Урок в дидактической системе предмета «физическая культура»
ЮЛ. Урок как форма организации дидактических процессов
Еще первобытные люди осознавали необходимость предварительной подготовки подрастающих поколений к жизни. Человечество создало и средства, и методы, и формы такой подготовки.
Из истории Древнего Востока, Западной Европы, Древней Руси и других регионов мира известно, что в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Руси практиковалась индивидуальная форма обучения детей жизненно важным двигательным действиям: бегу, метанию, прыжкам, лазанию, плаванию, передвижению по снежной поверхности, по льду, стрельбе из лука, верховой езде, кулачному бою, борьбе и др. Та- ' кие сцены изображались на античных фресках, вазах и других предметах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта и др. Когда-то они украшали стены домов селения Кубачи Дахадаев-ского района Республики Дагестан (в настоящее время некоторые из них хранятся в Государственном музее «Эрмитаж» и Дагестанском республиканском краеведческом музее). Ценные сведения о существовании индивидуальной формы физического воспитания содержатся в устном народном творчестве, эпических произведениях, этнографических материалах.
В последующие периоды истории возникла необходимость в массовой подготовке служителей духовенства и военного класса. Это обусловило формирование новых, наиболее соответствующих интересам правящих классов форм организации обучения — групповых занятий. Группы комплектовались из детей одинакового возраста, интересов, примерно однородных по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности.
В Средние века формируется классно-урочная система обучения, опыт которой теоретически обоснован выдающимся средневековым славянским мыслителем, философом и педагогом Я. А. Ко-менским (1592—1670) в трудах «Великая дидактика», «Законы благоустроенной школы» и др.
В XVII—XIX вв. большую роль в становлении классно-урочной системы как основной формы обучения в школе и организации
занятий по физическому воспитанию учащихся сыграли труды Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и других мыслителей. Их прогрессивные педагогические идеи конкретизировали значение и место физического воспитания в общей системе обучения и воспитания подрастающего поколения. В силу этого физическое воспитание становится одним из компонентов обучения и воспитания в школах нового направления — филантропов, которые возникли в некоторых государствах Западной Европы — Германии и Великобритании в конце XVIII в. В школах-филантропах и сформировалось одно из новых системных направлений занятий физическими упражнениями — немецкая гимнастическая система. Известные тогда специалисты физического воспитания Г. Фит, Г.Мутс, Ф.Л.Ян (Германия), П.Х.Линг и Я.Линг (Швеция) и др. разработали содержание, формы организации и методы занятий физическими упражнениями.
Известный общественный деятель и драматург Пер Хенрик Линг (1776—1839) на основе системы физического воспитания средневекового Китая первым в Европе создал гимнастическую систему, которая впоследствии получила название шведской. Оригинальность гимнастической системы Хенрика Линга заключалась в том, что в ней учитывались особенности функционирования органов и систем организма. Гимнастика Линга дифференцировалась на педагогическую, военную, медицинскую и эстетическую. Занятия гимнастикой проводились в форме урока, который все еще не имел определенной структуры. Вместе с тем Линг выдвинул тезис о том, что каждое занятие — это замкнутое единство, поэтому его следует начинать с разминки. В основной части урока он рекомендовал наиболее интенсивную физическую нагрузку. Занятие П. X. Линга завершалось упражнениями на расслабление.
В упрочении урока как формы организации занятий физическими упражнениями того времени внес Я.Линг (1799—1888), сын П. X.Линга, который вместе со своими учениками создал спортивные снаряды: шведскую стенку, бревно, трамплин для прыжков, бревно и скамью с седлом, обосновал планы уроков. Организация и содержание уроков базировались на принципах беспрерывности занятий, постепенности нарастания физической нагрузки и обоюдосторонности работы учителя и учащихся. Уроки Линга имели гигиенически-развивающую направленность. В шведскую гимнастику и затем в содержание урока вошли ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие и другие двигательные действия.
Гимнастическую систему Фридриха Людвига Яна (1778—1852) применительно к школе развил швейцарец Адольф Шпис (1810 — 1858). Его урок состоял из двух частей и содержал физические упражнения пяти разновидностей: порядковые, вольные, на сна-
рядах, народные физические упражнения, игры. На уроках Адольфа Шписа широко применялись гимнастические снаряды, которые позволяли одновременно заниматься большому числу учащихся. Такие уроки достигали сравнительно высокой моторной плотности, обеспечивали развитие мускулатуры, воспитание двигательных и волевых качеств — выдержки, воли, мужества; укрепляли здоровье занимающихся.
В практике физического воспитания учащихся общеобразовательных школ шведская и немецкая гимнастические системы постепенно слились и распространились во все государства, где осуществлялось физическое воспитание школьников, включая Россию.
В середине XIX в. в восточноевропейских государствах большое распространение получила сокольская гимнастика, основанная Мирославом Тыршем (1832— 1884). Урок по сокольской гимнастике состоял из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Содержание урока отличалось разнообразием средств физического воспитания.
Во второй половине XIX—начале XX в. большой вклад в научно-теоретическое обоснование урока физического воспитания внесли французы Ж.Демени и М. Буаже, американец У. Кремптон.
