Общая характеристика теории и методики обучения предмету «физическая культура»
Железняк Ю.Д.
Ж 512 Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. ISBN 5-7695-1525-2
В учебном пособии показано, какое место в содержании общего среднего образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; обоснован системно-структурный подход к построению курса; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобразия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста.
Рекомендуется студентам высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, учителям физической культуры и аспирантам.
УДК 37.037(075.8) ББК75.1я73
© Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М., 2004
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004
ISBN 5-7695-1525-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004
ОТ АВТОРОВ
Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры. Ее возникновение связано с реформированием системы образования в стране, необходимостью радикально повысить результативность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.
Долгое время в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» изучался совместно с другими спортивно-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), включающими методику их преподавания. При этом первая дисциплина рассматривалась в качестве формирующей профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической культуры. Существовало убеждение, что функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» выполняла теория и методика физического воспитания.
Реформы образования закрепили образовательную направленность школьной физической культуры. Предмет «Физическая культура» приобрел статус области образования, которая может быть реализована в практике путем преподавания различных, даже альтернативных, учебных курсов, предметов. Одновременно повысились требования к уровню подготовки учителя физической культуры, особенно в отношении его дидактической компетентности.
В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура», который не повторяет содержания курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет научно-теоретическую и практическую подготовку педагога физической культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.
Настоящее пособие — одна из первых попыток создания целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» в видении авторов.
Возможные замечания и рекомендации будут восприняты с благодарностью.
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ПРЕДМЕТ В СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2Л. Становление теории и методики преподавания предмета «Физическая культура»
Учебные курсы по предмету «Физическая культура» имеют давнюю историю. В зависимости от страны, где они преподаются, и функционального назначения в содержании общего образования такие дисциплины имеют различные названия («Физическое воспитание», «Физическое образование», «Гимнастика», «Игры» (подвижные, спортивные), «Спорт», «Атлетика», «Физическая культура», «Фехтование» и т.д.). Предметы физкультурной направленности упрочили свои позиции как обязательный элемент общего образования.
Отсюда физическая культура — инвариантная составляющая содержания образования глобального характера, независимого от политической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности граждан.
По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествознание, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.
Известно, что еще на ранних стадиях становления человечества занятия физическими упражнениями занимали значительное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из главных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на последующих этапах общественного развития. Наиболее развитые формы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых государствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки.
В Средние века содержание образования определялось господствующими религиозными идеологиями.
Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христианской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связанные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Европейского континента. Был прерван процесс становления физической культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилизациях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вместе с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.
Для восстановления физической культуры в структуре содержания образования потребовались усилия мыслителей-гуманистов, педагогов и энтузиастов: Т.Кампанеллы, Ф.Рабле, М.Монтеня, Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна; русских социал-демократов Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, выдающихся педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Лесгафта и др.
Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарождение капиталистической общественной системы, наиболее заинтересованной в физическом развитии человека. Другими важными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педагогических реформаторских тенденций, или движений, — филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.
Сторонники обоих направлений выступали за обновление содержания образования, усиление внимания к физическому воспитанию, укрепление связи с природой и окружающей общественной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоятельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методологической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться таковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.
Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физи-
ческого воспитания. В них в качестве основной формы организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).
В России была создана и внедрена научно обоснованная система физического образования П.Ф.Лесгафта. В образовательное пространство России проникли и «прижились» немецкая, шведская и Сокольская гимнастические системы, подвижные игры, по Фребе-лю. На окраинах России, в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке, физическое воспитание осуществлялось с использованием элементов народной физической культуры.
Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.
Марксистская концепция всесторонне развитой личности получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали законы общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.
Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура».
За сравнительно короткий исторический период в нашей стране сложилась совокупность форм реализации школьного звена национальной системы физического воспитания, основа общего образования детей, подготовки молодежи. Системообразующая роль в совокупности форм организации физического воспитания отводилась учебному предмету «Физическая культура».
Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогической системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обоснование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.
