Солдиерс Гров (Soldiers Grove).
Адрес: Soldiers Grove, Wl, 54655
Телефон: 608/624-5209
Расположение: 43*21 ' с.ш., 90*41 ' з.д.(Kickapoo Valley, Wisconsin).
Количество жителей: 622 человека (1980 г.)
Начало проекта: 1978 г.
Координатор: Управление развития общины; 1 РО Box 121; Soldiers Groove, Wl 54655
Членство: открытое.
Подготовлено Дьюаной Фикельсен на основе городской документации.
"Солдиерс Гров" заслуживает внимания как обычный небольшой городок, превращенный в город на солнечной энергии.
Краткий обзор
"Солдирс Гров" строился вокруг водяной мельницы на реке Кикапу в Висконсине. Город раскинулся на затопляемой равнине и за 60 лет 6 раз страдал от сильных наводнений. Построенная в 1968 году временная дамба была прорвана мощным наводнением в выходной день 4 июля 1978 года. И тогда деловой центр и некоторые жители были переселены на возвышенность. Это перемещение позволило продемонстрировать преимущество использования солнечной энергии для местного отопления.
Проект был первоначально разработан на местном уровне, но его результатом явилось значительное обновление всего города. Очень важен психологический эффект, выразившийся в превращении горожан из жертв наводнения в людей, определяющих будущее общества. Энергосберегающие технологии и множество пассивных и активных систем нагрева воздуха и воды солнечной энергией в жилых и промышленных зданиях привлекают много посетителей.
Объединяющие ценности
Причиной появления проекта было стремление избежать дальнейшего ущерба, наносимого наводнениями деловому центру города. Однако перенос коммерческого строительства предоставил городу возможность доказать, что технология использования солнечной энергии позволяет сократить расходы на отопление и одновременно служит средством привлечения посетителей.
Общественные структуры/руководство /Принятие решений
Инженерный Корпус армии США в своем проекте 1974 года предложил для защиты города применить плотину с дамбой и отверг перенос зданий как "неприемлемый с социальной точки зрения". Однако местные бизнесмены, жители и большинство членов муниципалитета подписали петицию с просьбой рассмотреть этот вариант. Новая информация, полученная в 1975 году, свидетельствовала, что плотина с дамбой могут повредить некоторым районам, где растут редкие растения, и усилить загрязнение воды; поэтому корпус прекратил работу над этим проектом. Наводнение 1978 года окончательно доказало, что изменение расположения города - наилучший вариант решения проблемы.
Стартовая субсидия от федерального Управления Всеобщей занятости и Образования помогла начать разработку предварительного проекта изменения расположения. Со временем некоторые агентства добились федерального государственного фондирования для осуществления проекта. С учетом крупных и все возрастающих счетов за отопление и кондиционирование, предъявляемых бизнесменам в старых зданиях, проектом была предусмотрена максимальная экономия энергии,
Энергия/Вода/Отходы
Декрет о зонировании, принятый в 1979 году, устанавливает правила применения солнечной энергии и регламентирует меры по экономии энергии. Согласно ему, солнечная энергия должна удовлетворять не менее, чем 50% энергопотребления для отопления новых домов. Декрет направлен, скорее, на соблюдение стандартов, чем на строительство с учетом местных особенностей, и поэтому допускает широкий диапазон технических решений. Благодаря этому, "Солдирс Гров" стал первым в США городом, где регламентируется сохранение энергии и использование солнечна энергии в зданиях,
В городе также поощряется использование баллонов с газом в качестве дополнительного источника энергии, что делает возможным в будущем переход к применению био-газа от расположенным поблизости ферм и отработанных сточных вод с заводов. Снабжение водой до сих пор осуществлялось от колодца, который находился в затопляемой зоне и мог быть заражен во врем наводнений. Новый колодец вместе с резервуаром большей величины расположен вне зоны затопления.
Архитектура
В конструкциях коммерческих зданий и жилых домов применено много различных пассивных и активных систем отопления с использованием солнечной энергии. Многие используют солнечные батареи, расположенные на крыше. Старая затопляемая долина превращена в парк с широкими возможностями для отдыха как жителей города, так и туристов
Экономика
"Солдирс Гров" - маленький город (число жителей в 1949 год) достигла максимума в 778 человек и после этого стало уменьшаться) и большинство его жителей не работает или относится к малообеспеченным (32% проживающих в городе семей в 1975 год) имели годовой доход менее, чем 3000 долларов).
