Роль отца и матери в воспитании ребенка
Роль отца и матери в воспитании ребенка
Т. А. Шведчикова
Вводные замечания
Занятие может проводиться не только в рамках курса «Гендерная психология», но и курсов «Педагогика», «Психология и педагогика» и др. Наиболее общей задачей занятия является использование гендерного подхода. При анализе данной темы работа проводится в форме семинарско-практического занятия. Продолжительность занятия — 4 часа.
Говоря о семье как об институте социализации, в том числе об отцовстве и материнстве как отдельных социальных институтах, можно выделить ряд теоретических направлений рассмотрения данной проблемы. Эта информация может быть использована для более глубокого осмысления материала, полученного при обсуждении жизненного опыта студентов.
Цели занятия
Проблематизация темы семейных мифов через анализ личного опыта студентов изнакомство с данными научных исследований.
Обсуждение вопроса влияния образов родителей на гендерную идентичность ребенка.
Оснащение
Отрывок из текста Э. Фромма «Искусство любви» (см. приложение).
Бланк теста для определения психологического пола личности (см. приложение).
Порядок работы
Этап 1.Обсуждение текста из работы Э. Фромма.
Этап 2. Заполнение бланка теста.
Этап 3.Обсуждение результатов теста.
Этап 2. Заполнение бланка теста
Оценка качеств производится по трем параметрам: «Я», «Отец», «Мать» (см. приложение).
После заполнения бланка ведущий просит выделить качества, набравшие максимальное количество баллов у самого испытуемого и посмотреть сходства и отличия с образом матери и отца. Затем данные можно обобщить на доске в виде таблицы. В результате получается, что с образом каждого родителя связаны те или иные качества. В большинстве случаев это традиционное разделение, но бывают случаи противоположные, когда традиционно мужские качества заимствуются у матери, а традиционно женские — у отца. Часть качеств связана с обоими образами (красота, порядочность и т. п.).
Литература
1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999.
2. Джонсон Р. А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. — Харьков: Фолио; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.
3. Джонсон Р. А. Она: глубинные аспекты мужской психологии. — Харьков: Фолио; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.
4. Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб.: Петербург — XXI век, 1997.
5. Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. — М.: Идея-пресс, 2000.
6. Захаров А. И. Ребенок до рождения. — СПб.: Союз, 1998.
7. Здравомыслова О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина. Гендер. Культура. - М, 1999. - С. 184-192.
8. Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной России / Социологические исследования. — 2000. — № 3. — С. 98-107.
9. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000.
10. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Из-во РГПУ им. Герцена, 1998.
11. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе / Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. - 2001. - Март. - С. 20-23.
12. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1988.
13. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. — М.: Знание, 1990.
14. Левинсо А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. — М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 43-65.
15. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. Ю. А. Асеева — М.: Наука, 1988.
16. Моз Л. де Психоистория: Пер. с англ. А. Скуратова — Ростов/н/Д: Феникс, 2000.
17. Пушкарева Н. Л. Материнство в новейших социологических, философских психологических концепциях // Этнографическое обозрение. - 1990. - № 5. - С. 48-59.
18. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви: Пер. с англ. Л. А. Чернышевой — ТПЦ Полифакт, 1990.
Приложение 1
Отрывок из книги Э. Фромма
«Искусство любви»
Приложение 2
Бланк теста[1]
ФИО________________________________________________
Инструкция
Ниже перечислены 42 качества, которые характеризуют особенности поведения и личности человека. По шкале 1-7 опишите, пожалуйста, насколько каждое из этих качеств соответствует вам.
Поставьте следующие баллы, если это качество у вас:
1 — никогда не проявляется;
2 — обычно не проявляется;
3 — иногда, но редко проявляется;
4 — скорее проявляется, чем нет;
5 — чаще проявляется;
6 — обычно проявляется;
7 — всегда или почти всегда проявляется.
Пожалуйста, не оставляйте ни одно качество неотмеченным.
