В тисках архетипа и культуры

Действующие совместно архетипическая и культурная силы могут побуждать женщин-Гер как вступать в брак, так и оставаться в его ловушке. Как писала Бетти Фрейдан, архетип поддерживается фемининной мистической силой, или "осуществлением через других". Обе силы косвенно обещают сказочный финал типа "они жили долго и счастливо". Однажды выйдя замуж, женщина-Гера более, чем другой тип женщины, ощущает себя соединенной "в здоровье и болезни, в бедности и богатстве". Когда случается это "в бедности и болезни", поддерживаемый культурой архетип Геры препятствует расторжению плохого брака. Религиозные верования и семейные ожидания могут "сговариваться", чтобы держать женщину связанной с алкоголиком или бьющим ее мужчиной.

Угнетаемая или угнетатель

Когда мы смотрим на последствия отождествления с Герой, становится ясно, что этот архетип вполне реально способствует угнетению женщин. Незамужняя женщина-Гера может чувствовать себя несостоявшейся и неудачливой, ее могут подтолкнуть вступить в плохой брак. Замужняя "Гера" не способна расторгнуть неудачный брак. Она может превратиться в придирчивую, ворчливую, неудовлетворенную женщину, которая наполняется горечью и озлоблением, когда муж живет не в соответствии с ее ожиданиями. Или превратится в злую, ранимую, ревнивую жену, если муж неверен ей в действительности или в воображении. Она не способна расторгнуть брак, чрезвычайно позорящий ее или наносящий очень большой вред.

Богиня Гера страдала больше, чем любая другая богиня, кроме Деметры (чье страдание было другого рода). Но она также мстительно преследовала других и поэтому была самой разрушительной среди всех богинь. Выраженная современными женщинами способность Геры к притеснению варьируется от осуждения других до откровенно разрушительного способа действия.

Женщины-Геры осуждают других женщин и наказывают их, обычно отвержением или изгнанием из общества (и их детей тоже) за несоответствие нормам Геры. Такие женщины являются общественными арбитрами. Особенно враждебны они к Афродите. Когда только могут, они изгоняют притягательных, чувственных женщин, вокруг которых собираются мужчины, разведенных и сексуально активных одиноких женщин – всех, кто может быть привлекательными для их мужей и потому угрожающих. Но их осуждение распространяется также и на женщин, не несущих угрозу лично, – например, они могут относиться скорее критично, чем с сочувствием к получающим социальную помощь незамужним матерям или к жертвам изнасилования. Для Геры единственную действительно приемлемую роль представляет роль жены преуспевающего мужчины.

Долгое время после того, как я стала считать себя феминисткой, на одной из вечеринок я открыла в себе бессознательный образ Геры, осуждающей других женщин. Щелчок осознания пришел, когда я ясно поняла, что, присутствуя на встречах вместе с мужем, ищу общества пар и избегаю "непристроенных" женщин, чьим обществом наслаждалась, когда была одна. Когда я увидела эту модель поведения, мне стало стыдно за свое поведение. Вместе с тем я получила серьезный урок и сумела осознать, что раньше чувствовала свое превосходство по отношению к женщинам-Герам, хотя в действительности отрицательный аспект Геры был и частью меня самой. И после того, как я открыла, что имею что-то общее с женщинами-Герами, я перестала судить их.

Синдром Медеи

Термин "синдром Медеи" удачно описывает мстительную женщину-Геру, которая чувствует себя обманутой и брошенной мужем и идет на крайности ради мести. Миф о Медее представляет метафору, описывающую способность женщины-Геры ставить свое обязательство перед мужчиной во главу угла и ее способность к мести, когда она обнаруживает, что ее обязательство ничего не стоит в его глазах.

Согласно греческой мифологии, Медея была смертной женщиной, убившей своих собственных детей, чтобы отомстить мужу за то, что он оставил ее. Она представляет "клинический случай" женщины, которой овладел разрушительный аспект Геры.

Медея была жрицей, дочерью царя Колхиды. Золотое руно, которое искали Ясон и аргонавты, принадлежало этому царству. Ясон нуждался в помощи, чтобы добыть руно, поскольку оно хорошо охранялось. Гера и Афина, покровительствующие ему богини, убедили Афродиту заставить Медею влюбиться в Ясона и помочь ему украсть золотое руно. Ясон умолил Медею помочь ему, обещал жениться на ней и взял на себя обязательство быть с ней, "пока не разлучит рок смерти". И вот, вне себя от страсти и преданности Ясону, Медея помогла ему выкрасть руно. Но, поступая так, она изменила отцу и родине и способствовала смерти брата.

Ясон и Медея поселились в Коринфе. У них было двое сыновей. Спустя какое-то время Ясон ухватился за возможность жениться на дочери царя Коринфа. Ради заключения брака Ясон согласился на изгнание Медеи и их общих детей.

Смертельно раненная его предательством и униженная тем, что все ее жертвы и преступления ради него ничего не стоят, Медея стала одержима мыслью об убийстве. Сначала она подарила своей сопернице отравленную одежду. Когда та надела ее, одежда, как слой напалма, сожгла и разрушила ее тело. Затем Медея пережила сильную внутреннюю борьбу между любовью к детям и жаждой мести. Неистовство и гордость победили, и, чтобы отомстить Ясону за себя, она убила своих детей.

Медея поступила чудовищно, однако она была жертвой своей непреодолимой любви к Ясону. В то время как некоторые женщины могут впасть в депрессию и даже пытаться покончить с собой после того, как их отвергли и бросили, Медея составила план мести и осуществила его. Взаимоотношения с Ясоном были сердцевиной ее жизни. Все, что она делала, было следствием любви к нему или потери его. Медея была захвачена, одержима и побуждаема безумием своей потребности быть супругой Ясона. Ее патология шла от интенсивности инстинкта Геры, ставшего разрушительным.