Позитивный вклад в создание основных положений, которые впоследствии составили методику преподавания школьной физической культуры, внесли А.А. Зикмунд, В.В.Белинович, В.В.Го-риневский, Г.А.Дюперрон, Е.С.Пиотровский. Началась публикация материалов о педагогических подходах к созданию методических основ предмета «Физическая культура» в издательствах «Физкультура и туризм», «Время», «Молодая гвардия» и др. Были опубликованы научно-методические работы, отражающие теорию и практику французской, немецкой, шведской, сокольской и американской систем физического воспитания учащейся молодежи.
Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школьной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенденции к противопоставлению достижений отдельных школ физического воспитания друг другу.
Наибольшую опасность представляли «пролеткультовцы», отрицавшие саму возможность существования в социалистической системе образования любых элементов, отражающих зарубежный опыт, в том числе и в области физической культуры и спорта. В этих условиях позитивную роль сыграло вмешательство партии и государства в вопросы конкретизации целевой ориентации, содержания, форм организации и методов осуществления физкультурной работы в стране. В июле 1925 г. было принято специальное постановление ЦК РКП(б) по вопросам физической культуры.
В результате совместных усилий партийных организаций и государства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране зародилось школьное звено формировавшейся национальной (советской) системы физического воспитания. В .трудах теоретиков фи-
зической культуры Г. А.Дюперрона, А. А. Зикмунда, В. В. Горинев-ского, И.П.Кульжинского обозначились тенденции к определению понятия «Физическая культура» и его конкретизации применительно к одноименному предмету обучения в общеобразовательных школах; появились формулировки задач физического воспитания в школах I и II ступеней. В последующие десятилетия эти задачи выполняли функции цели предмета «Физическая культура». Обозначился подход к пониманию содержания образования по физической культуре. Упрочил свою позицию урок физической культуры как основная форма занятий.
Наиболее продуктивными в этом плане были 1950— 1980-е гг., когда вышли в свет монографические труды и учебные пособия по проблемам физического воспитания, методики уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
В 1950— 1960-х гг. предмет «Физическая культура» трансформировался в системообразующую форму организации физического воспитания в учреждениях общего образования. Он объединил вне-предметные (внеурочные) формы организации занятий физическими упражнениями: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минуты и паузы на уроках, игры и физкультурные забавы на переменах), внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу.
В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физической культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Система научно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса по физической культуре включала широкую сеть учреждений повышения квалификации учителей и материально-техническую базу школьной физической культуры. Преподавание данной дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам. Программы по дисциплине были ориентированы на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока физической культуры.
Была установлена преемственность содержания уроков и внеурочных форм.
Важным периодом формирования научно-методических основ предмета «Физическая культура» были 1970— 1980-е гг., когда активно велись научно-исследовательские работы, которые закрепили социально-биологические и психолого-педагогические положения предмета «Физическая культура». Расширились центры подготовки научно-педагогических кадров за пределами Москвы и Ленинграда. Упрочилась образовательная направленность учеб-
ного предмета «Физическая культура», выпускалась серия учебно-методических пособий для учителя физической культуры, включая издание экспериментального учебного пособия для учащихся по предмету «Физическая культура».
В эти годы был подготовлен комплекс нормативных документов, которые упорядочили основные вопросы теории и практики школьной физической культуры: Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ, Положение о спортивных соревнованиях среди детей и юношества, инструктивно-методические письма «О внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работе в школе» и «Об оценке по предмету "Физическая культура"» и др.
В формировании теории и методики обучения предмету «Физическая культура» с определенной условностью можно выделить четыре значимых этапа.
Первый этап наиболее продолжительный. Проникновение учебных дисциплин физкультурной ориентации в структуру содержания общего образования. Завершением данного этапа следует считать включение предмета «Физическая культура» в учебные планы школ I и II ступеней Российской Федерации.
Второй этап (1920— 1940). Зарождение исходной учебно-методической базы обучению предмету «Физическая культура» (учебные программы, урок как основная форма организации учебного процесса, руководящая роль учителя и др.).
Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологических основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-методических оснований ее преподавания.
Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации.
Вместе с тем директивные установки партии и государства по этим вопросам начали носить декларативный, лозунговый характер. Многие проблемы отражались в них без учета конкретных условий и возможностей, желаемое выдавалось за реальное, уже достигнутое. Вопросы физического воспитания школьников отодвинулись на задний план. Особое внимание и забота постепенно стали уделяться большому спорту. Школьная физическая культура оказалась в зоне так называемого остаточного принципа финансирования, ухудшились ее материально-техническая база и социальная обеспеченность специалистов — учителей физической культуры. Это обусловило снижение престижности физического воспитания и угасание интереса к физкультуре в общеобразовательной школе, утрату позитивных достижений в этой области.
По материалам печати, к началу 1990-х гг. физической культурой в стране занимались лишь 6 — 8% населения (против 60%,
декларировавшихся в 1960— 1980-е гг.). У 75 % школьников отмечались те или иные заболевания. Из начальной школы к концу 1980-х гг. 2/3 детей выходили близорукими, 30 — 40% имели отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, а 20 — 30% — нервно-психические расстройства. Среди причин, обусловивших эти и другие аномалии в состоянии здоровья школьников, на первый план вышли недостатки в организации физического воспитания. Это было следствием отсутствия целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» и неразработанности научно-методических основ организации физической культуры и спорта в школе. Несмотря на то что данная дисциплина преподавалась в общеобразовательной школе в течение многих десятилетий, не разработаны такие вопросы теории и методики предмета, как его функции, место, значение в структуре содержания общего среднего образования, цель, содержание образования, общепризнанный понятийно-терминологический аппарат, специфика дидактических процессов и др.
Преобразование научно-методических основ предмета «Физическая культура» в педагогическую систему и совершенствование технологии ее реализации призваны повысить результативность учебно-воспитательной работы в аспектах требований государственного образовательного стандарта по дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Структура процесса обучения
Первый этап. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого двигательного действия. Кначалу обучения конкретному двигательному действию часть учащихся класса (30 — 35 %) не готовы усвоить его. Это объясняется:
- различием уровней двигательной подготовленности и физического развития;
- характером сформированности и направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста;
- отношением учащихся к предмету «Физическая культура» и кучителю;
- различием в уровнях профессионально-педагогической подготовленности педагогов физического воспитания.
Поэтому опытные педагоги практикуют опережающее планирование изучения отдельных тем и разделов учебной программы. Цель этапа — целенаправленно на протяжении определенного периода времени устранить пробелы в двигательной подготовке учащихся. Возможно введение подготовительного этапа в структуру процесса обучения1.
Необходимость выделения первого, подготовительного этапа обучения объясняется своеобразием учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», опытом учителей, осуществляющих опережающее планирование части учебного материала с целью предварительной подготовки учащихся к усвоению тех или иных разделов программы.
Цель подготовительного этапа — обеспечение у всех учащихся класса нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому учебному материалу. Во время подготовительного этапа создается фонд двигательных координации, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучаемого двигательного действия.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические. Проявляются в процессе формирования двигательных координации, необходимых для усвоения основного двигательного действия, учащиеся выполняют отдельные движения, представляющие своеобразные его субструктуры. Так формируются функциональные системы субструктур основного двигательного действия (мотивация, афферентный синтез, решение, возникновение программ и акцептора действия обратной афферентации). При этом актуализируется прежний двигательный опыт, из аппа-
1 Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте. — М., 1981. — С. 140— 141.
I 91
ратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движущихся частях тела, о временных, пространственных и динамических характеристиках и т.д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов, которых не оказалось в двигательном опыте учащегося, но необходимых для успешного усвоения двигательного действия.
Таким образом, физиологические особенности подготовки на этом этапе заключаются в формировании базы частных двигательных координации или их отдельных элементов.
