение итогов дискуссии.
Этап 1. Подготовка к дискуссии
Занятие можно начать с высказывания преподавателя о том, что в последнее время стало появляться немало средних учебных заведений, где мальчики и девочки учатся раздельно (привести примеры таких школ, лицеев, гимназий, существующих в своем городе). Студентам также наверняка известны такие примеры, и они могут дополнить перечень учебных заведений такого типа, предложенный преподавателем. Можно студентам прочитать статьи, приведенные в приложении. Далее преподаватель предлагает студентам высказать и обсудить свое мнение по поводу такого типа учебных заведений.
После ряда высказываний студентов, отражающих противоположные точки зрения, преподаватель предлагает студентам разделиться на две группы и подготовить обоснования своей позиции. От каждой группы выступает один или два студента. Выступление должно быть четким и кратким, не более 4-5 минут. Для подготовки более обоснованного сообщения студентам предлагается следующий план.
1. Четко обозначить свою позицию: вы — «за» раздельное обучение, «против» или у вас какая-то другая позиция.
2. Обосновать свою позицию в качестве аргументов для обоснования заявленной позиции можно использовать:
1) ссылки на авторитетные публикации в научной и популярной литературе;
2) результаты эмпирических исследований;
3) личный опыт;
4) опосредованный опыт (оценки и мнения других людей).
3. Высказать согласие или не согласие с аргументами, приводимыми другими выступающими, обосновать несогласие.
Этап 2. Дискуссия
Каждая группа представляет свою точку зрения. Преподаватель или его помощник (кто-то из числа студентов) записывают высказываемые аргументы на доске, которая разделена на две части. В приложении 2 приводится перечень распространенных аргументов по вопросу раздельного обучения. Преподаватель задает уточняющие вопросы, направляет выступления в соответствии с предложенным планом.
При обосновании раздельного по полу обучения его сторонники выдвигают такие аргументы, как: возможность избежать неравномерности наступления возрастных кризисов у мальчиков и девочек, более высокая успеваемость по отдельным предметам, снижение агрессии, более спокойное и уверенное в себе поведение мальчиков [4; 5].
Противники раздельного по полу обучения высказывают следующие аргументы: раздельное обучение закрепляет на уровне сознания биологическую разницу между полами как основу разделения деятельности и поведения мужчин и женщин, акцентирует неравенство возможностей в обучении (когда в женских и мужских школах обучение ведется по разным программам, якобы опираясь на интересы пола), ориентирует детей на выполнение сугубо традиционных социальных ролей и, наконец, противоречит общемировой тенденции к совместному обучению. В высказываниях представителей этой группы могут звучать аргументы, связанные с учетом социального контекста возникновения учебных заведений с раздельным по полу обучением. Существует зависимость между процессами женской эмансипации и усилением давления патриархатных стереотипов, когда для обоснования женской «вторичности» и неспособности к успешной социальной деятельности в публичной сфере прибегают к апелляции к природному предназначению женщины, предлагая для самореализации приватную сферу жизнедеятельности [5J.