Изменение расположения позволило модернизировать городскую промышленность и передвинуть промышленные районы 1 направлении шоссе, которое уже было передвинуто, что облегчило доступ к ним. Дух обновления заставил владельцев других зданий модернизировать собственность, а также способствовал развитию новых предприятий и увеличению числа постоянных рабочих мест. При этом значительно возросла сумма получаемых налогов.
Расширение сети служб водоснабжения и канализации, обслуживающих новые промышленные районы, способствовало развитию жилищного строительства вдоль магистралей водоснабжения и канализации.
Расходы на изменение расположения составили свыше 6 миллионов долларов. Примерно половина этой суммы была субсидирована федеральными и государственными агентствами.
Культурная жизнь
Как показательный район применения солнечной энергии город привлекает много посетителей. С учетом этого, в городе предусмотрены всевозможные удобства для туристов: кемпинги и устройство пикников, старая деревенская гостиница и сверхсовременная фабрика по производству сыров с оптимальным энергопотреблением.
Достижения/Проблемы
Важным следствием проекта было психологическое обновление, когда жители города из жертв наводнений превратились в людей, активно развивающих свое сообщество и доказывающих, что участив на низшем уровне может принести значительные результаты. Наблюдать этот процесс обновления другим общинам гораздо важнее, чем узнавать о действительных решениях, принятых здесь. Главная трудность города по-прежнему связана с экономикой. Даже после всех внесенных улучшений город продолжает бороться за стабилизацию экономики, что объясняется его расположением в экономически отсталом сельском районе.
Скандинавские Эко-общины.
По материалам Торбьен Лахти (Швеция) и К.Г.Хойер (Норвегия).
Этот очерк описывает отношение местных органов управления к развитию устойчивых поселений.
Общие сведения 1
Концепция эко-общин 'зародилась в 1980 году в финском графстве Суомуссалми и с тех пор получила развитие и распространение в соседних скандинавских странах. В 1983 году эта концепция была принята в шведском муниципалитете Овертонса, который с этого момента стал называть себя "Шведская эко-община". Приобретенный этой общиной опыт описывается в книге "Экологическое общество будущего". В обоих случаях идея эко-общины служила стратегией борьбы провинциальных сообществ против централизации и уменьшения населения.
Норвегия ;
В Норвегии 10 муниципалитетов называют себя эко-общинами; они сформировали специальную организацию - Норвежский Форум Эко-общин. Членство в этой организации обязывает каждую общину твердо придеживаться главных направлений программы. Если община нарушает ее, например, предпринимая действия, явно не способствующие целям "местного стабильного развития", она может быть исключена из организации. Программа ориентирована на закладывание экологической основы в муниципальное планирование. Она базируется на инициативе снизу, в которую входит стремление координировать местную демократию и местный энтузиазм с целыю обеспечения местного устойчивого развития. Это содействует как политическому согласию в обществе, так и положительному процессу развития. Конкретно это проявляется в тесной связи между традиционным сохранением окружающей среды и планами работы по созданию рабочих мест, которая может быть названа "стабильное хозяйственное развитие". Программа эко-общин включает также ориентацию на остальную Европу и страны Третьего Мира. Так, предпринимается связать местную ситуацию и мировые вопросы окружающей среды посредством организации подобных общин в странах Третьего Мира. В течение 1990 года муниципалитеты участвовали в программе предварительного изучения вопроса с целью разработать интернациональный руководящий план развития стратегий разумного муниципального развития". Эта цель состоит из ряда более узких целей:
- Уяснить, что такое разумное стабильное муниципальное развитие.
- Выяснить, в какой степени муниципалитет может способствовать самому процессу разумного развития.
- Показать, как муниципалитет может стимулировать разумное развитие.
Важная программа исследований, принятая в Норвегии сроком на 4 года ( 1988-91 ), называется NAMIT (принципы развития городов, согласованных с окружающей средой). Ее главная цель - показать на примерах, как большие и малые города Норвегии могут развиваться более стабильно, и особенно, как они могут быть преобразованы с целью их соответствия основным принципам Доклада Всемирной Комиссии по Окружающей Среде и Развитию (1987 г.). В программе оцениваются альтернативные принципы развития городов с целью определить, насколько они соответствуют следующим целям:
- Свести к минимуму потребление энергии и вредные выбросы в государственном и всемирном масштабе.
