Путешественница и путеводительница
В прошлом путешествие было способом оказаться «по ту сторону», уйти в никуда. Богиня Геката была Путеводительницей на ночных дорогах. В наше время женщина-Геката может быть духовным проводником для людей, заблудившихся в сумерках своей души. Она и сама способна постигать совпадения и закономерности своей собственной судьбы, осознанно выбирать тот или иной путь. Иногда путешествия женщины-Гекаты оказываются вполне реальными. Магия часто бывает связана или с дорогой, или с пришлыми «чужаками». За ночлег и еду некоторые женщины до сих пор платят гаданием, исцелением ребенка или советом.
Моя прапрабабка, Прасковья Федоровна Литовченко, была провидицей (она жила в окрестностях г. Бахмут тогдашней Екатеринославской губернии). Впрочем, злые языки говорили, что она за ночь могла на лошади съездить в село, откуда пришли клиенты, расспросить у соседей все, что ей надо, и вернуться обратно. Также она много путешествовала и два раза ходила паломницей в Иерусалим.
МАТРИАРХ
В старости женщины, в которых проявился архетип Гекаты, могут быть весьма колоритными дамами. Они могут характерно ругаться. Их высказывания цитируют, бережно собирают и пересказывают. Это старушки, которые, входя в общественный транспорт и окинув пассажиров цепким взором, точно знают, на чье место с удовольствием усядутся. В былые времена они хватали на улицах детей с пионерскими галстуками и торжественно вручали им тяжелые кошелки, чтобы те дотащили их до дома.
Они могут быть настоящими «матриархами», сосредоточив немыслимую власть над остальными родственниками и твердой рукой управляя своими домочадцами. На закате жизни они не собираются отказываться от всего того, чего достигли. Наоборот, все самое полезное они уже приготовили для путешествия туда...
Идентификация с архетипом Гекаты
Идентификация женщины с архетипом Гекаты — явление жутковатое. Это давление и невнятные угрозы, слежка и попытки удержать (или установить) свою власть, это сверхъестественные доводы и демонстрация оккультных действий. И то, что обычно все это ограничивается семьей, не звучит утешительно, правда? Хотя на самом деле — не только семьей: профессиональные, салонные ведьмы (они могут называть себя магами[293], но это ничего не меняет) так и живут.
В семье бабушка или странная мама могут вечно проводить обряды очищения и требовать, чтобы все домочадцы регулярно ходили облобызать святые мощи (религиозная принадлежность в данном случае совершенно неважна) или соблюдали те или иные веками проверенные обычаи предков. Она может пугать родственников своими предчувствиями или, наоборот, изводить разговорами о плохих соседях и других родственниках; долго и муторно допытываться о несчастьях окружающих («А что, тете Вале правда отрезали ногу?») и обсуждать их со своими престарелыми и не очень приятельницами. Это те женщины, с которыми и вокруг которых что-то случается: они могут долго пытаться что-то выведать у дальних родственников (и соперничающей семейной линии), а те пойдут к гадалке советоваться насчет «энергетического вампиризма», потому что после этих разговоров у них все время ломается что-то из бытовой техники, вянут цветы, болеют попугайчики.
Женщину, идентифицированную с архетипом Гекаты, мы легко обнаружим в магическом салоне. Работать постоянно «магом» или «колдуньей»[294], смею вас уверить, от хорошей жизни, успешной социальной реализации или нормального мужа не пойдешь. Необходимость удовлетворять запросы клиентов, принимать довольно большой поток[295]или ждать тех, кто записался и не пришел, — не только утомительно, но и — могу предположить — разрушает. Магия вообще не любит потребительского к себе отношения... Однако речь не об этом, а об идентифицированных с Гекатой женщинах. Так вот, их в салонах полным-полно, других и быть не может (бывают еще Гекаты с сильным налетом Коры-Пер-сефоны, это такие немного «фейские» дамочки).
Салонная колдунья, с одной стороны, зависима от постоянных клиентов: надо, чтоб они были, да и люди легко «подсаживаются» на такие услуги, ведь колдунья «обещает счастье», успех, для которого не надо почти ничего делать, лишь заплатить. С другой — бульварная чародейка принимает на себя атрибуты и власть богини, ведающей прошлое и будущее и повелевающей смертными. Геката же не из тех богинь, что легко «прощают» подобное. Неумелые оккультные опыты (или некое «зависание» на чем-то даже умелых и опытных магов) могут привести и к сумасшествию, и к смерти. Я знаю такие истории и, честно сказать, они потрясающе, символически узнаваемы — как много нитей, сплетающихся в некий паутинчатый узор. Когда же от избытка подобных опытов[296]внезапно умирает клиент, колдунья способна сказать вдове «Не волнуйся, я уже переправила его через Стикс...»