Велика роль в становлении теории и методики школьного урока физического воспитания русского ученого и общественного де- " ятеля П. Ф.Лесгафта. Его работы, среди которых особое место занимает «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», конкретизировали цель и задачи урока физического воспитания, его структуру, содержание, формы организации деятельности педагога и учащихся. Труды П.Ф.Лесгафта поставили физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ России на подлинно научную основу.
Классовый антагонизм в обществе, эксплуатация трудящихся масс горсткой людей, национальный гнет негативно влияли на развитие национальных систем физического воспитания в Европе, США, странах Латинской Америки, Африки и Азии. В этих условиях не получали должного организационно-педагогического и научно-теоретического обоснования вопросы физического воспитания детей и подростков.
Не всегда и не во всех школах физическое воспитание было компонентом содержания образования. Поэтому уроки физического воспитания не велись в массовых школах. Основоположники нового учения в развитии общества К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах («Капитал», «Принципы коммунизма», «Немецкая идеология», «Положение рабочего класса в Англии» и др.) убедительно доказали бесперспективность физического воспитания в классовом обществе, с одной стороны, возможность и необходимость физического воспитания трудящихся масс в органичес-
ком единстве с другими компонентами, обеспечивающими гармонию личности, в бесклассовом общественном строе — с другой.
Предвидение К. Маркса и Ф. Энгельса стало реальной действительностью в России после победы социалистической революции (1917). В то время физическое воспитание трудового народа было возведено в ранг общепартийной и общегосударственной заботы и внимания. Идеи выдающихся русских педагогов К. Д.Ушинско-го, П.Ф.Каптерева, Н.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского и других о необходимости физического воспитания детей школьного возраста нашли свое отражение в Декларации о единой трудовой школе РСФСР, Декрете о введении всеобщего военного обучения трудящихся, Основных положениях методики физического воспитания в школе и других директивных документах партии и государства.
Предмет «Физическая культура», введенный в учебный план школ I и II ступеней, был ориентирован на решение комплекса задач, вытекающих из целей построения и закрепления нового общественного строя — социализма. Уроки физической культуры имели оздоровительно-гигиеническую направленность. Одновременно осуществлялись морально-волевое воспитание занимающихся и обучение их жизненно важным двигательным действиям. Решению этих задач были подчинены и содержание обучения и форма его организации — урок.
Структура урока физической культуры, разработанная одними из первых советских специалистов по теории и методике урока А. А. Зикмундом и В. В. Белиновичем, предусматривала 6 — 8-частное его построение. Каждая часть подчинялась решению конкретной педагогической задачи, и содержание частей составляли определенные комплексы физических упражнений, которые последовательно сменяли один другого в течение 45 минут. Комплексы упражнений составлялись с учетом характера их воздействий на организм занимающихся. К примеру, рассмотрим схему, предложенную В.В.Белиновичем в 1925 г.
1. Общее умеренное влияние на организм, правильное держание тела.
2. Общее развитие всех частей тела, расширение грудной клетки, определенность и точность движений, способность сохранять равновесие.
3. Усиленное развитие мышц верхней части тела, конечностей и живота.
4. Общее действие на дыхание и кровообращение.
5. Специальное развитие брюшных и спинных мышц для кор-регирования.
6. Максимальная затрата энергии.
7. Выработка правильного дыхания.
Данная схема нацелена на решение в основном оздоровительных задач. Такая направленность соответствовала конкретной исторической обстановке, сложившейся в Советской России в первые годы после революции 1917 года.
Интересы построения социализма требовали оздоровления трудящихся, их физического развития, развития волевых и моральных качеств, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений. На решение этих задач были нацелены содержание и структура урока физической культуры. Положительно в теории и практике урока физической культуры того периода то, что сюда не проникли идеи Дальтон-плана, бригадно-лабораторной формы, студийной системы, метода проектов и др., которые основывались на полном игнорировании оправдавшей себя классно-урочной системы.
В 1918—1930 гг. на уроках физической культуры решались образовательные задачи данного предмета, использовалась система обучения физическим упражнениям, которая применялась для запоминания последовательности движений в гимнастических комбинациях. Главным в обучении считалось осознание учеником того, что и как надо выполнить. Повторение, способствующее автоматизации движения, считалось дрессурой и поэтому исключалось. Изучались многие разновидности одного и того же спортивного упражнения. К методам обучения относили объяснение, команду, страховку и имитацию.
Большинство ученых единственно целесообразной системой обучения физическим упражнениям считали повторение изучаемого движения в целом.
Дальнейшее развитие теории и практики урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса связано со становлением социалистической системы физического воспитания в стране.
Большую роль в конкретизации содержания урока физической культуры сыграло создание Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
Программы, разработанные на основе комплекса ГТО, ориентировали школу на формирование и развитие двигательных умений и навыков в ходьбе на лыжах, скоростном беге, прыжках, метаниях, гимнастических упражнениях, играх.
