Важность приверженности своим взглядам

Мы должны провести четкое разграничение между эклектизмом* (*Эклектизм (греч ) — отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях) и недостатком приверженности собственным принципам. Иногда люди не хотят ничему следовать и не испытывают никакого желания работать над собой. Чтобы избежать рассуждений на подобные неприятные темы, они называют себя «эклектиками». В выходные дни они ходят в церковь, а по понедельникам на занятия йогой. Вторник у них зарезервирован для занятий тантрой, по средам они изучают Библию, а в четверг проходят процедуры по цветотерапии. Каждый день они занимаются чем-то новым, а каждую неделю их ожидают некий новый опыт, новые интересы и переживания.

В конце месяца, испытывая полное изнеможение от постоянной перемены одного на другое, они переходят к следующей серии занятий, на сей раз посвященных освоению техники преодоления стресса. На каком-то этапе, устав менять, как перчатки, различные религиозные системы и духовные пути, такие люди вырабатывают стойкое убеждение, что «все эти божественные штуки не срабатывают». Ведь им не удалось испытать ничего действительно серьезного! Тогда они решают все свои силы отдать бизнесу, по крайней мере это занятие приносит быстрый и непосредственно осязаемый результат.

Такова печальная картина. От каждого конкретного человека зависит, удастся ли ему найти действенные наставления и решиться сделать первый шаг, но мы не должны забывать, что за все приходится платить. На материальном уровне при покупке нам приходится платить деньги или обменивать что-то на равнозначный товар. Если мы хотим научиться какой-либо профессий достижение конечной цели потребует от нас затрат и энергии и времени, необходимых для качественного обучения. Что касается достижения духовной цели, то нас потребуются приверженность и верность своим принципам. Нам следует сохранять концентрацию,— не предавать и не пренебрегать нашими традиционными взглядами. Более того, мы должны стремиться к определенному отождествлению — не поверхностному, на уровне внешних отличий, а связанному с универсальными наставлениями. Иначе мы станем «перекати-полем», практикуя психические техники, не способные дать сколько-нибудь стабильного фундамента в духовной жизни. Мы должны быть предельно честными с самими собой и попытаться понять, насколько серьезно наше стремление идти по пути духовного развития.

Сталкиваясь с новой религиозной системой, мы должны задать себе три простых вопроса:

1) Что предполагает достижение совершенства в следовании этой практике?

Получив ответ, вы уже сможете решить для себя, следует ли вам проявлять дальнейшую заинтересованность.

2) Каковы средства достижения цели ?

Ответ на него позволит вам определить для себя, готовы ли вы заплатить указанную цену за достижение этой цели.

3) Кто смог достичь этой цели, и как они проживают свою жизнь? Вам следует убедиться, что жизнь этих людей действительно настроена на достижение поставленной цели.

Если полученные ответы устраивают нас, то ничто немешает нам попробовать. Если же нет, тогда следует воздержаться.

В современном обществе преобладает тенденция поверхностного отношения к приверженности собственным обещаниям и взглядам. Это серьезнейшая проблема. Люди боятся ошибиться, поэтому они предпочитают сохранять за собой право в любой момент отказаться от обещанного. В случае с духовной практикой подобное поведение превращается в поверхностное отношение к религии: соблюдение некоторых принципов, оценка их воздействия на личность, спекулятивные выводы, эксперименты и многое другое, но только не внимательное изучение и практика, способные принести реальные результаты. Люди должны стать серьезнее и реалистичнее для обретения необходимой в эти бурные времена стабильности. Теоретизирование, измышления и бесконечные внутренние противоречия о конечном итоге приводят лишь к разочарованию. Мы нуждаемся в практическом применении целостной схемы поведения, способной улучшить качество нашей жизни, а также помочь всем тем, кто нас окружает.

Мы не можем позволить себе тратить впустую столь ценную энергию, заявляя: «Хорошо, я поговорю с ним об этом в следующий раз» и снова приступить к своим делам, как будто ничего не произошло. А следовало бы сказать: «Этот человек поделился со мной чем-то очень важным. Мне хотелось бы попробовать, чтобы выяснить, как все это работает». Затем мы должны попытаться применить эти рекомендации в своей повседневной жизни и посмотреть, что из этого получится. Укрепилось ли в нас желание служить Богу, помогать другим и переживать восхитительное чувство любви, которым Господь делится с каждым из нас? Или же ми стали ленивыми людьми, возвратившись к своим старым привычкам?

