Импульсивность и неумение соблюдать границы
С первого дня жизни бог Гермес проявил себя как ловкий вор и искусный лжец. Конечно, не с первого дня, но достаточно скоро подобные проблемы могут возникнуть и у мальчика-Гермеса. Его дальнейшее развитие в значительной мере зависит от того, научится ли он уважать имущество, чувства и права других людей, а также осознавать последствия своих поступков, – или просто будет брать все, что ему нравится, и делать, что хочет. Мальчику-Гермесу необходимо указать границы дозволенного – какое поведение приемлемо, а какое нет и почему, – чтобы развить у него представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", которые, в свою очередь, будут влиять на его мысли и действия. В противном случае Гермес будет действовать, следуя минутному побуждению, сосредоточивая свой изобретательный ум на способах заполучить то, что он хочет. Однако он способен усвоить необходимые уроки и в зрелом возрасте, если к этому побуждают взаимоотношения, которыми он дорожит, – в этом ему поможет врожденное воображение Гермеса. Для него наиболее естественно использовать этот дар в комплексе с мышлением, однако может он применить его и для развития эмпатии, чтобы понять, почему его негативное поведение расстраивает дорогих ему людей, прочувствовать их эмоции и разобраться, какие границы нужно соблюдать, чтобы не ранить их.
Гермес с антиобщественными склонностями: хитрец
Когда мальчик-Гермес растет в неблагополучной семье, где кто-то из близких ведет себя по отношению к нему импульсивно и агрессивно, ребенок не учится сдерживать себя и отличать добро от зла. Мальчик быстро начинает подхалимничать, воровать, лгать – в общем, привыкает к антиобщественному поведению, и в его психике утверждается антисоциальная психологическая схема поведения.
Затем у него начинаются конфликты с людьми, не одобряющими его поведение или страдающими от его действий. Когда он подрастет, его могут поймать на какой-нибудь противозаконной деятельности, хотя живой ум и владение словом нередко помогают ему избежать неприятностей. Он не использует грубую силу. Как в истории с похищением коров Аполлона, беря то, что ему не принадлежит, этот человек полагается на хитрость. Гермес-хитрец является либо виртуозным мошенником, который втирается в доверие к жертве, а затем обирает ее, либо крайне изобретательным вором, либо самозванцем. Например, описаны случаи, когда мужчины-Гермесы выдавали себя за врачей и довольно долго дурачили персонал больниц, прежде чем их разоблачали.
Однако время от времени какого-нибудь Гермеса-жулика удается поймать. И пребывание в тюрьме дается этому человеку особенно тяжело. Там он оказывается вне своей стихии, с подрезанными крыльями. Ограниченное пространство, однообразие, отсутствие свободы – ему крайне сложно приспособиться ко всему этому.
Вечный юноша – мужчина, который никогда не взрослеет
Мужчине-Гермесу трудно остепениться. Он любит исследовать новые возможности и перспективы. Но эта открытость мешает ему хранить верность определенному делу и дожидаться, пока оно разовьется и созреет. Новая трава всегда зеленее старой, а поэтому он постоянно перепархивает от ситуации к ситуации и от человека к человеку.
Начинания даются ему легко. Благодаря личному обаянию, он легко заводит друзей. Он умеет произвести впечатление на окружающих, легко схватывая суть новой ситуации. Если собственное желание или обстоятельства не заставят его остаться в какой-нибудь ситуации достаточно долго, чтобы изучить что-либо глубоко, все его навыки и знания останутся поверхностными: он – подмастерье всех ремесел, не ставший мастером ни в чем. Эта поверхностность является характерной особенностью "мальчика без возраста" – вечного юноши.
Вечный юноша живет в царстве будущих возможностей, избегая обязательств перед чем-то или кем-то, поскольку боится упустить очередную возможность, которая может встретиться на его пути. Нередко он считает себя бессмертным, думает, что перед ним целая вечность, – а когда осознает, что это не так, уже слишком поздно. Пока другие мужчины занимаются карьерой и создают семью, он перескакивает от одной вещи к другой в поисках приключений, – пока вдруг не осознает, что полжизни прошло без толку и он понемногу стареет. Он долго остается Питером Пэном, живущим в стране Никогда-Никогда. Но вот лет в сорок мужчина смотрит в зеркало, оценивает свою жизнь и осознает, что теперь уже слишком поздно что-либо менять, – и начинается депрессия среднего возраста.
Неспособность к эмоциональной привязанности и близости
Мужчина-Гермес меньше, чем представители других типов, склонен к безумной любви. В его многочисленных половых связях больше стремления к разнообразию и новизне, чем страсти, вследствие чего он одинаково легко завязывает отношения и разрывает их. Если он все-таки влюбится по-настоящему, то может остаться с женщиной достаточно долго, чтобы развились глубокие отношения. Если у него есть стремление иметь домашний очаг, куда можно периодически возвращаться, и он почувствует, что какие-то взаимоотношения дают ему возможность приходить и уходить свободно, он может жениться, и со временем взаимоотношения углубятся. Но привязанность и близость даются Гермесу нелегко. Он слишком занят, чтобы остепениться, слишком много думает о других вещах, чтобы задумываться еще и о взаимоотношениях, – поэтому велика вероятность, что он уйдет от женщины, как только почувствует, что она пытается его привязать.
