Дайте точное определение общей задачи
После того. как группа начала определять свое видение и строить взаимоотношения, следующим шагом является ориентация на задачи, которые необходимо выполнить. Здесь многие группы сталкиваются с проблемой примирения двух различных типов личностей. Одни предпочитают начать с планирования. Другие хотят сразу окунуться в действие и экспериментировать. Задачей группы является объединение двух тенденций в конструктивное взаимодействие, где одна дополняет другую.
К сожалению, часто случается, что эти тенденции находят оппозиции друг к другу, и в результате возникает борьба сил. Из-за того, что в течение последних десятилетий (по крайне мере большинство институтов в нашем обществе были обюрокрачены многие из тех, кто был вовлечен в экспериментальные общины хотели бы избежать процесса планирования и создания структур Многие общины получили горький урок, пытаясь идти путем спонтанного экспериментирования. С другой стороны, некоторые общины создали такие кошмарные системы планирования и контроля какие только можно найти в современном обществе. В настоящее время, те общины, которым удалось продержаться в течение нескольких лет, по-настоящему оценили пользу, и планирования, и экспериментирования, - они только должны быть сбалансированы и находиться в правильном взаимоотношении.
Планирование
Полезным шагом к достижению правильного взаимоотношения является более глубокое понимание как планирования, так и экспериментирования. Рассмотрим сначала планирование. То, что мы обычно понимаем под "планированием", включает в себя два основных аспекта:
1) определение и визуализация шагов, необходимых для достижения цели и
2) немедленное установление срока, к которому каждый шаг должен быть выполнен, и средств его выполнения.
Преимущество первого аспекта в том, что в сложных ситуациях (а построение общины безусловно относится к ним!) определение всех шагов может значительно помочь всем членам группы составить целостное представление о цели и использовать свою энергию и ресурсы сбалансированным образом.
Здесь есть опасности: 1. Увязнуть в слишком детальном описании всех необходимых шагов и 2. Слишком сильно положиться на то, что описанное в плане целиком отражает реальность.
Преимущество второго аспекта в том, что он предусматривает распределение группой своей энергии и ресурсов во времени, к примеру, группа не растрачивает все свое состояние в первый год зная, что на следующий год потребуется еще больше денег. Слабость этого аспекта в том, что невозможно точно определить, когда надо предпринять следующий шаг, или какие ресурсы понадобятся для этого.
Принимая во внимание эти сильные и слабые стороны и опасности. группы многое могут получить от "планирования", составив "карту действий" для интересующей их деятельности, привлекая лучшие мозги, чтобы определить, как эти действия будут развиваться во времени. В разработке этой карты очень полезно сочетать рационально-функциональную информацию с интуицией. Хорошая интуиция часто "смотрит за горизонт" и чувствует общие ситуации, которые еще не проявились, но важны для планирования сегодня. В то же время, качественная рационально-функциональная информация может ответить на многие вопросы, содержать необходимые детали и помочь отличить подлинную интуицию от воображения.
Такая карта - хороший помощник, но плохой учитель. Группа может извлечь большую пользу, пользуясь картой как основой для дискуссии и координации между различными видами деятельности и выверяя ее с изменением условий. Таким образом, можно быстро принимать решения о том. каким путем лучше всего идти, в то же время согласуясь с пониманием группой своей общей цели и работы.
Экспериментирование
Перейдем к "экспериментированию". Для многих людей возможность действовать спонтанно и "подвергать вещи испытанию" - одна из наибольших радостей в жизни. Устойчивое развитие общины включает в себя много новизны и нуждается в людях, любящих экспериментировать. Однако, оно же включает в себя процессы, требующие большого количества времени, энергии и денег. Поэтому последствия какого-либо "эксперимента" могут проявиться спустя время, и расплата за неудачные эксперименты может оказаться очень высокой.
Экспериментирование, особенно спонтанное, непланируемое и бесструктурное, лучше всего работает в ситуациях, где последствия проявляются быстро и плата за неудачи невысока. Хорошая "карта" всей деятельности общины поможет определить, какие действия обладают подобными качествами. МакЛафлин и Дэвидсон в обсуждении этого вопроса отметили: "Некоторые общины решили эту дилемму, одни виды деятельности, такие как собрания, тщательно планируя, и полагаясь на полную спонтанность в других, например. в праздниках. "(Builders of the Dawn, р.75).
Что должно входить в такую "карту"? Хорошо начать с проблемных вопросов: биосистема, среда застройки, экономическая система, управление и объединяющие ценности. Карта даст больший эффект, если будет находиться в наиболее посещаемых местах. Тогда ее можно модифицировать и вносить замечания при изменении ситуации. Это может выглядеть следующим образом:
Хорошо, если составление карты будет достаточно гибкой процедурой, чтобы можно было добавить (или вычеркнуть) новую сферу деятельности при изменении потребностей группы. Указывайте во времени будущие события и необходимые действия и достижения на настоящий момент. (Используйте карту для создания наглядной истории группы). Неплохой способ создать гибкую графическую наглядность - написать о наступающих событиях и необходимых действиях на движущихся кусочках бумаги.
Такая карта поможет вам обратить равное внимание на три фазы развития: разработку, внедрение и поддержание. Для сохранения баланса в группе хорошо поощрять развитие, которое "приходит естественно". особенно в сфере связующих ценностей. К примеру, как только люди заметят, что их взаимоотношения углубляются лишь в совместной работе, отметьте это поощрительным значком на карте.
С помощью карты будет намного легче выделить приоритеты и решить, какие следующие шаги нужно предпринять, какие создать группы или комитеты.