Психологические. У учащихся формируются частные двигательные умения, своеобразные субсистемы, возможные компоненты программы деятельности по усвоению основного двигательного действия. Происходит направленное развитие интересов и потребностей, нацеленных на формирование в последующем доминирующей мотивации, сильного стимула для усвоения основного движения. Одновременно развиваются волевые качества, необходимые для возникновения решения действовать.
Педагогические особенности связаны с психолого-физиологическими характеристиками и обусловливают необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, выбора оптимальных средств, форм, методов их решения. Наибольшая трудность для учителя — определить, когда следует начать подго- т товительную работу, как выявить учебные возможности и навыки учебного труда учащихся по предмету «Физическая культура».
В зависимости от этих и других факторов при разработке документов перспективного (годового) и оперативного (четвертного), поурочного (текущего) планирования педагог определяет продолжительность подготовительного периода.
Следует иметь ввиду, что подготовительную работу педагог ведет параллельно с решением основных образовательных задач во время изучения основного учебного материала. Значит, между ними должна быть и определенная дидактическая взаимосвязь. При этом необходимо дифференцировать педагогические воздействия, поскольку велик диапазон колебаний показателей учебных возможностей школьников по предмету «Физическая культура». Учителю приходится чаще использовать индивидуально-групповые формы взаимодействия.
Цель этапа— обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия.
Задачи:
1) определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие;
2) выявить основные группы учащихся, чтобы дифференцировать процесс обучения;
3) отобрать рациональные средства, формы и методы дифференцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе;
4) сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме;
5) развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.
Количество и последовательность педагогических задач данного этапа могут варьировать в зависимости от координационной сложности двигательного действия, особенностей учащихся, материально-технической базы школы и личного опыта учителя физической культуры.
Рекомендуемые методы обучения:
- словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия, беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции);
- упражнения (общеразвивающие, подготовительные и подводящие).
Показ физического упражнения будет полезным из группы методов обеспечения наглядности.
Второй этап. Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме. На основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координации учащиеся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу типовой техники.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические: иррадиация коркового возбуждения, недостаточность тормозных реакций, что вызывает неточность движения инеустойчивость ритма. Возможное проявление защитных реакций, в результате чего ограничивается амплитуда движений, и они становятся скованными. Ограниченность сенсорного анализа и коррекции движения, значительное напряжение нервной системы вызывает сравнительно быструю утомляемость. Это приводит к неустойчивости движений и искажениям их структуры при повторных выполнениях.
Психологические: недостаточное осознание двигательных ощущений, динамических характеристик двигательного действия, слабое знание основ техники, ошибочное субъективное восприятие структуры выполняемого действия.
Педагогические. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно. Сознание участника загружено контролем каждого движения, работа выполняется нерационально и на фоне выраженного утомления. Способ решения двигательной задачи не определен, продолжается поиск оптимального решения. Поэтому при выполнении двигательного действия могут возникать искажения пространственных, временных и динамических характеристик изучаемой
техники. Появляется необходимость разучивать движение по звеньям (элементам, субсистемам), чтобы в дальнейшем овладеть общим ритмом двигательного действия. Важно предупредить возникновение ошибок и их закрепление при повторном выполнении движения.
Цель этапа — обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.
Задачи:
1) создать представление об изучаемом двигательном действии;
2) сформировать у учащихся установку овладеть двигательными действиями;
3) выполнить двигательное действие по частям;
4) овладеть общим ритмом действия;
5) определить типичные затруднения учащихся при выполнении двигательного действия;
6) устранить грубые ошибки.
Рекомендуемые методы обучения:
упражнения (подводящие и имитационные физические упражнения, разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое упражнение, предписывание алгоритма движений);
наглядности (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, характерных-для данного упражнения обеспечения);
словесное воздействие (объяснение способа решения двигательной задачи, знакомство с основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися).
Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.
Третий этап. Формирование двигательного навыка. На этом этапе необходимо сформировать способность учащегося выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и результат действия.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические: многократное повторное выполнение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации позволяет систематически уточнять афферентный синтез, программу и акцептор действия и обратной аффе-рентации. Процесс возбуждения концентрируется в соответствующих двигательных центрах; уточняются тормозные реакции. Специализируются условные рефлексы; формируются двигательные дифференцировки. Движения с каждым разом все больше автоматизируются, и устанавливается системность протекания нервных процессов. Ведущую роль в управлении движениями играет двигательный анализатор.