________умение самоутвердиться
________уступчивость
________готовность помочь
________сильная личность
________застенчивость
________добросовестность
________напористость
________склонность к проявлению чувств
________надежность
________аналитичность
________нежность
________правдивость
________способность руководить
________женственность
________способность понять другого
________готовность рисковать
________сострадательность
________искренность
________доминирование
________мягкость в высказываниях
________дружелюбие
________мужественность
________стремление утешить
________тактичность
_________внешняя сдержанность
________обаяние
________ориентация поведения на традиции и нормы
_________способность действовать в качестве лидера
________доверчивость
_______порядочность
________сила
________детская непосредственность
________трудолюбие
________смелость
________не использование резких грубых выражений
_________вежливость
________сила воли
_________красота
_________практичность
________выносливость
_________терпимость
________чувство юмора
Глава 7
Вводные замечания
Раздел «Гендерная социализация» — один из наиболее важных в процессе преподавания курсов «Гендерная психология» и «Социология гендерных отношений». Важность и значение этой темы обуславливается тем, что в ходе ее рассмотрения студенты не только обращаются к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», но и учатся вырабатывать критическое отношение к ряду положений традиционной психологии и социологии пола, а также к собственным представлениям о роли мужчин и женщин в обществе. Тематика данного раздела позволяет обратиться к личному опыту каждого из участников и помочь студентам критически переосмыслить собственные стереотипные представления. Кроме того, данный раздел имеет ряд преимуществ с точки зрения формирования исследовательских навыков обучающихся.
Практические занятия по данному разделу могут предполагать самостоятельную исследовательскую работу студентов (контент-анализ, мини-опрос, анализ документов), что, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества учебного процесса. При этом не исключено, что в результате исследования обучающиеся могут получить некие новые данные, которые будут обобщены на занятии. Тем самым занятия будут способствовать повышению креативности и самостоятельности учащихся, ориентировать их на глубокую мыслительную деятельность.
Предлагаемая тема — «Роль средств массовой информации в формировании иподдержании традиционных ролей мужчин и женщин» — одна измногих, позволяющих раскрыть роль и значение социальных институтов (семья, сверстники, СМИ, политика и т. д.) в конструировании различий мужского иженского в культуре, в воспроизводство и трансляции гендерных стереотипов.
Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, показали, что средства массовой информации имеют очень большое значение в гендерной социализации. Анализ информации, поступающей к нам через СМИ, продемонстрировал, что она способствует поддержанию стереотипных, традиционных образов мужчин и женщин. Цель занятия
Цель практического занятия — проанализировать доминирующие образы мужчин и женщин в современных российских средствах массовой информации, выявить рычаги воздействия и влияния СМИ на гендерную идентичность личности. Оснащение
Занятие проводится в обычной аудитории, где имеются доска и мел. Преподаватель фиксирует основные моменты рассуждений на доске. Порядок работы
Проведение занятия предполагает, что студентам уже была прочитана лекция по теме «Гендерная социализация», в которой раскрываются основные теории полоролевой и обозначаются наиболее важные институты гендерной социализации, прослеживается влияние гендерных стереотипов в процессе всего жизненного цикла человека.
Этап1. Роль СМИ в гендерной социализации; понятия гендерной идентификации, гендерной дифференциации, дифференциального усиления, дифференциального подражания. Этап2. Образы мужчин и женщин в СМИ.
Этап3. Реклама в СМИ как транслятор гендерных стереотипов; сексизм в рекламе.
Для подготовки к практическому занятию студентам даются индивидуальные домашние задания, например:
1) проанализировать содержание объявлений из рубрик «Ищу работу» и «Биржа труда» в газетах рекламно-информационного характера;
2) проанализировать содержание газетных объявлений из рубрик «Знакомства»;
3) проанализировать стереотипы маскулинности и фемининности в информационно- развлекательных журналах;
4) проанализировать образы мужчин и женщин в специализированных журналах/телепередачах для мужчин и женщин (журналы Men's Health, Playboy, «Лиза», «Космополитен», телевизионные передачи «Я сама», «Чего хочет женщина» идр.);
5) проанализировать стереотипы маскулинности и фемининности в телевизионных рекламных роликах, в рекламных объявлениях печатных СМИ.
Помимо этого, группе предлагается ознакомиться с рядом исследовательских работ, посвященных данной проблематике (см. список литературы).
