Отождествление с другими мужчинами
В культуре, где поощряется отчужденность и соперничество между мужчинами, удивительно уже то, что хотя бы немногие мужчины относятся друг к другу с любовью и доверием. Однако, согласно результатам психологических исследований, это бывает очень и очень редко.
Есть исключения – ситуации, когда мужчины становятся по-настоящему психологически близки. Как правило, это бывает, если они оказываются "в одной лодке" и временно складывается эгалитарная (а не патриархальная) субкультура, состоящая только из мужчин. От мужчин, выходцев из рабочих кварталов, ставших впоследствии профессионалами в какой-нибудь сфере, я нередко слышу воспоминания о золотых временах детства – о неразлучной ватаге мальчишек из их района, когда они могли провести вместе целое лето, почти не расставаясь с утра до вечера. Это было до того, как их начали интересовать девочки и друзья разделились на победителей и неудачников. Позже пути мальчишек разошлись, но этот опыт послужил для них основой представлений о мужской дружбе в более позднем возрасте. Подобным же образом мужчины из высших классов общества, учившиеся в закрытых школах-интернатах, нередко вспоминают о сплоченном братстве однокашников и говорят, что именно там научились по-настоящему дружить. Взаимозависимость на поле боя тоже способствует образованию прочных эмоциональных связей между мужчинами, – об этом рассказывают солдаты срочной службы, принимавшие участие в боевых действиях.
Хотя эти ситуации в чем-то отличаются друг от друга, в каждом случае мужчины или мальчики чувствуют: "нас что-то объединяет". Благодаря общности обстоятельств и интересов каждому члену группы легко отождествлять себя с остальными. Они оказались в ситуации "равенства и братства", что на время нивелировало незримое влияние патриархата, направленное на разделение и построение иерархических взаимоотношений, что ведет к взаимной изоляции людей.
Люк Скайуокер и "его судьба"
Перед кульминационным моментом фильма "Возвращение Джедая" (из цикла "Звездные войны") у Дарта Вэйдера состоялась важная беседа с Императором. Тот сказал: "Молодой Скайуокер станет одним из нас". В последовавшей за этим смертельной битве между Люком Скайуокером и Дартом Вэйдером Люк прошел через искушение страхом, ненавистью и беспощадной яростью, – если бы он поддался этим чувствам, то отождествлял бы себя с агрессором (Император говорил, что Скайуокеру "не избежать этой судьбы"10).
Поскольку Люк сумел противостоять искушению властью и не поддался страху оказаться глупцом, упорствующим в безнадежной ситуации, ему удалось отвратить свою "неизбежную судьбу". Он не сломался, а потому не превратился в бесчувственного человека, отдающего и исполняющего приказы, как его отец. Он не променял любовь на власть, верность друзей – на непререкаемый авторитет и не отказался от своей веры в возможность построения другой системы, хотя ему противостоял, казалось, несокрушимый порядок. Благодаря верности своим идеалам и личной отваге он не стал вторым Дартом Вэйдером и одержал победу.
В патриархальной культуре все мужчины и многие женщины сталкиваются с одним и тем же искушением: отождествить себя с агрессором и присоединиться к нему. В жизни нам то и дело приходится определять для себя, что есть истина, и принимать решения – когда под вопросом оказывается жизнь внутреннего Люка Скайуокера или его женского аналога, принцессы Леи. Жизнь представляет собой бесконечную череду таких моментов выбора. И вы можете решить не уступать и не сдаваться – хранить верность тому, что для вас по-настоящему важно, вопреки любым страхам, пусть даже совершенно обоснованным. Чтобы оставаться верным себе, нужно знать, кто ты есть. С психологической точки зрения, активизированные архетипы помогают человеку обрести связь с тем, что для него важнее всего. Поэтому, зная, какие архетипы оказывают на нас наибольшее влияние, мы можем понять некоторые важные глубоко скрытые грани своей натуры, что позволяет нам твердо отстаивать свои позиции. Это знание дает нам силу.
В следующих главах мы познакомимся с богами, или архетипами, которые живут в каждом мужчине и не чужды также женщинам. Вначале мы встретимся с Зевсом, Посейдоном и Гадесом – архетипами Отца. Главы, посвященные этим богам, составляют вторую часть книги. Затем мы познакомимся с поколением сыновей – Аполлоном, Гермесом, Гефестом, Аресом и Дионисом. Каждый из них представляет определенную личностную модель – либо поощряемую, либо отвергаемую патриархатом в целом и отцом каждого отдельного мужчины.