Чистота — это сила

Чистота является универсальным решением многочисленных проблем, ибо обеспечивает идеальное сосредоточение на духовной практике. Мы не должны забывать, что неусыпная бдительность — крайне необходимое качество в этом оскверненном мире, где ничто не может считаться чистым по определению. Как говорится в Библии и других писаниях, Сатана не может причинить нам вред до тех пор, пока мы не ослабеваем, поддаваясь искушениям, окружающим нас, словно бесчисленные инфекции и болезнетворные бактерии. В любом случае, лишь наша собственная слабость может позволить внешним силам причинить нам вред и посеять хаос.

Призывая имена Бога

На данном этапе исторического развития человечества мы находимся в жесткой осаде. На что мы способны во времена отчаяния, когда все внутренние резервы истощены? Мы можем призвать имена Бога. Повторение святых имен во все времена и при любых обстоятельствах считается благоприятной практикой.

В Коране (17.110) говорится: «Призови Аллаха или призови Всеблагого Бога, к какому бы Его имени ты ни обратился, все они наилучшие». Б Коране также утверждается, что в связи с тем, что все самые прекрасные имена относятся к Богу, мы должны обращаться к Нему этими именами. Зороастр напоминает нам о важностиповторения святых имен, так жекак говорят об этом Бахаи, утверждающие, что имена Бога несут в себенаиболее могущественную звуковую вибрацию. Более того, в «Бхагавад-гите» (10.26) Кришна обращается к Арджуне со словами «Из жертвоприношений, Я — повторение имен Бога».

Этот акцент на повторение имен Бога характерен не только для восточной традиции. «Книга Мормоны» наставляет нас призывать имя Бога утром, в обед и вечером. Библия (Римлянам 10:1) говорит, что всякий призывающий имя Божие спасется. В «Псалмах» (113:3) говорится, что с восхода до заката солнца мы должны восхвалять Бога. Здесь не говорится о времени когда нам нечего положить в холодильник, когда нам вдруг захотелось повышения зарплаты или же мы решили, что не можем обойтись без машины. Мы должны постоянно быть обращены лицом к Богу.

Даже в нашей повседневной жизни мы зачастую пытаемся привлечь чье-либо внимание, называя человека по имени. Например, стоит нам увидеть знакомого пытающегося остаться незамеченным, и воскликнуть «Женька, подожди минутку!» — и мы уже привлекли его внимание. Мы можем заметить слоняющегося без дела и отлынивающею от работы служащего нашего предприятия, который постоянно спит на рабочем месте. Если мы потеряем терпение, наблюдая за его ужасным поведением. мы можем назвать его по имени и сказать: «Проснись! Ты беспробудно спишь целую неделю подряд! Ты и так просыпаешь жизнь за жизнью, очнись хоть сейчас!»

Повторение святых имен обладает необычайным могуществом при следовании индивидуальной практике, но повторение их в обществе других преданных Господа приносит еще более сильный эффект. Когда мы в унисон с другими преданными призываем имя Бога, наш призыв многократно усиливается. Это еще раз демонстрирует важность общения и разнообразной совместном деятельности, направленной на усовершенствование нашей духовной жизни и связи с высшей реальностью.

Преданность

Преданность необходима для развития и поддержания чистоты. Благодаря преданности мы учимся побеждать эго, материальные желания, продолжая служить всему миру. Когда мы преданы чему-то большему, возвышенному и превосходящему нас, наши мотивы не будут окрашены личной заинтересованностью, чувством соперничества и жадности. Вот почему духовный воин должен постоянно отслеживать свой уровень преданности. Когда мы посвящаем всего себя служению Господу, Вас неминуемо ожидает ответное чувство Господа, выраженное в увеличении нашей способности служить Ему. Если мы искренне преданы Господу и излучаем преданность для других, то сможем создать вокруг себя активную среду, способную помочь множеству людей раскрыть истинный смысл жизни.