Психологические. В процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные, пространственные и динамические характеристики. Расширяются возможности осознанной коррекции в реализации программы действия; уточняются двигательные представления и ощущения; формируется установка на усвоение изучаемого двигательного действия. Развиваются необходимые для решения двигательной задачи волевые качества.
Педагогические. В процессе дидактического взаимодействия у учащихся формируется способность выполнить двигательное действие сравнительно легко, как бы автоматизированно, сосредоточив внимание лишь на результате. Углубляется понимание его техники, осознаются и уточняются временные, пространственные и динамические характеристики, устраняются искажения в технике исполнения. Деятельность взаимодействующих сторон приобретает характер взаимодействия.
Цель этапа — сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик.
Задачи:
1) добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия;
2) устранить типичные ошибки, допускаемые учащимися при усвоении техники данного двигательного действия (указать, какие именно);
3) обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик;
4) то же, но с соблюдением характерных динамических и пространственных параметров.
Рекомендуемые методы обучения:
упражнения: 1) многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов;
2) то же, но с изменением привычных при предыдущих повторных выполнениях внешних условий;
3) выполнение более сложного варианта движения;
4) эпизодическое выявление отдельных элементов, фаз движений в целях их детализации;
5) выполнение упражнения с проговариванием про себя;
6) выполнение упражнения с проговариванием вслух (с комментариями о последовательности операций или о качестве выполнения).
Наглядные методы: фотокиноматериалы (визуальные), чертежи, схемы, макеты, их демонстрация с акцентом внимания на
отдельные элементы или изолированный показ в замедленном темпе (если это возможно) этих фаз или элементов.
Словесное воздействие (взаимоанализ учителя и учащихся, обсуждения учащимися). Срочная информация должна быть предельно конкретной, немногословной, но понятной. Обычно она выражается одним словом, к примеру: «да», «нет», «хорошо», «плохо», «выше», «ниже», «быстрее», «резче», «сильнее», «удар», «рывок», «спокойно». Такая информация имеет ярко выраженный индивидуальный оттенок и нацелена на устранение неточностей. Эту информацию можно назвать срочной на уроках физической культуры.
Словесные воздействия в перерывах между повторными упражнениями представляют собой отсроченную информацию. Она передается группе учащихся или отдельным школьникам в процессе разбора, анализа качества выполнения, обсуждения с учащимися. Кроме того, здесь приемлемы самоотчеты, взаимоотчеты, взаимообсуждения, идеомоторная тренировка.
Возможны такие приемы, которые мы отнесли ранее к группе методов упражнения, как выполнение двигательного действия с проговариванием про себя или вслух.
Четвертый этап. Закрепление освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой).
На этом этапе должно быть достигнуто стабильное выполнение двигательного действия, которое было предметом изучения в предшествующий период. Условия, которые сопутствовали формированию навыка выполнения данного двигательного действия, не меняются. Учащихся нацеливают на приобретение «запаса прочности» в воспроизведении техники изучаемого движения: выполнять его свободно и за сравнительно меньшее время, сконцентрировав внимание в основном на ритме действия, моментах приложения основных усилий и конечном результате. Несколько увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки.
Характерные особенности подготовки.
Физиологические. Они обусловлены закреплением выработанной функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности. Афферентный синтез сокращается вплоть до «пусковой афферентации», сужается обратная аффе-рентация. Управление движениями осуществляется в основном по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчивость нервной системы к утомлению. Достигаются прочность следов выработанных двигательных координации и долговременность их сохранения.
Психологические. Они связаны с частичным освобождением сознания от излишнего напряжения по управлению движениями. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные
звенья двигательного действия и его результат. Однако это не означает, что повторно выполняемые (закрепляемые) двига