Этап 1. Обсуждение текста из работы Э. Фромма
Вопросы для обсуждения
1. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Выразите свое отношение к данной позиции.
2. Как происходило распределение ролей в вашем воспитании? Выделите особенности отношения к вам, как к ребенку. Какие чувства, на ваш взгляд, могут испытывать мать или отец, выполняя ту или иную роль?
Студентам дается 10 минут на прочтение текста и его обсуждение в парах. Общее обсуждение первого вопроса лучше построить в свободной форме, где каждый высказывается по желанию, чтобы процесс шел более динамично.
В ходе беседы чаще всего можно услышать высказывания типа: «материнская любовь предопределена биологически, она не должна уменьшаться с возрастом, как говорит автор», «многие молодые мамы не умеют обращаться с ребенком, лишь бы замолчал, о какой любви тут можно говорить», «трудно сказать, что роль матери — только безусловная любовь; и отец, и мать в какой-то мере выполняют обе функции», «почему любовь отца обусловлена? Она тоже безусловна»...
Резюмируя высказывания, ведущий говорит о том, что расхождение мнений связано с проблемой распределения воспитательных функций, с вопросами о предрасположенности мужчин и женщин к тому или иному типу поведения в процессе воспитания, о биологической предопределенности любви.
Далее предлагается информация об исследованиях, в которых рассматриваются особенности отношения к ребенку мужчин и женщин, а также факторы, определяющие это отношение. Подводя итог, можно сказать, что однозначных результатов не существует. Трудно говорить об однозначности результатов исследований, о преобладании в поведении мужчин и женщин того или иного типа любви (это скорее крайности, о чем говорит и сам Э. Фромм). Можно сделать вывод о том, что в данном случае важно понимание причины той или иной позиции в воспитании.
Также при анализе проблемы родительства вводится понятие гендерного подхода. Можно завершить обсуждение высказыванием М. Мид, которое приводится в тексте теоретической части, где подчеркивается разнонаправленность влияния общества на мужчину и женщину при формировании родительских установок.
Для продолжения разговора предлагается обратиться к личному опыту — это даст возможность проанализировать гендерные механизмы, определяющие родительские роли.
Обсуждение опыта студентов
Результаты обсуждения фиксируются на доске в двух колонках: в одной обобщается информация о роли женщины, в другой — о роли мужчины. Сразу после группового обсуждения возможно обращение к предыдущему обсуждению через вопрос: есть ли сходство с вашим суждением по поводу текста Э. Фромма с особенностями отношений в вашей семье?
Поскольку опыт участников занятия будет достаточно разнообразным, лучше начать обсуждение с того, что на сегодняшний день очень трудно определить господствующий взгляд и трудно сказать, какова традиционная модель для нашего общества (каким должен быть отец, какой — мать). Но, так или иначе, можно выделить ряд тенденций. Как правило, очень ярко проявляется традиционная модель распределения ролей (например, высказывания типа: «отец участвует в воспитании редко, да метко»; «отец развлекает»; «отец решал материальные вопросы, мать решает все повседневные проблемы ребенка и семьи») и эгалитарная модель (например, «решали большинство вопросов вместе»; «согласовывали свои действия, как в вопросах воспитания детей, так и в повседневных делах»). Вполне закономерным будет обращение к результатам исследования российских семей (отражены в разделах «материнство» и «отцовство»), о распределении обязанностей и причинах, его обусловливающих.
Говоря об особенностях отношения к ребенку, можно обратить внимание на то, что в некоторых семьях отношение определяется установками или даже традициями (воспитанием мальчика должен заниматься мужчина, при этом отношение к матери снисходительное; непослушание при матери (для мальчика) считается нормальным — данная точка зрения поддерживается родительскими семьями). В каких-то семьях в большей степени играют роль субъективные факторы (например, страх, обусловленный мнением окружающих). Здесь возможно обращение к данным научных исследований (приведенных в разделе «родительство»), где отражаются разные подходы в понимании отношения к детям.
В качестве вывода важно подчеркнуть ту мысль, что все эти точки зрения, несмотря на их разнообразие, рассматривают одно и то же явление, поэтому в жизни все эти факторы тесно переплетаются между собой и дают ту картину (иногда противоречивую), которую мы можем наблюдать в реальной семье.