Часть Вторая
АРХЕТИП ОТЦА: ЗЕВС, ПОСЕЙДОН И ГАДЕС
Зевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражены три аспекта архетипа отца. Они разделили мир между собой, и каждый был полновластным хозяином своего царства. Архетипическое и метафорическое значение каждого бога неразрывно связано с его царством: Зевс и небо, Посейдон и море, Гадес и подземное царство. Зевс владел также и землей, хотя по договору она ему не принадлежала.
Зевс управлял всем. Он был главным богом и обладал личными качествами, свойственными властным отцам, царям, руководителям корпораций, армейским командирам и вообще мужчинам, занимающим высокие посты. Посейдон и Гадес отражают теневые качества Зевса – те аспекты архетипа отца, которые власть имущие мужчины подавляют или игнорируют. Кроме того, конечно же, эти боги представляют отдельные психологические модели.
Биологическое отцовство и архетип отца не связаны между собой. Может быть, прочтя обо всех трех богах-отцах, вы не узнаете своего отца ни в одном из них, поскольку его среди них просто нет. Возможно, он подобен одному из сыновей-олимпийцев, – а каждому из них свойственна своя собственная манера отцовства. Не всеми человеческими семьями правит Зевс, но в каждом патриархальном обществе очень четко проявляется его влияние.
В культуре патриархальных обществ Зевс является главенствующим архетипом и играет значительную роль в психологии мужчин. Как и мир греческой мифологии, психику мужчины можно разделить на такие части: царство сознания и ума, откуда происходит власть, воля и мысль (Зевс); царство эмоций и инстинктов (Посейдон), которое многие люди подавляют, недооценивают, а иногда и вообще вытесняют за пределы сознания; и сумрачное пугающее царство невидимых поведенческих моделей и безличных архетипов (Гадес), куда многие люди получают доступ только в снах.
В отличие от этих трех богов, представляющих собой устойчивые архетипические модели и ограниченных своими владениями, человек обладает потенциальной возможностью доступа во все три царства, – он может сознательно двигаться по этим территориям и включать те или иные их аспекты в свою личность на сознательном уровне.
Обстоятельства рождения этих трех богов-правителей воспроизводятся в жизни многих мужчин. У Зевса, Посейдона и Гадеса был отчужденный отец, чья враждебность к детям обусловлена страхом, что они его свергнут или превзойдут, и беспомощная мать, горевавшая оттого, что не может позаботиться о своих детях и даже защитить их. Многие из нас родились в таких семьях. Более того, какой бы ни была наша семья, мы все живем в условиях патриархата, где больше всего ценится власть, и мужчины, которым удается добиться ее, пользуются особой благосклонностью общества. Это обстоятельство, как мы увидим, играет важную роль в психологии мужчин.
Спиральный путь познания
Главы о Зевсе, Посейдоне и Гадесе имеют спиральную структуру: первый виток – это общее знакомство с богом; следующий виток – описание соответствующей архетипической модели; затем мы говорим о том, как данный бог, или архетип, формирует жизнь человека; потом описываем характерные психологические проблемы, связанные с этим архетипом; и наконец, обсуждаем пути развития мужчины, в котором данный архетип активизирован.
Подобно музыкальному произведению или стихотворению, спиральное построение предполагает наличие некоего стержня, центральной темы, объединяющей все витки спирали. При этом очередной виток оказывается шире предыдущего и в то же время дает читателю более глубокое представление о данном боге-архетипе. С каждым витком мы заново знакомим вас с описываемым богом, и всякий раз его образ становится все более рельефным и многомерным.
Спиральная форма требует работы обоих полушарий нашего мозга: понимание осуществляется левым полушарием при помощи линейного мышления, обрабатывающего информацию через слова и логику; а правое полушарие работает с образами, ощущениями, воспоминаниями и чувствами, которые имеют личную либо коллективную природу, принадлежат времени либо находятся вне его и не подчиняются законам логики. При переходе информации из левого полушария в правое или из правого в левое происходит озарение, и внезапно у нас появляется целостное, многоуровневое знание, оказывающее непосредственное влияние на нашу жизнь.
Глава 3
ЗЕВС, БОГ НЕБА:
царство воли и власти
Вооруженный грозным оружием – молнией, – он был властелином Неба, богом Дождя, повелителем Туч. Он был могущественнее всех остальных богов, вместе взятых.
И все же не был он ни всемогущим, ни всеведущим.