Важной составной частью практического занятия является более глубокая исерьезная проработка специальной терминологии, введенной в лекции. К наиболее существенным терминам, которыми должны научиться оперировать обучающиеся, относятся следующие.
Гендерная социализация— процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».
Гендерная дифференциация— процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах основой гендера служит анатомический пол.
Гендерная роль— социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.
Гендерная идентичность— аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Гендерные стереотипы— стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».
Дифференциальное усиление— процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
Дифференциальное подражание — процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.
Сексизм — индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.
Этап 3. Реклама в СМИ
Эта часть занятия может быть построена в игровой форме: студентам предлагается устроить мини-конференцию, на которой будут обсуждены наиболее известные телевизионные рекламные ролики (бульонные кубики «Магги», мягкое масло «Делми» и проч.).
Главный вопрос, который предстоит обсудить в этой части занятия: каким образом реклама транслирует выявленные гендерные стереотипы? Участники занятия должны увидеть, что реклама прописывает весь жизненный цикл мужчины и женщины с раннего детства до старости, фиксируя те роли, которые должно выполнять каждому.
Следующий важный момент — формирование потребительской культуры. Студенты могут сделать выводы о том, какие товары предлагаются мужчинам и женщинам, как через товары происходит закрепление традиционных гендерных ролей. Вывод о сексизме рекламы делается в результате обсуждения механизмов использования образа женщины (тела, лица, сексапильности).
Следующим шагом занятия может стать обсуждение примеров гендерно нейтральной рекламы, ее признаков и необходимости (на примере рекламного ролика фирмы «Сименс»).
В заключение подводятся итоги занятия, формулируются основные выводы.
Продолжительность каждой части практического занятия около 30 минут.
Литература
1. Альчук А. Женщина и визуальные знаки. — М., 2000.
2. Берн Ш. Гендерная психология. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
3. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. — М.: МЦГИ / Проект гендерная экспертиза, 1998.
4. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
5. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
Глава 8
Вводные замечания
Образование — важнейший институт социализации вообще и гендерной социализации в частности. В образовательных учреждениях учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений. «В школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто — нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, искусства, литературы, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами гендерной социализации определяют наши возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Наконец, школы учат нас на собственном примере. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли встраивают в нас модель "нормальной" жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции» [7, с. 94].
Особую роль в процессе гендерной социализации играет сама организация учебных заведений— это не только коллектив и помещение, это еще и система правил, по которым люди взаимодействуют между собой, тот порядок, который позволяет им работать. Социальный порядок можно считать основным способом, с помощью которого ценности культуры передаются индивидам. Когда мы участвуем в жизни неких институтов и организаций, воплощающих определенное социальное устройство, нам кажется существующий там порядок естественным, и мы стараемся воспроизводить его в своей идентичности и в своих действиях [7].
В контексте проблем гендерной социализации особый интерес представляет рассмотрение организации такой практики обучения, при которой мальчики и девочки обучаются раздельно: в школах для мальчиков и для девочек. В истории отечественного среднего образования были периоды, когда раздельное по признаку пола обучение было всеобщим, так как было определено законодательно. Известно, что в дореволюционной России девочки не обучались вместе с мальчиками, эта практика обосновывалась особенностями женской психики, меньшими интеллектуальными способностями женщины. Однако с начала XX века по примеру некоторых стран Европы в России начали создаваться образовательные учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Так, в Санкт-Петербурге в 1908 году были открыты первые коммерческие училища с совместным по полу обучением, а после первых лет существования советской власти такая практика стала повсеместной. Совместное обучение мальчиков и девочек считалось прогрессивным. Педагоги и психологи Л. Е. Раскин (1929), Буткевич (1913), Е. Н. Эвергетова (1928) подчеркивали, что при совместном обучении между детьми и подростками противоположного пола формируется дружба, они приобретают важный опыт товарищества. Таким образом, совместное обучение подчеркивает равноправие полов, создает базу для дальнейших межличностных контактов и совместного труда.
Однако в 1943 году практика раздельного по полу обучения и воспитания вновь была восстановлена. Постановление СНК узаконило раздельное обучение для девочек и мальчиков и внедряло разные модели социализации в зависимости от пола. Какие социальные и политические условия способствовали принятию такого решения?