Определенное влияние на дальнейшее совершенствование урока физического воспитания оказала Международная гимнастическая конференция, проведенная в Москве в 1933 г. На конференции была принята пятичастная схема урока: введение занимающихся в работу; общая проработка мускулатуры и укрепление органов дыхания и кровообращения; совершенствование общей координации движений, выработка и совершенствование навыков, применяемых в трудовой и боевой деятельности; овладение умением применять усвоенные
навыки и выработанные психофизические качества в сложных и незнакомых условиях среды; завершение работы занимающихся.
Одновременно наметилась тенденция к дифференцированию уроков по видам учебного материала, составляющего наибольший объем содержания урока («урок с акцентом на спортивные игры», гимнастики, лыжной подготовки и др.), и по направленности («комплексный урок физической подготовки», «тренировочный урок» и др.). Возникла необходимость классификации уроков физической культуры.
Уже в 1935 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР утвердил схему урока по данной дисциплине, состоявшей из четырех частей.
В 1930— 1940-е гг. интенсивно развивались научно-методические основы системы физического воспитания. Особое внимание обращалось на ее школьное звено. В научно-методических положениях по проблемам обучения в физическом воспитании того периода все более стала подчеркиваться познавательная сторона. Основное содержание урока физической культуры составляла совместная деятельность педагога и коллектива учащихся класса. Учитель добивался формирования у учащихся представления о структуре изучаемого двигательного действия. Его деятельность регламентировалась строгой последовательностью действий, направленных на достижение дидактической цели урока. Например, рекомендовалось вначале показать изучаемое движение, затем описать его, вслед за тем вторично показать. Только после этого начиналось практическое выполнение изучаемого двигательного действия учащимися. В случае допущенной неточности такая последовательность повторялась (объяснение, приказ, команды, инструкции, показ изучаемого действия). Из методов упражнений практиковалось целостное выполнение двигательного действия. Такой метод назывался ускоренным изучением и считался наиболее рациональным. Многократное повторение двигательных действий с целью усвоения и закрепления все еще продолжали рассматривать как «дрессуру». Это считалось отступлением от дидактического принципа сознательности.
Важные изменения претерпели теория и практика школьного урока физической культуры. Было принято важное постановление по вопросам физической культуры и спорта (1948), где наряду с другими выдвигались требования обеспечить массовость занятий физической культурой и спортом и достижение на этой основе высокого мастерства в спорте.
Решение данной задачи во многом обусловливалось состоянием научно-теоретической и практической разработанности проблем обучения в физическом воспитании и спорте, урок рассматривался как основная форма организации занятий физической культурой и спортом.
В эти годы вышел в свет ряд монографий, в которых с позиций достижений педагогической науки, учения И.П.Павлова об условных рефлексах, Н.А.Бернштейна о построении движений и достижений общей психологии и психологии физического воспитания рассматривались вопросы обучения двигательным действиям. Публиковались и методические пособия в помощь педагогам физического воспитания по методике школьного урока физического воспитания.
В теории и практике урока физической культуры этого периода (1946—1959) была предпринята попытка выдвижения на передний план его образовательной направленности при принципиально строгом обеспечении оздоровительного и воспитательного воздействий на занимающихся. Появились попытки классифицировать уроки физической культуры, обосновать их трехчастную или четырехчастную структуру. В практике работы учителей использовались и первые и вторые. Однако начиная с 1960-х гг. доминирующие позиции занимает трехчастная структура.
В 1961 —1985 гт. физическое совершенство утверждается как один из трех компонентов структуры гармонически развитой личности, воспитание которой возведено в ранг программной задачи партии, конституционной гарантии государства и гражданской обязанности каждого советского человека. В достижении этой высокогуманной цели школьному уроку физической культуры отводилась ведущая роль.
Значение и место урока в решении задач физического воспитания учащихся общеобразовательных и профессиональных школ закреплялись Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ учебной программой и другими инструктивно-методическими документами Министерства просвещения СССР. Сложные задачи предмета «Физическая культура» решались путем образовательной, оздоровительной, воспитательной и инструктивной направленности уроков на основе принципов национальной системы физического воспитания1.
Однако эффективное решение задач физического воспитания школьников на данном этапе развития государства потребовало дальнейшего усиления образовательно-инструктивной направленности предмета «Физическая культура». Успешная реализация данной направленности была ориентирована перестройкой содержания и структуры урока физической культуры на основе достижений педагогической психологии и педагогики. Большое значение в разработке проблем содержания урока физической культуры имели труды физиологов П.К.Анохина, А. Н. Крестовникова, В.С.Фар-феля, а также ученых, занимавшихся проблемами теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки: Л. П. Мат-
1 Бюллетень нормативных актов Минспорта СССР. — 1983. — № 10. — С. 8. 146
веева, Н. Г. Озолина, А. М. Шлемина, В. П. Филина, А. А. Гужалов-ского, А.А.Тер-Ованесяна, Г.Б.Мейксона, Г.П.Богданова, А.Н.Хана, К.Х.Грантыня, Г.Ф.Шитиковой, Б.А.Ашмарина, 3. И. Кузнецовой и других.
Современный урок физической культуры, его направленность, содержание, структура — это результат многолетних творческих поисков ученых-специалистов по теории и методике физического воспитания и учителей физического воспитания.