Хотя буквально миф о Медее воспроизводится, к счастью, очень редко, на метафорическом уровне такие переживания, безусловно, всеобщи. Когда женщина соединяется с мужчиной в результате двойного вмешательства Геры и Афродиты, как произошло с Медеей, ее инстинкт быть супругой и страсть к нему заставляют ее ставить их отношения превыше всего. Она бросит свою семью, изменит ее ценностям и "уничтожит" семейные узы, если будет необходимо. Многие женщины, подобно Медее, верят в брачные обещания вечной верности и приносят огромные жертвы ради своего мужчины только для того, чтобы быть использованными и покинутыми беспринципными, честолюбивыми Ясонами.

Когда пара переживает подобную драму, женщина не может в буквальном смысле сжечь и разорвать соперницу, ради которой он оставляет ее, но часто воображает или пытается осуществить эмоциональный эквивалент мести. Например, "Медея" может стараться разрушить репутацию другой женщины с помощью лжи и клеветы или даже буквально повредить той.

И если – снова соответствие мифу о Медее и Ясоне – ее мстительность больше, чем любовь к детям и забота о них, она может попытаться расстроить их взаимоотношения с отцом. Она может сделать так, чтобы он не смог их видеть. Или превратит его встречи с детьми в настолько травматические события, что он откажется от своих усилий общаться с детьми и оставаться их отцом.

Заметим, что, как и соответствует Гере в ее наиболее разрушительном аспекте, Медея не убила Ясона.Ожесточенная, брошенная женщина-Гера также скорее мстит другим, чем мужчине, который оставил ее. Особый ущерб она наносит их детям.

Пути развития архетипа

Осознание влияния Геры и понимание ее уязвимых мест представляет первый шаг на пути выхода за ее пределы. Многие женщины могут оглянуться на свои предыдущие близкие отношения и ясно увидеть в ретроспективе, что они были слишком нацелены на замужество. Если в женщине преобладала Гера и если у нее была подходящая возможность, она могла выйти замуж сразу после школы, или в результате летнего романа, или, что случается, за какого-нибудь мужчину, которого плохо знала.

Когда женщина находится под влиянием Геры, она, весьма вероятно, выйдет замуж за первого представительного мужчину, который сделает ей предложение, или за любого подходящего мужчину, с которым встречается, не остановившись, чтобы рассмотреть, кто именно будет лучшим для нее. Было бы лучше всего воспротивиться желанию выйти замуж, пока она не узнает поближе своего жениха. Какой у него характер? Насколько он эмоционально зрелый человек? Готов ли он остепениться? Насколько для него важна верность? Что в действительности испытывает она к нему как к человеку? Насколько они совместимы? Честный ответ на этот вопрос имеет решающее значение для будущего счастья женщины-Геры. Однажды выйдя замуж, она будет зависеть от характера мужчины, который стал ее мужем, и от его способности любить ее. Решать, кем она станет – Герой осуществленной или яростной, разочарованной Герой, – будет он.

Расширение за пределы Геры

Пока хороший брак представляет источник смысла жизни женщины-Геры, ее ограничение себя ролью жены означает ограничение своего развития и способности к адаптации, если смерть или развод положат конец этой роли. Она бессознательно уступает мужу выбор вида деятельности и друзей и позволяет ему решать, как она будет проживать свою жизнь. Однако она может также осознать свою схему поведения и понять, что пренебрегает другими сторонами самой себя, которые могли бы обогатить как ее собственную жизнь, так и ее замужество.

В традиционном браке муж и жена представляют две половины целого; каждый осуществляет роль, детерминированную культурой. Эта специализация задач нарушает целостность каждого из них. То, что культура считает "мужским", не развивается в женщине. Женщина-Гера легко вписывается в эту схему. Она даже может испытывать чувство гордости от того, что ничего не знает о машинах или счетах, или от неумения обращаться с людьми в деловом мире – ведь ее муж выполняет все эти задачи за них обоих. Таким образом, если ситуация это позволяет, Гера ограничивает также компетентность женщин. Но женщина может осознать это влияние и схему организации своего брака. Она может увидеть, что ей определена роль, которая в лучшем случае ее ограничивает, а в худшем – разрушает. Это осознание является первым шагом, дающим ей возможность оказать сопротивление Гере и развиться за пределы этого единственного образца. Женщина-Гера должна сознательно действовать заодно с другими богинями, позволяющими ей выходить за пределы роли только жены.

Брак как развивающий опыт

Неуверенная, сомневающаяся женщина-Гера очень легко впадает в ревность. При малейшем поводе она подозревает неверность и ощущает себя публично отвергнутой и униженной невниманием мужа. Если ее реакция необоснованна, то она или оттолкнет его своими обвинениями, или сделает его более чувствительным по отношению к ней. И брак либо ухудшается, подтверждая ее страхи, либо муж и жена еще теснее врастают друг в друга.

Например, муж может научиться относиться к ее потребности знать, где он находится, с сочувствием, а не с возмущением и утаиванием информации. Если он будет реагировать подобным образом, ее доверие будет расти. Один такой муж рассказал: "Сейчас я даю ей знать, когда ждать меня, и, если планы меняются, я поскорее звоню ей, чтобы она не оказалась во власти демонов ревности, которые изводят ее воображение". Женщина-Гера должна снова и снова решать, кому она доверяет – подозрительной Гере внутри себя или своему мужу. Чтобы развиваться, она должна сопротивляться Гере и поверить в поддержку и верность мужа.

Наши рекомендации