После Октябрьской революции Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившем в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В послереволюционный период с высоких трибун было заявлено об окончательном решении «женского вопроса». Предполагалось, что в Советской России гендерные отношения будут характеризоваться следующими особенностями:
• мужчины и женщины должны иметь равные социальные и политические права;
• женщина будет активно трудиться в общественном производстве наравне с мужчинами;
• место буржуазной семьи займет свободный и равноправный союз мужчин и женщин, основанный на революционно-пролетарской целесообразности;
• отомрут основные функции семьи — бытовая и воспитательная, потому что эти функции будут переданы государству;
• двойная мораль, характеризовавшая отношения мужчин и женщин, должна уступить место новым отношениям солидарности трудящихся индивидов разных полов.
В какой мере были реализованы эти планы лидеров революционных преобразований? Можно говорить о частичной реализации первых двух пунктов проекта. По сравнению с дореволюционным периодом социальный статус подавляющего большинства женщин возрос. Значительное число женщин были вовлечены в производственную сферу деятельности. В 1926 году женщины составляли уже около 20 % рабочего класса, но в то же время на долю российских женщин приходилось 75 % неграмотных [1]. Постепенно возрастал уровень культуры и образования женщин. К началу 1930-х годов неграмотность среди женщин была в основном ликвидирована. В связи с активным развитием промышленного производства и ростом потребности в квалифицированной рабочей силе с конца 1920-х годов в стране стала формироваться система среднего и высшего профессионального образования. С целью вовлечения в эту систему женщин для них бронировалось 50 % мест в школах ФЗУ, 25 % мест на рабфаках высших технических учебных заведений. В результате к 1938 году женщины составляли 43 % от общего числа студентов [6]. Главным достижением политических реформ, предпринятых советской властью в отношении вовлечения женщин в политическую жизнь страны, можно, видимо, считать приобретение ими навыков чтения и прослушивания политической информации, что не столько способствовало формированию знаний о закономерностях политической жизни, сколько утверждало уверенность в невозможности личного воздействия на властные структуры.
Все эти годы политика руководящей партии и государства была направлена на то, чтобы «освобождать», «культурно и социально раскрепощать» женщину, погрязшую в пережитках прошлого. «Раскрепощение» женщины оказывалось приближением ее до мужского «эталонного» уровня, признававшимся идеальным. В то же время «мужчина» как отдельный индивид тоже не мог развивать свойства активного и независимого субъекта политического и общественного процесса, он был нужен тоталитарному государству как малозначимая деталь тоталитарной машины. «Подобная политика сближала реальное положение мужчины и женщины, что, тем не менее, вряд ли может быть оценено как полная ликвидация приоритета «мужского» в обществе и культуре» [1, с. 98].
Что касается семейных ролей мужчин и женщин, то в 1930-е годы в СССР проводилась авторитарная семейная политика.Ее суть заключалась в поощрении родительских обязанностей и превознесении радости материнства для женщин. Основная цель государственной политики в сфере семьи — увеличение рождаемости. Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года запрещает аборты и одновременно провозглашает, что «ни в одной стране мира женщина не пользуется таким полным равноправием. Ни в одной стране мира женщина как мать и гражданка, на которой лежит большая ответственная обязанность рождения и воспитания граждан, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР» [3,с. 164].
Новая модель семьи, выстроенной вокруг матери, подчеркивает роль женщины не только в качестве субъекта воспроизводства рода, но и ее воспитательную функцию. Что же касается роли отца, то в постановлении упоминается о ней только в связи с выплатой алиментов. Это новое распределение функций внутри семьи ориентирует материнство в направлении повышения долга и ответственности и еще сильнее способствует развитию семьи, сосредоточенной вокруг матери.