Психологические проблемы для других
Мужчина-Гермес причиняет боль тем, кто его любит, избегая обязательств, бросая людей и отказываясь взрослеть.
Ускользающий любовник
Мужчина-Гермес способен доставить полюбившей его женщине много огорчений. Типичный Гермес обаятелен, красноречив и убедителен. Он воспринимает сопротивление как вызов и нередко покидает женщину, как только найдет путь в ее сердце и спальню.
Женщине бывает сложно сразу понять, что представляет собой мужчина-Гермес. Она может некоторое время обманываться, поскольку он ловок, красноречив и показывает ей только одну сторону своей многогранной личности. Гермес легко меняет обличья, подчеркивая одни аспекты своей личности и тушуя другие, – в этом он подобен хамелеону.
Его уклончивость и нежелание брать на себя обязательства представляет проблему для женщины, стремящейся к браку и стабильности. Гермес относится к обязательствам как к ненужной обузе, и чем больше женщина зависит от этого мужчины или ожидает, что он станет удовлетворять ее потребности, тем больше вероятность, что он сбежит. Гермесу нравится приходить и уходить, когда заблагорассудится, он предпочитает следовать порыву, а не планировать свои действия заблаговременно и любит сам устанавливать правила игры. С точки зрения многих женщин, Гермес самая настоящая свинья – мужчина, который обманом завлекает свою жертву, убеждает, что она очень важна для него, а затем (до того, как женщина поймет, с кем имеет дело, Гермес сам исчезнет из ее жизни) постоянно подводит ее, не делая то, чего она от него ожидает, и всякий раз приводя убедительные оправдания своего поведения.
Некомпетентный отец
Большинство Гермесов не очень хорошо справляются с родительскими обязанностями. Если этот мужчина непоследователен и не держит своего слова, в душе его детей поселяется недоверие и обида, что негативно сказывается на их взаимоотношениях с другими людьми (особенно на взаимоотношениях его дочери с мужчинами). Если ему не удается удержаться ни на какой работе из-за недисциплинированности и некомпетентности, его дети тоже потом чувствуют себя в мире неуверенно, – в частности, сыновья боятся, что унаследовали бестолковость отца. Чтобы служить положительным примером для детей, а также последовательно и компетентно выполнять свои супружеские обязанности, мужчине-Гермесу нужно перерасти образ вечного юноши.
Пути развития
Согласно мифам, большую роль в судьбе Гермеса сыграли два других бога: его брат Аполлон и отец Зевс. Эти же архетипы очень важны для Гермеса-мужчины. Чтобы эффективно функционировать во внешнем мире, ему необходимо выйти за рамки архетипа Гермеса и развить в себе некоторые черты Зевса и Аполлона. Подобно Аполлону и Зевсу, Гермес функционирует в царстве ума; как и им, ему необходимо обращать особое внимание на эмоциональную и чувственную стороны жизни.
Сказать Гермесу "нет"
Для того чтобы перерасти архетип Гермеса, нужно осознать достоинства и недостатки этого образа. В особенности важно понять, какой негативный потенциал сулят качества хитреца. Такому мужчине необходимо почаще думать, какие последствия для окружающих и для него самого могут повлечь за собой те или иные действия, и научиться говорить "нет" этой стороне своей личности.
Помощь Аполлона
Бог солнца Аполлон видит ясно, его не обманешь. Он немедленно раскусил ложь Гермеса, укравшего его коров. Если мужчина развивает в себе способность Аполлона видеть ясно и мыслить четко, он не позволит внутреннему
Гермесу дурачить себя и других несостоятельными оправданиями своих поступков. Аполлон олицетворяет линейное мышление и способность сосредоточиваться на цели. У него прекрасное чувство времени, он умеет пошагово спланировать работу и добросовестно ее выполнить. Аполлон также склонен следовать этическим принципам и различает добро и зло. Эти качества жизненно необходимы мужчине-Гермесу, если он хочет чего-то достичь в жизни.
К счастью для большинства мужчин-Гермесов, в нашем обществе развитие образа Аполлона в мужчине практически неизбежно – особенно это касается представителей среднего класса в Америке. Образ Аполлона доминирует в нашей культуре. Все важные общественные институты – церковь, школа, скаутские организации – активно работают над развитием в детях соответствующих качеств.
В зрелом возрасте Гермес может и сам понять, что ему необходимо приобрести хотя бы некоторые черты Аполлона, поскольку для того, чтобы добиться успеха в мире, необходимо доводить свои проекты до конца. В его жизни действительно многое изменится к лучшему, когда он осознает необходимость заканчивать начатое, поймет, какие требования предъявляет к человеку мир, и заставит себя отвечать этим требованиям.