Эдит Гамильтон, "Мифология"
Божественный Зевс во всей своей славе является нам как свет и несет свет и осознание людям. В темном же своем проявлении он выступает как враг жизненной силы, – закостеневший в правилах и законах, сопротивляющийся любым переменам, боящийся любого изменения статус-кво.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
Зевс – главный и самый могущественный из олимпийских богов. Как олимпийский небесный бог, он правил с Олимпа – высокой и далекой горы, чья скалистая вершина нередко скрыта в облаках. Когда братья (Зевс, Посейдон и Гадес) делили мир, Зевсу по жребию досталось небо, Посейдону – море, а Гадесу – подземный мир. Земля и гора Олимп находились в совместном владении, однако Зевсу с неба легче следить за тем, что происходит внизу, поэтому, фактически, он правит и землей.
Небо очень отличается от моря и подземного мира, – как отличаются и характеры богов, управляющих этими сферами. Для того чтобы отправиться в небесные выси, необходимо покинуть землю – утратить связь с привычной и надежной твердью ради обретения более широкого кругозора. С заоблачной высоты мы видим лес, но не различаем отдельные деревья.
Зевс – это бог-громовержец, его символ – молния. И до сегодняшнего дня, когда человек решается пойти против какого-либо патриархального запрета, он "боится, что на его голову обрушатся громы и молнии", а если этого не происходит, вздыхает с облегчением. Будучи подателем дождя, Зевс также обеспечивает растения условиями для роста. Идет ли речь о карах или о какой-либо созидательной деятельности, власть Зевса обычно осуществляется сверху и издалека.
Как и все успешные правители, Зевс был умелым стратегом и владел искусством создания союзов, – что помогло ему справиться с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю другим.
Человек уподобляется Зевсу, когда стремится к власти и положению в обществе – либо ради самой власти над другими, либо для того, чтобы осуществить свои мечты и как-то изменить мир. Царство Зевса – это мир могущественных людей, обладающих политической или экономической властью, – от легендарного короля Артура и исторического римского императора Августа Цезаря и до современных политических лидеров, включая премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тэтчер на собственном примере продемонстрировала, что небесное царствование принадлежит не только мужчинам, но является ориентацией на обретение власти и умение действовать решительно.
Наиболее существенно, с психологической точки зрения, – особенно на фоне царств Посейдона и Гадеса – то, что небо представляет определенную сознательную позицию, точку зрения, ставящую самообладание, рассудок и волю выше всех остальных качеств.
Зевс как бог
Зевс (в римской мифологии – Юпитер) был высшим из греческих олимпийских богов. Это небесный бог-громовержец, правивший Олимпом. Животное, символизирующее Зевса, – орел. Зевса называли Собирателем Туч, Посылающим Попутный Ветер, а также Отцом Богов и Людей (хотя, согласно греческой мифологии, он не является их праотцом; некоторые боги были его братьями и сестрами, и он не создавал и не зачинал человечество). Он наделял царей властью, охранял их права и авторитет, следил за соблюдением законов и наказывал нарушителей.
Зевса изображали в облике властного бородатого мужчины, нередко восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Самая знаменитая его статуя считалась одним из семи чудес света античности. Созданная Фидием из золота и слоновой кости, она стояла в храме Зевса в Олимпии.
Величие – лишь один аспект Зевса. Еще он был известным развратником, чьи амурные похождения служили источником вдохновения для многих поколений художников.
Его имя восходит к индоевропейскому корню дью, что означает светить. Свет и власть – два важнейших его атрибута.
Генеалогия и мифология
Историю рождения Зевса я уже рассказала во второй главе этой книги ("Отцы и сыновья"). Он был самым младшим и последним сыном Кроноса и Реи. До Зевса у этой пары родились еще два сына и три дочери, но все они были проглочены Кроносом.
Рея спасла Зевса, подсунув Кроносу вместо младенца завернутый в пеленки камень. Затем Зевса спрятали в одной из пещер Крита, где его вырастила нимфа (или, согласно другим историям, коза).
Став взрослым, Зевс убедил мудрую Метиду дать Кроносу рвотное средство, чтобы тот изверг из себя братьев и сестер. Затем, объединившись с братьями, Посейдоном и Гадесом, а также заручившись помощью других союзников, Зевс пошел войной на Кроноса и титанов, которые тогда правили миром с Олимпа. Десятилетняя война за власть увенчалась победой Зевса. В этом противостоянии Зевс проявил себя как искусный стратег, умеющий заключать выгодные союзы, ибо победить ему удалось благодаря тому, что он привлек на свою сторону циклопов и сторуких* (которые согласились помогать Зевсу в благодарность за то, что он дал им свободу). Циклопы подарили Зевсу его громы и молнии, а могучие сторукие были незаменимыми воинами, ибо каждый из них метал камни сотней рук.