Здоровье и лечение

Духовные воины должны внимательно относиться здоровью и различным методам лечения. Не уделяя слишком пристального внимания телу, мы должны любить заботиться о нем, воспринимая его как инструмент служения другим людям. Прежде чем выбрать метод оздоровления организма, мы должны выяснить, что считать здоровым образом жизни, определив для себя, что не согласны на меньшее, чем пышущий здоровьем организм. В наше время неосмотрительно ходить по лезвию бритвы, потому что нам постоянно угрожают всевозможные опасности. Вступая в новое тысячелетие, мы даже не представляем, какие заболевания ожидают в будущем все человечество.

Зачастую болезнь напрямую связана с состоянием нашего сознания, что наглядно продемонстрировано исследованиями в области психонейроиммунологии. И все-таки наше сознание легко поддается воздействию всепроницаюшего низшего сознания, многократно усиленного средствами телевидения, музыки и кинематографа. По этой причине многим из нас не удастся выстоять под натиском заболеваний. Лишь сильные люди, основывающиеся на сочетании любви и самодисциплины, обладают реальной возможностью выжить.

В то же время развитое сознание людей XXI века позволяет нам проникать в суть аспекта целостного восприятия мира, а также излучать это состояние на благо всего человечества. Учитывая асе вышесказанное, мы должны постоянно помнить, насколько важно оставаться практичным человеком. Другими словами, пользуйтесь всем, что «срабатывает». Однажды мы поймем, как важно было сделать шаги, направленные не на мимолетное благо, а на благо непреходящее.

Современное общество использует самые разные методы борьбы с болезнью — гомеопатию, Рейки, акупунктуру, рефлексологию, цветотерапию и многое другое. Когда мы говорим о всеобъемлющем подходе, то имеем а виду физический, эмоциональный, умственный и духовный аспекты. Постоянно появляются самые разные новые средства оздоровления, а также усовершенствуются устаревшие методы. Однако не следует забывать, что нет абсолютно универсального метода, способного вылечить всех без исключения. В одной культурной среде эффективными оказываются диеты, а лекарственные препараты, абсолютно бесполезные в другой среде. То же самое относится к различным организмам, неодинаково воспринимающим различные методы лечения.

Целителъство стремится к стимуляции тела на самоизлечение, прилагая необходимые усилия для высвобождения всех сокрытых в организме сил. Стремясь к самоизлечению, важно не забывать о том, какое воздействие оказывает на нас и на другие формы жизни окружающая атмосфера. Действительно, мы должны отмечать все, что делаем сейчас, делали в прошлом и будем делать в будущем. Если предполагаемое лекарственное средство не учитывает все эти аспекты, обладая относительным и преходящим воздействием на организм, лечение вряд ли будет эффективным. Мы должны постоянно стараться давать адекватную оценку своему выбору.

Когда мы говорим о лечении, предусматривающем наше состояние в прошлом, настоящем и будущем, мы подразумеваем лечение, учитывающее карму. Анализируя карму человека, следует учитывать принцип целостности. Однако определяя состояние организма и пытаясь излечить его, мы неизбежно столкнемся с затруднениями всякий раз, когда будем игнорировать кармическую составляющую. Если не обращать на этот аспект никакого внимания, то вне зависимости от точности диагностики или опыта врача лекарственные средства не смогут спасти нас.

Карма и лечение

Заболевания всегда носят крайне специфичный личностный характер. Болезнь является кульминацией проявления кармической реакции на поступок, совершенный в прошлой или предыдущей жизни. Конечный результат лечения должен каким-либо образом сказаться на состоянии сознания человека и врача. Вот почему никогда не следует назначать разным людям одинаковый метод лечения. Один пациент может излечиться быстро, второму может потребоваться довольно долгий промежуток времени, а кому-то данный метод вообще не поможет и приведет к смерти. Так проявляет себя вполне реальный кармический фактор. Вселенские законы работают подобно человеческим: следуя закону, мы преуспеваем, противопоставляя себя закону — страдаем.

Болезнь и постоянная суматоха неестественны для человека. Понимая это, мы найдем способ, чтобы вылечиться и прожить сбалансированную жизнь, если прежде всего усвоим, что препятствует жизни таких могущественных, динамичных и любящих существ, как мы с вами.