Приближение войны и сама война повышает значимость демографических целей. Политика государства демонстрирует возвращение к традиционной модели семьи и к традиционной модели воспитания, при которой мать — главная фигура, ответственная за весь уклад семейной жизни и воспитание детей, отцу отводится второстепенная роль, а главное его предназначение в жизни — служить на благо Отечества, выполнить свой долг перед Родиной. Эта политика находит отражение в двух официальных текстах: 1) в постановлении СНК (июль) 1943 года о раздельном по полу обучении и, как следствие, разных моделях воспитания мальчиков и девочек; 2) в Указе Президиума Верховного Совета (июль 1944 года), предусматривавшем обязательную регистрацию браков и сложную судебную процедуру развода, а также отменявшем всякие правовые отношения между внебрачным ребенком и его отцом. Этот аспект указа поощрял рождаемость, освобождая отцов внебрачных детей от всяких правовых обязанностей. Формировался образ женщины как единственного лица, несущего ответственность за деторождение и воспитание.
Организация раздельного обучения мальчиков и девочек была вызвана, прежде всего, государственными интересами. Образ матери как господствующей фигуры в семье — был основой в женском образовании. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Родины. Девочек воспитывали как будущих матерей, а мальчиков — как воинов, но в то же время предполагалось, что и те и другие будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, прежде всего, на благо своей Родины. Официальная идеология формировала светлый образ «матери-труженицы», удовлетворяющей сразу двум важнейшим общественным потребностям: демографической и производственной.
Как социально-структурные и педагогические факторы поло-ролевой дифференциации отражались на психологическом самочувствии и развитии детей? Как чувствовали себя дети в таких условиях обучения? Моральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться только на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались [2]. Вспоминая это время, И. С. Кон пишет: «Работая в свои студенческие и аспирантские годы (1946-1950) внештатным инструктором по школам Куйбышевского райкома комсомола Ленинграда (наша территория шла вдоль всего Невского проспекта), я имел возможность наблюдать, как в мужских школах расцветал мат-перемат, а женские школы некоторые директрисы старались превратить в подобие дореволюционных институтов благородных девиц, не допуская туда "этих отвратительных мальчишек"... На школьных вечерах юноши застенчиво, хоть и с независимым видом, подпирали стены, предоставляя девочкам танцевать друг с другом, и активизировались только, когда вечер уже подходил к концу или кому-то удавалось на несколько минут выключить свет» [2, с. 241].
В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначения. Тем самым утверждалось в сознании людей представление о принципиальных различиях мужской и женской психологии, поведения, жизненного пути мужчин и женщин. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено в 1954 году, и советская школа опять стала совместной.
Учитывая вышеизложенную теоретическую информацию, практическое занятие по теме раздельного по полу обучения можно провести в форме дискуссии.
Цели занятия
1. Показать роль типа учебного заведения в гендерной социализации учащихся.
2. Побудить студентов к критическому анализу социальных причин, способствующих возникновению учебных заведений, в которых мальчики и девочки вынуждены учиться раздельно.
Оснащение
Занятие проводится в обычной аудитории, где имеются доска и мел. Преподаватель фиксирует основные результаты высказываний студентов на доске.
Порядок работы
Практическое занятие предполагает форму групповой дискуссии. Занятие можно проводить после первых лекций по гендерной проблематике.
Этап1. Подготовка к дискуссии.
Этап2. Дискуссия.
Этап3. Подведение итогов дискуссии.
Этап 1. Подготовка к дискуссии
Занятие можно начать с высказывания преподавателя о том, что в последнее время стало появляться немало средних учебных заведений, где мальчики и девочки учатся раздельно (привести примеры таких школ, лицеев, гимназий, существующих в своем городе). Студентам также наверняка известны такие примеры, и они могут дополнить перечень учебных заведений такого типа, предложенный преподавателем. Можно студентам прочитать статьи, приведенные в приложении. Далее преподаватель предлагает студентам высказать и обсудить свое мнение по поводу такого типа учебных заведений.
После ряда высказываний студентов, отражающих противоположные точки зрения, преподаватель предлагает студентам разделиться на две группы и подготовить обоснования своей позиции. От каждой группы выступает один или два студента. Выступление должно быть четким и кратким, не более 4-5 минут. Для подготовки более обоснованного сообщения студентам предлагается следующий план.
1. Четко обозначить свою позицию: вы — «за» раздельное обучение, «против» или у вас какая-то другая позиция.
2. Обосновать свою позицию в качестве аргументов для обоснования заявленной позиции можно использовать:
1) ссылки на авторитетные публикации в научной и популярной литературе;
2) результаты эмпирических исследований;
3) личный опыт;
4) опосредованный опыт (оценки и мнения других людей).