* Сторукие (гекатонхейры) – в греческой мифологии чудовища, порожденные Геей и Ураном. Их трое – Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из них пятьдесят голов и сотня рук. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, отправлял их в недра Земли. Сторукие – пример объединения олимпийской мощи Зевса и древних стихийных сил ("Мифы народов мира", энциклопедия). – Прим. ред.
Зевс и его супруги
Покончив со своим отцом Кроносом и титанами, Зевс вступает в связи с женскими божествами, нимфами и смертными женщинами. В результате появляется на свет большинство олимпийцев следующего поколения и множество полубогов, получивших от отца божественные качества. Гесиод перечисляет семь официальных браков Зевса. Последней его супругой была Гера. Весь список таков: Метида, Фемида, Эвринома, Деметра, Мнемосина, Лето и Гера. Большинство из этих жен были "старые" богини, то есть им поклонялись до того, как к власти пришел Зевс, – но их народы потерпели поражение от греков, после чего эти божества были подчинены Зевсу.
Первой женой была известная своей мудростью богиня Метида, мать Афины. Второй женой стала титанида Фемида, богиня справедливости и правосудия; она стала матерью мойр, богинь судьбы, а также гор, управляющих временами года и временем. От Эвриномы родились хариты, вносящие в жизнь радость, веселье и изящество. От брака с сестрой-олимпийкой Деметрой родилась Персефона. Мнемосина (память) родила девятерых муз. Шестая жена, Лето, еще одна титанида, дала жизнь близнецам Аполлону и Артемиде.
Зевс и Гера
Олимпийка, дочь Реи и Кроноса, Гера была по рангу равна Зевсу. Зевс вознамерился соблазнить ее и принял облик дрожащего от холода кукушонка. Увидев несчастного птенчика, Гера пожалела его и прижала к груди, чтобы согреть, – в тот же миг Зевс принял свой истинный облик и попытался овладеть Герой. Но она отвергала его домогательства до тех пор, пока Зевс не пообещал на ней жениться. Сыграли свадьбу, и медовый месяц длился три сотни лет, после чего Зевс снова предался разврату. Греческая мифология полна рассказов о его любовных похождениях и о том, как мстила соперницам униженная Гера.
Хотя ныне брак между Герой и Зевсом известен прежде всего как притча об "окончании медового месяца" (с легкой руки Гомера), в Греции Геру очень чтили как богиню брака. Весной проводили ритуал почитания Геры-Девственницы. Летом или осенью – в ритуале священного брака с Зевсом как Подателем Завершения, или Совершенства, – Геру чтили как Завершенную, или Совершенную. Зимой проводился траурный ритуал, посвященный Гере-Вдове (хотя Зевс никогда и не умирал), ежегодно свершающей обряд уединения. Весной образ Геры окунали в водоем, откуда она возвращалась девственницей как Гера-Дева.
Зевс-развратник
У Зевса было не менее двадцати трех романов, в результате которых родилось множество знаменитых потомков, включая двух олимпийских богов: бог-вестник Гермес, чьей матерью была Майя, и экстатический бог вина и виноделия Дионис, чьей матерью была смертная женщина Семела. Согласно Гомеру, Зевс был также отцом Афродиты от морской нимфы Дионы.
Соблазняя смертных женщин, Зевс нередко принимал нечеловеческий облик. Так, оплодотворяя Данаю, он принял вид золотого дождя, в результате чего родился герой Персей; Антиопе он явился в облике сатира; Леде – в облике лебедя; похищая Европу, превратился в белого быка.
Другая женщина и ее потомство всегда становились объектами гнева Геры. Зевсу обычно не удавалось надежно скрыть своих любовниц, даже когда он превратил Ио в корову, а Каллисто – в медведицу. Ему неизменно удавалось спасти потомство, рожденное в результате своих похождений, но женщин он нередко уберечь не мог, и на них обрушивался гнев Геры.