Позвольте привести несколько примеров. Человек, ступивший на путь преступности, по всей видимости, обусловлен реакцией, тянущейся из предыдущей жизни. Человек, страдающий хроническим заболеванием, скорее всего, также страдает от результатов дурных поступков, совершенных в предыдущей жизни. Как это происходит? Понять это не так трудно. Каждый раз в момент смерти мы оставляем материальное тело, после чего тонкое (астральное) тело переносит душу в другое тело, в другую форму существования, перенося с собой опыт и реакции пребывания в предыдущих жизнях. И эти реакции в конечном итоге проявятся в данном теле.

Развивая внутреннее видение, мы сможем осознать эту науку. У некоторых людей появляется некий особый дар. Некоторые люди могут посмотреть в лицо человека, после чего подробно рассказать о его предыдущей жизни. Так же как некоторые индивидуумы могут воспринимать ауру и видеть признаки заболевания задолго до того, как оно проявится на физическом уровне, другие могут получить информацию о наших предыдущих жизнях.

Помните о цели

Духовные воины должны пытаться искать альтернативные методы лечения, при этом не забывая о цели своей жизни. Самое важное, чего мы ожидаем от лечения,— это сильное здоровое тело, способное к активному служению. Здоровый организм способен противостоять негативному воздействию, бороться с ним и помогать другим обрести высшее сознание своим собственным служением. Если мы просто заботимся о здоровье, вряд ли нам удастся добиться многого. Даже животные могут питаться, спать, совокупляться и защищаться — может ли это кого-то впечатлить? Человек разумный должен стремиться к достижению высшей цели и самоосознанию. Возможность, предоставляемая человеческой формой жизни — это особый дар Бога его мужественным и послушным сыновьям и дочерям. Нам не следует относиться к этому наплевательски.

Мы не должны забывать, что любовь — величайший лекарь. Любовь воодушевляет, любовь придает силы, любовь настраивает нас на ритм жизни. Любовь, а также жизненный опыт сокровенного общения и отчуждения оказывает сильнейшее влияние на наше физическое здоровье. Сила любви настолько велика, что все мы, осознанно или неосознанно, стремимся найти любовь и радость во всем, что мы делаем. К сожалению, у многих людей сформировалось искаженное представление о любви, что становится причиной конфликтов и несчастий в их жизни.

Будучи духовными воинами, мы должны научиться отличать истинную любовь и поступать в соответствии с этим, делясь любовью с другими. Что такое истинная любовь? По сути своей любовь предполагает глубокое понимание собственной природы, а также природы других людей. Настоящая любовь означает установление связи на глубоком, а не поверхностном уровне. Когда мы любим, то способны оценить истинные качества личности, скрывающиеся под завесой поведения, внешнего вида и системы ценностей.

Вопросы и ответы

Вопрос: Недавно я разговаривал со своим близким другом, который сказал мне, что я веду себя с ним по-матерински, постоянно защищая его и контролируя каждый шаг, а также слишком много проповедую. Подруга сказала, что я не способен прощать обиды, нанесенные мне. Та же самая подруга поведала мне, что она сама стремится держать руку на пульсе и не прощает других, что очень мешает ее духовному продвижению. Что вы можете нам посоветовать?

Ответ: Существует определенная разница между стремлением служить и попыткой исправить. Если вы пытаетесь исправить кого-либо, то исходите из того, что этот человек делает что-то не так, при этом себя вы считаете натурой целостной и способной замечать, что именно не так в других. Но ведь это высокомерие, верно? Когда мы чрезмерно набожны, то пытаемся унизить человека. И тем самым делаем только хуже, хотя по идее должны были помочь ему. Однако если мы искрение заинтересованы в служении другим, то сможем взглянуть на ситуацию иначе, избавившись от налета самоуверенности и властолюбия.

Мы можем выразить нашу любовь, спросить, чем мы можем помочь, и продемонстрировать, что ситуация приносит нам такую же сильную боль, как и этому человеку. Затем мы можем попытаться вместе обдумать сложившуюся ситуацию, попытаться найти альтернативы и предложить посильную поддержку в хорошем начинании. Таким образом, решение проблемы будет сопряжено с вашим общим риском, вместо неприятной и столь распространенной схемы «выигрыш-проигрыш», когда выигрываете только вы, а ваш партнер ничего не получает от взаимоотношений с вами.

