Ребенок в системе семейных отношений
«Ребенок» — это понятие, которое конструируется взрослыми, что часто не позволяет нам понять реальных переживаний реального ребенка, а воспитание в этом случае идет путем навязывания стереотипов; в первую очередь — гендерных стереотипов, как личных, так и общественных.
«О нем говорят много, а с ним самим не говорят», — так пишет Ф. Дольто о ребенке.
Действительно, если обратиться к понятию детства, то мы не найдем единой точки зрения. Мы можем говорить лишь о различных подходах к периодизации, к выделению критических периодов развития. Интересна в этом отношении идея Ф. Ариеса, который в своем исследовании показывает, что сами термины «ребенок» и «детство» как самоценные понятия появляются в истории человечества не сразу, а лишь в Средние века, когда смерть ребенка начинает переживаться как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Хотя, наверное, в любом обществе существует определенное отношение к рождению ребенка, ему отводится какое-то место в отношениях. Например, в эндогамных обществах родить мальчика — значит послужить клану, общине, обеспечить смену, внести свой вклад в воспроизводство, дать дополнительные рабочие руки. В экзогамном обществе рожденный сын — подарок для семьи, ждущей наследника мужского пола. Ребенок любого пола — увенчание брака. В мальтузианском обществе ребенок обходится слишком дорого, перенаселение чревато множеством проблем, отсюда — регуляция рождений и разрешение абортов [4].
В современном обществе также можно говорить о вариативности образа ребенка. При этом именно от этого образа будет зависеть отношение к нему. Ф. Дольто выделяет образы, отражающие слабость «малыша» и силу ребенка. В первом случае это могут быть образы ребенка-игрушки, ребенка как пищеварительного канала, следствием чего становится чрезмерная опека (тревога взрослых). Сюда же относит автор образы ребенка-животного, собственности законного владельца, неполноценного карлика; следствием такого отношения является эксплуатация (недоверие со стороны общества). В образах, отражающих силу ребенка, можно выделить негативные образы: маленький тиран, исчадие ада, вандал, сорвиголова; как следствие — репрессии в отношении ребенка. К позитивным образам относятся носитель будущего, маленький гений; как следствие — внимание, доверие к ребенку.
Получается, что мы все время говорим о ребенке, «но "ребенок" — это нечто несуществующее... Мы анализируем ребенка, а между тем, ни один ребенок не похож полностью на другого: ни внутренней жизнью, ни способом структурировать себя в зависимости от того, что он чувствует, воспринимает, от особенностей воспитывающих его взрослых» [4]. А то, что мы пытаемся говорить о ребенке, видимо, попытки бесконечной реконструкции воспоминаний о детстве, но не попытки поговорить с самим ребенком.
Однако наши разговоры о ребенке имеют и другую сторону: ребенок ответственен за нас в той же мере, как и мы за него. Английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребенок — отец мужчины. В этом смысле не только мы определяем ребенка, но и он нас. В данном случае можно обратиться к рассуждениям Ж. Лакана, по мнению которого, специфика женского состоит в способности женщины найти свое означаемое только в каком-то Другом: ее имя — это всегда имя ее символического Отца, символического фаллоса, без имени которого она оказывается неназванной, отсутствующей, неспособной найти свою идентичность [5]. Специфика женской любви заключается в пассивной цели быть любимой, а не любить самой, что проявляется во многих стратегиях — пассивность, женственность, материнство [5].
Но парадокс у Ж. Лакана заключается в том, что мужчина также не обладает автономной (фаллической) субъективностью, ибо он имеет... только пенис. Чтобы обладать фаллической функцией (функцией означивания, определения), мужчине необходим другой, то есть мужчина может стать фаллосом только тогда, когда станет объектом желания.
Тогда, если говорить о рождении ребенка, то сам процесс рождения — это не только и не столько физиологический, но и символический процесс, в котором удовлетворяется желание мужчины обрести Имя Отца, а для женщины — желание обрести идентичность. В этом смысле онтологическая невозможность мужчины к рождению будет определять динамику отношения к беременности иматеринству как в индивидуально-психологическом плане, так и более широком культурологическом (в данном случае можно обратиться к работам К. Хорни). Но, кроме того, символическая функция, которую выполняет ребенок при рождении, предполагает расщепление субъекта при говорении на себя настоящего исебя маленького, следствием чего является сложность понимания реального ребенка и реальности отношений с ним: «Если я говорю: "Когда я была маленькой, я делала глупости", или "Когда я была маленькой, родители считали, что я гораздо подвижнее других детей", я говорю о себе в прошлом — это не сегодняшняя я. Невозможно говорить в настоящем времени о себе, каким ты был в прошлом. Нам не удается говорить с ребенком в настоящем времени, потому что тогда мы говорили бы с тем ребенком, который пребывает в прошедшем времени внутри нас ... С ребенком мы отождествляем себя "в прошедшем времени", поэтому нам трудно говорить с ним "взаправду", — считая его столь же понятливым, как мы сами, и часто даже понятливее нас. Мы не в силах с этим согласиться. Вечно это смешение ценности и силы, отсутствия опыта и глупости, рассудительности и умения запугать» [4, с. 232].
Пока мы в большей мере говорим о родителях и их влиянии на ребенка, но семейные отношения всегда предполагают и активность его самого, особенность восприятия им семейных отношений. В данном контексте можно говорить о работе 3. Фрейда «Семейный роман невротика», где автор подробно останавливается на описании переживаний человеком отношений в семье (имеются в виду не только отношения с родителями, но и с братьями, сестрами) и влиянии данных переживаний на его поведение, на формирование отношения к миру. В этом случае мы опять возвращаемся к концепции мифологичности семьи в том смысле, что влияние семьи на ребенка всегда определяется спецификой его субъективных интерпретаций наблюдаемых отношений.
Цели занятия
Проблематизация темы семейных мифов через анализ личного опыта студентов изнакомство с данными научных исследований.
Обсуждение вопроса влияния образов родителей на гендерную идентичность ребенка.
Оснащение
Отрывок из текста Э. Фромма «Искусство любви» (см. приложение).
Бланк теста для определения психологического пола личности (см. приложение).
Порядок работы
Этап 1.Обсуждение текста из работы Э. Фромма.
Этап 2. Заполнение бланка теста.
Этап 3.Обсуждение результатов теста.