Отбор оптимального содержания
И методов учебно-воспитательного процесса на уроке
Физической культуры
Целеполагание как начальное звено структуры деятельности преподавания (учителя) и компонент технологии учебно-воспитательного процесса завершилось конкретизацией цели определенного цикла данного явления. Конкретно и однозначно сформулированная цель цикла технологии позволяет учителю выбрать оптимальные цели содержания и методы преподавания предмета.
Теория и практика оптимальности применительно к педагогическим явлениям и процессам научно обоснована в различных аспектах: предупреждения неуспеваемости школьников, общедидактическом, общепедагогическом и др.
Термин оптимальный в данном случае понимается как «наилучший для данных условий» с точки зрения определенных критериев.
Критерием оптимальности служат эффективность и время решения поставленных задач. Поэтому под оптимизацией учебно-воспитательного процесса подразумевается целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников1.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса — это не какая-то новая форма или метод обучения, это своеобразный принцип действий человека2.
Отсюда оптимальные содержание образования, формы организации деятельности учащихся и учителя и методы обучения — те, которые лучше, чем другие, соответствуют конкретизированным целям циклов учебно-воспитательного процесса по предмету.
В практике преподавания одна из составляющих технологии учебно-воспитательного процесса — отбор оптимальных целевой ориентации содержания образования, форм организации взаимодействия с учащимися, средств воздействия на обучаемых и методов его реализации. Опытные учителя физической культуры ведут эту работу в начале каждого цикла. Отбор оптимальных составляющих носит сквозной характер, в связи с чем это относительно самостоятельный компонент технологии учебно-воспитательного процесса.
1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. —
М., 1989. - С. 16.
2 Там же.
12.5. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного
Процесса
Отбор и обоснование оптимальных составляющих дидактических процессов по предмету «Физическая культура» ведутся в соответствии с целью предмета по циклам учебно-воспитательного процесса. Главными факторами при этом должны быть те, на основе которых конкретизированы цели предмета. Ранее (12.2; 12.3) были описаны факторы, на основе или с учетом которых проведено целеполагание.
Критериями оптимальности содержания образования по предмету «Физическая культура» на уровне функционирования генеральной цели могут быть:
- его целостность, соответствие требованиям развития российского общества (чтобы средствами физической культуры решались проблемы социализации подрастающего поколения в условиях реформирования экономики и изменения политической ориентации страны), удовлетворение потребности учащегося (школьника) в физическом совершенствовании;
- соответствие содержания образования возрастно-половым особенностям и физкультурным интересам школьников;
- возможность усвоения в рамках учебного времени, отведенного для его изучения;
- отражение международного и национального опыта (средства, формы и методы);
- соответствие содержания образования условиям конкретной общеобразовательной школы (учебно-материальная база, рельеф местности, климат, этническое наследие в области физической культуры и спорта).
Например, в одном из субъектов Федерации, в Южном федеральном округе, была разработана, обоснована дифференцированная учебная программа для сельских общеобразовательных школ, расположенных в двух рельефно-климатических зонах, где снег выпадает, но не залегает. Учебные программы обоих вариантов были составлены с учетом этнических традиций в области физической культуры и направленности физкультурных интересов школьников этого региона.
Описанный подход к содержанию образования в большом макроцикле может использоваться для больших мезо- и микроциклов. Однако для малых мезо- и микроциклов нужны другие средства и методы взаимодействия учителя и учащихся. Школьникам со временем надоедают одна и та же манера организации урока, повторяющиеся упражнения, приемы построения и перестроения. Отбирая содержание и проектируя структуру очередного микроцикла, нужно это учитывать.
На каждом уроке необходимо выделить главные, существенные элементы содержания образования: ключевые понятия, правила при формировании знаний; двигательные навыки и умения, составляющие основу техники и тактики игры в спортивных играх, других видах спорта (легкой атлетике, лыжной подготовке, единоборствах, гимнастике и др.).
В процессе этой работы следует использовать возможности межпредметных связей. Например, в начальных классах значительная учебная информация по физической культуре (раздел знаний) изучается на уроках чтения по родному (русскому), а в национальных школах — по родному (язык определенной народности) и русскому языкам. В учебных программах по курсу чтения содержатся темы «Забота о здоровье», «Наша семья», «Времена года» и др. В учебники для чтения включены сведения о личной гигиене, режиме дня, зимних, осенних и весенних играх и физкультурных забавах. В старших классах в курсах биологии, физики, истории, обществознания содержится учебный материал, который может быть использован учителем на уроках физической культуры.
Выбор форм организации деятельности учащихся связан с определением целей и задач урока, а также с их соответствием той или иной его части. Учитель исходит из цели и задач урока, его содержания, степени сложности и травмоопасности учебного материала, уровня подготовленности учащихся, возможностей негативных и позитивных сторон формы организации, особенностей собственной профессиональной подготовленности и дисциплины коллектива класса.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково место, значение и функции целеполагания в технологии преподавания предмета «Физическая культура»?
2. Как осуществляется целеполагание в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»?
3. Каков порядок действий учителя в целеполагании?
4. Что должно быть результатом целеполагания в технологии преподавания предмета «Физическая культура»?
5. Назовите виды целей в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
6. Какова сущность отбора и обоснования оптимального содержания и методов реализации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе? Что подлежит отбору?
7. Назовите критерии отбора оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Какова процедура отбора и обоснования оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса?
ГЛАВА 13