Очень полезно получать оценку своему поведению со стороны. Так мы сможем узнавать о тех аспектах собственного характера, которые требуют улучшения, ведь зачастую мы очень плохо знаем о своих изъянах или же сознательно пытаемся игнорировать их. Поэтому другие люди помогают нам, указывая на эти недостатки. Даже если позже мы выясним, что ничего подобного в нашем характере все-таки нет, сам факт поднятия этого вопроса другим человеком указывает на некоторую напряженность в отношениях с ним, мешающую ему быть объективным. Если этот человек нам небезразличен, то мы неизбежно захотим решить эту проблему. В любом случае нам придется предпринять некоторые шаги в работе над собой.

Что касается вашей подруги, в поведении которой вы заметили сходство с собственным поведением, было бы довольно интересно проследить, каким образом эти беседы происходят на деле. Люди, которые искренне пытаются помочь нам, помогают себе. Чтобы общаться с другими столь прямым и открытым способом, человек должен обладать мужеством и смирением. Раскрыть кому-либо глаза на неприятную правду всегда считалось признаком истинной заботы, хотя последствия такого поступка зачастую бывают крайне неприятными. В каждом из нас заложена склонность уходить от прямого ответа каждый раз, даже когда нас об этом просят: «Я не хочу быть с ним откровенным. Я как можно дольше буду обходить стороной этот вопрос. Стоит мне сказать, что я на самом деле думою о ней, она станет невыносимой. Почему бы ей не спросить кого-нибудь другого?» Способность говорить честно, открыто, но при этом с чувством сострадания, побуждая человека принять твои слова и попытаться измениться — это признак великой любви и бескорыстия.

Вопрос: Вы призываете нас быть людьми целостными и при этом говорите о проблемах со здоровьем и заболеваниях как явлениях психосоматических. Однако, когда я прихожу на прием к врачу-аллопату*, то слышу совет избегать альтернативных методов лечения. Так что же делать?

*Врач-аллопат (греч. – другой, иной) - врач-негомеопат (Гомеопатия – система лечения в основе которой лежит применение минимальных доз препарата, которые в большом количестве вызывают признаки данной болезни).

Ответ: Эта проблема касается психических и фи­зических заболеваний. Я лишь хочу сказать, что на определенном этапе нашего духовного пути мы должны будем принять решение—во что верить: в лекарство, созданное Богом, или субстанции, созданные человеком, многие из которых на поверку оказываются отнюдь не безвредными. Мы также должны помнить, что традиционная западная медицина, основывающаяся на аллопатическом подходе, вызывает у людей сильнейшее привыкание. Онакакбудто задумывалась для того, чтобы сделать нас зависи­мыми. Когда вы принимаете все эти аллопатические «быстродействующие» препараты, вы нарушаете естест­венную функциональность собственного организма и на­страиваете его на дальнейшее бесконечное лечение, по­тому что зачастую препараты, предназначенные для уничтожения «плохих» бактерий, заодно убивают; и«хорошие», нарушая естественный метаболизм.

Что касается психических заболеваний, то обращение к профессионалам в традиционной медицине может лишь усугубить положение. Мы должны быть крайне осторожны. Если мы уже серьезно практиковали медита­цию во времена увлечения различными метафизическими учениями, то попытка рассказать об этом ортодоксальным психиатрам может привести к полному непониманию ваших переживаний. В результате этого некоторые духовные люди и трансценденталисты могут оказаться в клини­ке, потому, что некоторые их рассказы запросто сходят за диагностические выкладки из учебников по психиатрии.

В наше время крайне необходимы специалисты в области психиатрии, обладающие возвышенным сознанием.

Практикуя принципы духовной жизни на протяжении долгого времени, мы сможем подняться на более высокий уровень сознания. В нашем сознании могут промелькнуть кадры из предыдущей жизни, однако это не должно нас пугать. Вообще-то к ненормальным следует отнести тех, кто считает себя здрявомыслящими в этом безумном мире. Тот, кто пытается быть «нормальным.» в этом «сумасшедшем доме», попал в затруднительное положение, потому что с духовной точки зрения быть «нормальным» равносильно духовному сумасшествию.