- Беречь биологические ресурсы.
- Приносить экономическую пользу обществу.
- Снижать местный уровень шума и загрязнения.
- Обеспечивать хорошие возможности жизни вне дома и отдыха.
- Сохранять ландшафтные и культурные ценности.
- Вносить свой вклад в достижение общественных целей и повышения благосостояния общества.
Главное достоинство программы состоит в том, что она показывает, насколько указанные принципы соответствуют всем этим целям, а не только одной или нескольким из них. Поэтому одна из задач программы - определить, в какой степени и каким образом новые принципы развития городов могут служить этим целям в свете общей перспективы, связанной с окружающей средой. Программа охватывает три параллельные ветви исследования, находящиеся в 1) Хортен/Борре (небольшой город в Норвегии), 2) Мальвик/Трондхейме (окрестности крупного города в Норвегии) и 3) Согнадале (небольшой районный центр). Перспективы и методы их совпадают. Это значит, что результаты всех трех могут быть суммированы. В каждой из них существует группа совместных научных исследований. Вместе они охватывают широкий спектр исследований.
Дания
В Дании министерство Окружающей среды приступило к разработке проекта, названного "Зеленые округа", включающего 9 округов, которых концепция проекта имела много общего с идеей эко-общины В течение 1989 года была подготовлена программа предварительного изучения вопроса, которая переросла в двухлетний руководящий! план; его осуществление начато в 1990 году.
Основная цель проекта формулируется следующим образом "убедить местную общественность открыть дорогу экологически и экономически рациональному развитию и собирать и использовать приобретаемый при этом опыт".
Более узкие цели:
- утвердить конкретные действия, связанные с вопросам» окружающей среды;
- выявить возможные официальные трудности;
- найти примеры проблем окружающей среды, которые могут быть решены новыми и более эффективными превентивными методами, например, на месте их возникновения или на рабочих местах и т.д.
- повысить личный уровень сознания и ответственности за окружающую среду.
В проекте Дании основной упор также делается на инициативу. В каждом "зеленом" округе или муниципалитете руководству следует начать и поддерживать организацию "групп зеленой программы". Эти группы создадут действующую основу для работы над проектом, базирующимся на следующих положениях:
"Группы зеленого проекта - основа зеленого округа. Они выполняют и оценивают программы, которые сами сформулировали согласно принципам общей программы зеленых округов.
Группы объединяются на широкой основе и могут состоять из местных граждан, групп горожан, групп местных активистов, организаций, общественных авторитетов и консультативных советов.
Фактический состав группы определяется местными участниками программы и зависит от индивидуального характера и целей программы.
Группа, в принципе, должна обладать как можно большей самостоятельностью (самоопределение, децентрализация).
Швеция
Здесь та же идея эко-сообщества подхвачена и захватывает все большее число муниципалитетов.
11 шведских муниципалитетов решили принять участие в предварительном изучении проекта "эко-сообществ", начатом делегацией сельских поселков. Четверо из этих поселков расположены по соседству в округе Оребро и участвуют в проекте в качестве так называемого "эко-региона". Цель предварительного изучения состоит в том, чтобы:
- получить практическое, прикладное определение концепции эко-сообщества, ориентированное на местные условия участвующих в проекте муниципалитетов:
- составить программу действий участвующих в проекте сообществ, указывающую им путь превращения в эко-сообщество;
- пропагандировать и развивать в пределах сообществ философию, лежащую в основе программы, и таким образом способствовать их эко-развитию;
- сформулировать программу, по которой может развиваться кооперация между шведскими эко-сообществами после завершения проекта.
"Мягкое начало" проекта было положено осенью 1990 года, когда сообщества объединили в единое целое свои собственные программы, и теперь проект будет действовать до января 1992 г.
В Шведском проекте также акцентируется местная инициатива. Проектом руководят сами муниципалитеты. Они развивают и финансируют свои собственные программы в рамках общей философии. Объединенные обсуждения и семинары предполагается проводить каждый квартал. Параллельные направления в других скандинавских странах привели к образованию Скандинавской кооперации в сфере эко-сообществ.