Зевс и Ганимед
Зевс, – как это было принято в греческой культуре, представителем которой он является, – не ограничивал свою чувственность только женщинами. Ганимед, прекрасный троянский юноша, взятый на Олимп, чтобы быть виночерпием Зевса, согласно большинству источников, также был его любовником. Юношу унес из дома то ли ураган, то ли орел Зевса. Затем Зевс отправил Гермеса, чтобы тот утешил отца Ганимеда и передал в качестве компенсации двух прекрасных коней (или, согласно другой версии, золотую виноградную лозу). В Риме Ганимеда также называли Катамитом, откуда произошло английское слово catamite (мальчик на содержании у педераста). Он увековечен в созвездии Водолея как податель воды.
Зевс и его дети
Зевс стал отцом множества детей. Среди его отпрысков были боги, богини и полубоги, родившиеся в результате многочисленных связей Зевса как с богинями, так и со смертными женщинами.
Он был первым из греческих небесных богов, проявлявшим по отношению к своим сыновьям и дочерям заботу, щедрость и доверие. Когда мать Диониса умерла во время беременности, он зашил плод себе в бедро и выносил до срока. Он дал своей дочери Артемиде все, что она просила для выполнения функций богини-охотницы: лук, стрелы, гончих псов и возможность выбрать себе спутников. Он доверил своей другой дочери, Афине, собственные символы власти. Он уладил спор между Аполлоном и Гермесом, твердо настояв на том, чтобы Гермес вернул коров, украденных у своего старшего сводного брата, – что позволило им стать друзьями.
Однако его натуре также свойствен и темный аспект отца-разрушителя. Он выступил либо инициатором инцеста, соблазнившим собственную дочь Персефону, либо позволил Гадесу похитить и изнасиловать ее, не отвечая на крики дочери о помощи, когда Гадес уносил ее прочь. Один из мифов обвиняет Зевса также в хромоте Гефеста: он сбросил сына с Олимпа за то, что тот вступился за мать, – жестокое обращение с ребенком. Еще один сын, Арес, оказался в психологической изоляции, поскольку вызывал у Зевса неприязнь. И (как мы уже говорили выше) боясь, что сын Метиды посягнет на его положение, Зевс проглотил свою жену, чтобы предотвратить рождение ребенка.
Но, независимо от того, как Зевс относился к своим детям, плодовитость этого бога является важной составляющей его натуры.
Зевс как архетип
Место Зевса на вершине, – он наделен властью, авторитетом и правом управлять избранным царством. Мужчины, играющие в реальной жизни роль "горних царей" и преуспевающие в этом деле, подобны Зевсу. Им свойственны те же черты характера и склонности; в основе их личности лежит архетип Зевса.
Зевс как архетип царя
Зевс обладал амбициями и способностями, необходимыми для того, чтобы создать царство и стать царем. Важной движущей силой для этого архетипа является стремление владеть собственной территорией, побуждающее мужчин (и женщин) стремиться к положению Зевса и вести себя соответствующим образом.
Когда доминирующим архетипом является Зевс, потребность в "создании царства" является основной движущей силой в жизни человека. Как минимум, мужчина руководствуется принципом "мой дом – моя крепость" и направляет все силы на приобретение дома и построение семьи. Таким образом, этот архетип обусловливает желание мужчины жениться и завести детей, которые станут его продолжением. Он ожидает от жены умения отлично вести хозяйство и воспитывать детей, тогда как его роль в этих делах сводится к минимуму.
Семья – лишь часть мечты о царстве, которая побуждает такого мужчину к действию. Зевс стремится к авторитету и власти, и он готов рисковать ради достижения этих целей. Он не склонен работать на кого-то и предпочитает быть сам себе хозяином. Если это достаточно дальновидный Зевс, то, начиная свой первый бизнес, он видит в нем только первую ступень долгого восхождения.
Король Артур – воплощение этого архетипа в легендах. Никому не известный рыцарь, он начинал с нуля, но сумел объединить под своим знаменем непрестанно воевавших феодалов своей страны. Сегодня сражения ведутся главным образом за экономические королевства, и архетип царя воплощается в молодых неизвестных предпринимателях, становящихся королями бизнеса, – таких, как Росс Перо, чье предприятие в Техасе выросло в гигант "Electronic Data Systems".
Этот архетип также олицетворяется в "наследных принцах" – мужчинах, которые родились в семьях, обладающих большим весом в обществе и богатством, и, так сказать, унаследовали атрибуты власти. Если мужчина, в ком силен этот архетип, получает власть по наследству, тогда им движет стремление расширить свои владения, приобретая все больше и больше богатства и влияния.
Большой дом и роскошный офис суть проявления этого же архетипа. После того как власть утверждена, необходимо строить Камелот.*
* Дворец короля Артура. – Прим. перев.