Чем дольше вы будете стремиться войти в духовную реальность, тем у вас больше шансов быть услышанным. Если вы упорно двигаетесь к своей цели, Вселенная ответит на ваши духовные искания, но вы не должны предавать своей веры.

Вопрос: Мы уже говорили о том, насколько важно оставаться антиматериалистом в этом материалистическом обществе, при этом не забывая о своей работе, оплате счетов и выполнении повседневных обязанностей. Но как мы должны вести себя на рабочем месте, а именно, как сохранять смирение? Часто, особенно в отношении работы, это качество воспринимается искаженно.

Ответ: Судя по всему, вы имеете в виду, что некоторые ведут себя глупо, пассивно и наивно, называя это смирением. Но Иисус был очень смирен, когда ворвался в синагогу и перевернул столы менял. Он был смирен в том отношении, что был всецело предан Божественной воле, сделав то, что должен был сделать, не задумываясь о себе. Смирение не обязательно означает молчание. Смирение означает правдивость, бесстрашное отстаивание истины, уверенный отказ от желания признания, почитания и выгоды.

В некоторых случаях смирение может предполагать отсутствие всякой активности, но во всем остальном смирение предполагает еще большую активность, чем обычно. Смирение не означает, что мы должны терпеливо сносить трудную ситуацию. Быть смиренным — значит быть правдивым. Например, мы не можем позволить собственному ребенку стать наркоманом. Мы не станем говорить себе: «Мне следует смириться с этим, потому что я замечательный родитель и хочу, чтобы мой ребенок был личностью творческой и способной к самовыражению». Конечно же, это чушь. Это будет крайне глупая, трусливая и безответственная позиция. Смирение не означает лишь терпение.

Для того, чтобы быть смиренным, мы прежде всего должны задаться вопросом: «Что в данной конкретной ситуации будет благом — действие или бездействие?» Если проблема может быть решена напрямую, не следует откладывать этого шага. Смирение предполагает опенку ситуации с целью выяснения то-то, будет ли предполагаемое решение благоприятным для всех окружающих, а не с позиции собственного комфорта и безопасности. Это качество также предполагает принятие необходимых мер, которые основаны на заключении, сделанном после тщательного анализа ситуации.

Духовная жизнь предполагает лишь бескорыстие. Однако бескорыстие должно быть активным, а не наоборот. Мы не должны забывать, что смирение означает откровенность, честность, прямоту и готовность достойно встретить последствия своих поступков, какими бы они ни были. Величайшие духовные учителя и наставники были людьми смиренными именно в этом понимании слова, несмотря на то, что иногда весь мир ополчался против них.

Глава IX

Рекомендации: как поступать ответственно

Постоянность наших действий

Как мы уже говорили при обсуждении вопроса кармы, каждое действие становится причиной соответствующей реакции, которая неизбежно найдет свое воплощение в нашей жизни. Другим важным аспектом этого явления служит факт нашей постоянной активно сти. Даже если мы решим отстраниться от жизни общества и поселиться в горах, нам все разно придется проявлять некоторую активность. Когда мы спим, сознание продолжает функционировать. В «Бхагавад-гите» Арджуна задает вопрос на эту тему, а Господь объясняет ему, что нам следует посвятить все наши действия развитию духовности вместо того, чтобы пытаться избегать деятельности вообще (вместе с последующими реакциями). Если мы будем поступать так, то даже самые незамысловатые наши действия, такие как прием пищи, работа или забота о членах своей семьи, позволят нам возвыситься.

В наше время люди обладают ошибочным представлением о понятии духовности, считая его непрактичным и абстрактным. Естественно, многие из нас испытывают необъяснимый интерес ко всему абстрактному, потому что подобное качество предполагает некоторый налет мистики, но, в конечном итоге, мы отстранили духовность от нашей жизни. Мы обманули сами себя, совершив над собой акт ошибочного хирургического вмешательства, отрезав духовную суть и оставив для себя единственную реальность, на деле оказавшуюся иллюзией. В результате мы даже не догадываемся, что Творец создал нас с тем, чтобы мы во всех своих действиях руководствовались принципами духовности.