3. Высказать согласие или не согласие с аргументами, приводимыми другими выступающими, обосновать несогласие.
Этап 2. Дискуссия
Каждая группа представляет свою точку зрения. Преподаватель или его помощник (кто-то из числа студентов) записывают высказываемые аргументы на доске, которая разделена на две части. В приложении 2 приводится перечень распространенных аргументов по вопросу раздельного обучения. Преподаватель задает уточняющие вопросы, направляет выступления в соответствии с предложенным планом.
При обосновании раздельного по полу обучения его сторонники выдвигают такие аргументы, как: возможность избежать неравномерности наступления возрастных кризисов у мальчиков и девочек, более высокая успеваемость по отдельным предметам, снижение агрессии, более спокойное и уверенное в себе поведение мальчиков [4; 5].
Противники раздельного по полу обучения высказывают следующие аргументы: раздельное обучение закрепляет на уровне сознания биологическую разницу между полами как основу разделения деятельности и поведения мужчин и женщин, акцентирует неравенство возможностей в обучении (когда в женских и мужских школах обучение ведется по разным программам, якобы опираясь на интересы пола), ориентирует детей на выполнение сугубо традиционных социальных ролей и, наконец, противоречит общемировой тенденции к совместному обучению. В высказываниях представителей этой группы могут звучать аргументы, связанные с учетом социального контекста возникновения учебных заведений с раздельным по полу обучением. Существует зависимость между процессами женской эмансипации и усилением давления патриархатных стереотипов, когда для обоснования женской «вторичности» и неспособности к успешной социальной деятельности в публичной сфере прибегают к апелляции к природному предназначению женщины, предлагая для самореализации приватную сферу жизнедеятельности [5J.
Литература
1. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
2. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М.: Из-во ОГИ, 1997.
3. Курильски-Ожвэн Ш. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. - 1995. - № 5. - С. 155-163.
4. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения / Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. - СПб., 2000.
5. Рабжаева М. Круглый стол: «Раздельное обучение: за и против» // Посиделки: Информационный листок. — СПб., 2002. — № 3.
6. Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ.2001.
7. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. РАН ИНИОН. — Саратов: Гос. техн. ун-т; М., 2001.
Приложение 1
Темы для дискуссий
Тема 1[2]
В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, заведующая отделом Центра психического здоровья.
Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.
Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.
Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо — мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки, — ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.
Одна из самых распространенных педагогических ошибок — установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять — сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.
На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.
При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.
А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения — более степенный, скромный.
Есть и еще один аспект.
В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т. п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.
Так что еще и поэтому раздельное обучение целесообразней. Пусть мальчик будет равным среди равных.
Тема 2[3]
Новый учебный год преподнес российским детям много сюрпризов: в ряде школ начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение. Тем самым Москва подстраивается под Европу. До сих пор дети учились в средней школе по 11 лет. В скором времени будут введены единые правила проведения вступительных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях, которые сейчас очень разные. Это делается для того, чтобы уравнять шансы всех абитуриентов, независимо от их места жительства.
В республике Татарстан первоклашки теперь учатся писать латинскими буквами. В Татарстане еще в конце 1990-х годов было решено провести реформу языка, так как многочисленные гласные звуки татарского, родственного турецкому языку, не могут быть адекватно переданы кириллицей — алфавитом, который был создан для богатых согласными звуками славянских языков. Но, безусловно, самый спорный эксперимент проводится в южном российском регионе — на Ставрополье: там, как до революции 1917 года, юноши и девушки снова учатся в разных школах. При этом юноши углубленно изучают естественные науки и много занимаются спортом, а для девушек предусмотрены домоводство и вышивание. «Инициатива», вроде как, исходит с самого верха. Девушки боятся, что в женских школах установится диктат потенциальных фотомоделей и модных фирменных шмоток. Юноши в мужских школах, вполне возможно, будут страдать от тирании агрессивных лидеров. Подростки должны учиться вместе вне зависимости от пола, считает большая часть российского общества: это воспитывает толерантность, считает проректор Московского городского психолого-педагогического института при департа<