Мы не осознаем, что истинная степень нашей духовности заключается в глубине нашего взаимодействия с окружающими нас людьми и другими живыми существами. Мы считаем любовь и духовность сентиментальными чувствами, которые позволяют нам чувствовать себя «хорошо», не требуя от нас следования строгим принципам. Однако не только слово «любовь» воспринимается как действие. Понятие духовности также предполагает активность.

Духовность неотделима от повседневной жизни. Она представляет собой нечто иное, отличное от посещения церкви, храма, мечети и синагоги. Духовность проявляется во всем, что мы делаем каждое мгновение. Приготовление пищи и предложение ее с любовью другим людям также может быть духовным действием. Полив сада, уход за ребенком, массаж пожилого члена семьи, помощь соседям, даже приветствие при встрече с искренней улыбкой на устах, так же, как и молитва о благополучии кого-либо, кроме себя — все эти действия насыщаются духовной энергией, если при этом мы помним о Боге. Действия, выполненные в настроении эгоистического самолюбования, в духе высокомерия, раздутого ощущением собственной важности, или при необходимости достижения материалистических целей, являются негативными.

Если мы воспринимаем все свои поступки с позиции духовного воина, то мы выполним поставленную перед каждым из нас задачу возвышения сознания даже в царящей вокруг нас атмосфере смятения и негатива. Невзирая на особенности своего характера, склонности и способности, каждый из нас несет ответственность за собственные поступки, где бы мы ни находились. Это важно, чтобы суметь изменить фон сознания всей планеты.

Служение и помощь

Служение отличается от помощи. Все души являются равными по своим правам созданиями Господа, несмотря на внешние отличия, проявленные в материальных телах и сознании. Однако наше представление помощи не включает в себя отношения равных. Мы используем имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы, чтобы помочь тем, кто такими ресурсами не обладает, при этом воспринимая их недостатки с позиции более сильного. Иногда в контексте отношений может прослеживаться некий синдром благодетеля: «Я признаю факт твоего существования. Я вижу, что ты ведешь себя некорректно, и готов терпеть твои недостатки, потому что я такой замечательный». Хотя мы можем не произносить этого вслух или даже неосознавать в себе подобного отношения к другим, мы все равно будем стремиться занять превосходящее положение. Люди способны почувствовать подобное неравное к себе отношение и будут сопротивляться ему до тех пор, пока оно не сведет все попытки общения на нет.

Когда мы «исправляем» человека, то исходим из того, что он «неправильный», убеждая себя в необходимости срочного вмешательства. Мы не видим целостности в личности этого человека и не готовы доверять ей. Когда мы «исправляем» или «помогаем» человеку, то можем лишить его большего, чем способны ему дать. Наше поведение предполагает, что эти люди не в состоянии решить проблему собственными силами. Если мы ведем себя подобным бесчеловечным и попирающим достоинство образом, мы вынуждаем человека заменить собственную самооценку и причиняем ему вред, несмотря на самые лучшие побуждения. Чтобы на самом деле помочь человеку, мы должны заботиться не только о том, чтобы совершать определенные поступки, но йотом, чтобы совершать их правильно. Иначе, несмотря на все наши усилия, направленные на исправление сложившейся ситуации, мы можем непреднамеренно стать причиной еще большего конфликта и навлечь несчастья на себя и других. Духовный воин не должен ограничиваться малым, не пытаясь помочь другим. Мы должны стать по-настоящему бескорыстными слугами.

Служение отличается от помощи или исправления. Служение покоится на предпосылке, что жизнь — это священное таинство. Когда мы служим, мы делаем это, сознавая, что принадлежим этой жизни. И. наоборот, когда мы помогаем, то исходим из того, что жизнь ущербна, а когда исправляем,— что она неправильна. В любом случае мы считаем себя стоящими над или в стороне от потока жизни. Когда мы действительно служим, мы всеми силами пытаемся понять суть происходящего. Как только мы поймем, что от нас требуется, прибегнем ко всем доступным ресурсам. Акт служения возможен только между равными и основан на смирении, бескорыстии и любви.

Когда мы служим, мы не стремимся навязывать свое влияние и получить что-либо для себя. Мы делаем вывод из всего нашего опыта, а ощущение целостности в каждом из нас служит целостности в других и во всей жизни. Мы служим с благодарностью за представившуюся возможность, а не с недовольством, способным отравить атмосферу, несмотря на множество благих дел, лишая их смысла. Служение — это непрекращающийся, взаимный процесс общения между людьми, я то время как помощь автоматически предполагает понятие долга: «Ты мне — я тебе». Когда мы помогаем кому-либо, они чувствуют себя должниками, Напротив, служение несет делительную энергию, одаривающую благом обе стороны, и ни о каком долге не может идти речи.

Смиренное служение

Смирение не заставит себя долго ждать, если признать, что мы не можем считать себя выше проблем других людей. На деле мы способны видеть проблемы других только потому, что они есть в нас самих. Понимание подобного рода вынуждает нас согласиться, что у нас недостаточно силы для исправления кого-либо. Наши благие намерения, подкрепленные эгоизмом, на поверку будут не способными достичь желаемого эффекта, пока мы не признаем, что силы, стоящие за этой ситуацией, намного более могущественны, чем мы, а наше предназначение заключается лишь в том, чтобы стать передатчиком и усилителем помощи, уже уготованной человеку Богом и Его представителями.

Однако со временем духовный рост позволяет нам становиться проводниками этой высшей помощи и мы почувствуем в себе желание поделиться благословениями и пониманием с другими. Большую часть времени наши поступки и состояние сознания будут оказывать благоприятное воздействие на всех окружающих без каких-либо усилий с нашей стороны. В других случаях нам все-таки придется проявлять инициативу. Хотя некоторым не понравится то, о чем мы будем говорить, или же это покажется им неинтересным, наш долг состоит в том, чтобы предложить самое лучшее, что у нас есть. Мы должны быть достаточно мужественными, чтобы найти в себе силы поступать на основе собственных убеждений и сострадания и суметь донести свое послание. Знать, что у вас есть нечто, чем вы могли бы поделиться, и не сделать этого — значит поступить эгоистично и низко.

Вы вряд ли сможете помочь мне, если станете поддерживать меня в каком-либо глупом начинании или внушать мне нормальность окружающего меня абсурда. Вы служите мне своим глубоким пониманием и стремлением избавить меня от чувства самодовольства. Бы можете схватить меня за руку или стоять за спиной и подталкивать, когда это необходимо. Это просто здорово, что вы меня понимаете, но если вы не делайте это с любовью, я не могу считать вас настоящим доброжелателем. С другой стороны, если вы вынуждаете меня жить по вашим правилам и даже не пытаетесь понять меня, вы также не можете считаться моим доброжелателем.

Однако вы можете вести меня за собой, обучая на собственном примере успеха и достижений. В таком случае мне намного проще поверить в то, что вы делаете и говорите, потому что я могу непосредственно видеть результаты этой деятельности. Мне не интересно слушать сухую теорию. Я хочу на деле увидеть способы решения проблем, чтобы довериться вам и принять то, что вы мне предлагаете.

Мы искренне хотим найти человека, для которого моя проблема станет его проблемой, что, как ни странно, совершенно точно отражает действительность, потому что люди вокруг нас являются частью окружающей нас реальности. Все взаимосвязано и мы никогда не будем изолированы. Нам недостаточно просто добиваться поставленных целей, расталкивая всех на своем пути, чтобы никто не мешал «творить добро». Мы должны постоянно пытаться помочь другим выполнять их собственные обязанности.

Все мы — вечные слуги Бога и Друг друга. Если вам удастся понять эту истину, мы откроемся для глубинных внутренних переживаний, великих благословений и даже вмешательства Божественной воли. Поступки, основанные лишь на нашем материальном и интеллектуальном опыте, не имеют отношения к духовности. Мы осознаем, что Бог действует через нас только когда жизненные обстоятельства выходят за рамки стандартного понимания и способностей. Позволяя Божественному действовать через нас, мы становимся свидетелями поразительных перемен, на фоне которых блекнут самые смелые наши мечты. Если же мы будем поступать, полагаясь лишь на собственные способности, в лучшем случае результат будет посредственным.

Наши рекомендации