Таков мир идентификации с Гекатой: женщина получает от окружающих ореол богини и часть ее власти. Как и при любой идентификации, это не дает возможности радоваться жизни в разных ее проявлениях. А к подобной негативной проекции еще прилагаются страх и неприязнь окружающих.
Путь развития
Мифология не сохранила практически никаких сюжетных историй, связанных с именем богини Гекаты. Их даже еще меньше, чем рассказов о Гестии. (Хотя в культе влияние богини было несомненно велико.) Поэтому нам будет сложно опираться на мифологию для обнаружения пути Гекаты. Завораживает и то, что сама богиня была божеством трех дорог. Может быть, у этого архетипа три пути развития?
Попробуем разобраться в целом, особенно себя не обнадеживая. Архетип Гекаты в достаточной мере проявляется довольно поздно, в зрелом возрасте. Для этого необходимы взгляд со стороны (по аналогии позиции «из зеркала» в психодраме или «мета-позиции» в НЛП) на происходящую жизнь и непрямое участие в событиях реальности. Это возможно либо при принятии на себя роли ведуньи (или иногда врача, сотрудника милиции или даже спецслужб[297]) уже с молодых лет, либо естественным и бытовым путем в зрелом и пожилом возрасте, когда многое уже не только отцвело, но и отплодоносило, а пчелки и птички разлетелись. Поэтому с данной точки зрения важно лишь не идентифицировать себя с архетипом, не принимать на себя функций богини (или Господа Бога), не считать себя истиной в последней инстанции. Кстати, использование власти, данной архетипом Гекаты, в своих целях будет говорить нам о вмешательстве и интересах другого архетипа. У Гекаты нет других целей кроме власти как таковой.
При пробуждении архетипа Гекаты в юном и достаточно молодом возрасте мы обратим внимание на важный (возможно, осознанный) переход от развитого архетипа Коры-Персефоны к архетипу Гекаты. Геката дает уход в Подземный мир и возращение обратно как инструмент для выполнения каких-то личностных задач. Затем оказывается важным само умение ходить разными путями. Возможно, молодая женщина-Геката встретит на этих дорогах и Афину с Артемидой, и Гестию, и Деметру, и Афродиту с Герой…
Успехов нам всем!
Библиография
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В.Г. Борухович. М.: Ладомир, Наука, 1993.
2. Апулей. Метаморфозы / Пер. М.А. Кузмина // Апулей. Апология или речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. М.: Наука, 1993.
3. Аретино П. Рассуждения Нанны и Антонии под фиговым деревом, в Риме, которые ради своей забавы и в поучение женщинам трех состояний сочинил божественный Аретино / Пер. с итал. С. Бушуевой. СПб.: Инапресс, 1995.
4. Астарта. Вып. 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. СПб., 1999.
5. Ахматова А.А. Десятые годы: в 5 кн. М.: Издательство МПИ, 1989.
6. Боровой К. Двенадцать самых успешных. М.: Вагриус, 2003.
7. Брюсов В.Я. Стихотворения. Минск: Госучпедгиз БССР, 1955.
8. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
9. де Виллар, Монкофор. Граф де Габалис, или разговоры о тайных науках / Пер. с франц. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996.
10. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССМЭН), 2002.
11. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича, В. Жуковского. М.: ЭКСМО, 2003.
12. Грейвс Р. Мифы Дневней Греции / Пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1999, тт. 1-2.
13. Гулик, Роберт ван. Искусство секса в Древнем Китае / Пер. с англ. Н.Г. Касьяновой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
14. Джонсон Р.А. Мы: Источник и предназначение романтической любви / Пер с англ. В. Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998.
15. Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии / Пер. В. Мершавки. М., Харьков, 1996.
16. Джонсон Р.А. Она: Глубинные аспекты женской психологии / Пер. В. Мершавки. М.: ИОИ, 1997.
17. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель СВ. Пахомова; Послесловие Ф.Х. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2000.
18. Ефимкина Р. Три инициации в «женских» волшебных сказках // Российский гештальт, вып. 4. М.; Новосибирск, 2003, ее. 18-37.
19. Ингерман С. Возвращение души: Восстановление разбитого на части «Я» / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: София, 2001.
20. Исландские саги / Под ред. М.Н. Стеблин-Каменского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.
21. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
22. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб: Петербургское Востоковедение, 2001.
23. Книга оракулов: Пророчества пифий и сивилл / Пер. А. Шапошникова. М.: ЭКСМО, 2002.
24. Коптев A. «Fornicator immensus — о “гареме” киевского князя Владимира Святославича» // Russian history/Histoire russe, vol. 31, no. 1-2, 2004, pp. 1-37.
25. Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
26. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996.
27. Лосев А.Ф. Афродита // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980.
28. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. М.: Советская Энциклопедия, 1980.
29. Михайлова Е.Л. «Я у себя одна», или Веретено Василисы. М.: Независимая фирма «Класс», 2003.
30. Моз Ллойд де. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, с. 84.
31. Нильссон. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 2003.
32. Норфолк Л. Словарь Ламприера / Пер. с англ. А. Блейз. М.: ЭКСМО; СПб: Домино, 2003.
33. Пратчетт Т. Вещие сестрички / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
34. Пратчетт Т. Дамы и Господа / Пер. с англ. Н. Берденникова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
35. Пратчетт Т. Мрачный Жнец: Фантастический роман / Пер. с англ. Н. Берденникова. М.: ЭКСМО, 2005.
36. Раундберг М. Алистер Кроули и учебник Таро / Пер. с англ. Д. Кронтулайтиса. М.: Конек, Латард, 1998.
37. Риман Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. Изд. 3-е. М.: Алетейа, 2000.
38. Робски О. Casual. M.: Росмэн, 2005.
39. Семейные узы: модели для сборки. В 2 тт. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
40. фон Франц М.-Л. Алхимия: Введение в символизм и психологию / Пер. с англ. Ю.М. Донца. СПб.: Б.С.К., 1997.
41. Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
42. Ходасевич В. «Некрополь» и другие воспоминания. М.: Мир искусства, 1992.
43. Хоффман Э. Настоящее волшебство / Пер. А. Блейз. М.: София, 2005.
44. Шелли П. Б. Избранное. М.: ТЕРРА, 1998.
45. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / Пер. А.А. Васильевой. М.: Ладомир, 2001.
46. Эредиа Ж. М. де. Трофеи. М.: Наука, 1973. (Литературные памятники.)
47. Эстес К.П. Бегущая с волками / Пер. Т. Науменко. М.: София, 2000.
48. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.
49. Jean Shinoda Bolen. Goddesses in Everywomen: A New Psychology of Women. N.Y.: Harper & Row, 1984.
50. Jennifer Barker Woolger, Roger J. Woolger. The Goddess within: A Guide to the Eternal Myths that shape Women's Lives. N. Y. Columbine Trade, 1989.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Он говорил об архетипе Водана, германского бога вдохновения, безумия и битвы, и об одержимости Адольфа Гитлера этим архетипом.
[2]Jean Shinoda Bolen. Goddesses in Evcrywomen: A New Psychology of Women. N.Y., Harper & Row, 1984; Kris Waldherr. Embracing the Goddess Within: A Creative Guide for Women. N.Y., Beyond Words Publishing, 1997; Jennifer Barker Woolger, Roger J. Woolger. The Goddess within: A Guide to the Eternal Myths that shape Women's Lives. N.Y., Columbine Trade, 1989.
[3]Это не относится к монотеистическим религиям, в которых божество выполняет в основном функции родителя по отношению к своим детям. Исключение представляет фигура Иисуса Христа, которая дает возможность идентификации с Сыном (или его главенствующего влияния в Анимусе).
[4]Эстес К.П. Бегущая с волками / Пер. Т. Науменко. М.: София, 2000, с. 279.
[5]Арес пойдет бить морду обидчику, Аполлон его засудит; Гермес же - засмеет.
[6]Архетипы отцов - Зевс, Посейдон, Аид; архетипы сыновей - Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис.
[7]По гомеровскому гимну Деметре - очень {женской} версии этого и в целом {женского} мифа.
[8]{Досо} - вымышленное имя. Русский аналог - {дарёна}, та, что дарит и дает (намеки Деметры на свою божественную роль).
[9]Лопухина Е.В. Психодраматическая техника {Архетипический оракул} в работе с психологической травмой предательства // Психодрама и современная психотерапия. 2004. №№ 1-2, с. 10.
[10]Брюсов В.Я. Стихотворения. Минск: Госучпедгиз БССР, 1955. С. 131-132.
[11]Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В.Г. Борухович. М.: Ладомир, Наука, 1993, с. 8.
[12]Подробнее о взаимоотношениях мужчин с материнским архетипом см.: Бед-ненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.
[13]Михайлова Е.Л. {Я у себя одна}, или Веретено Василисы. М.: Независимая фирма {Класс}, 2003, 320с.
[14]Термин предложен психодраматистами И. Любитовым и Э. Падаром. {Большая фигура} - обычно мифологическая фигура, стоящая над обычным сюжетом и действом.
[15]Цит. по: Шелли П. Б. Избранное. М.: ТЕРРА, 1998, cc. 49-50.
[16]Цит. по: Ингерман С. Возвращение души: Восстановление разбитого на части {Я} / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: Cофия, 2001, 256 с.
[17]Под неошаманизмом мы понимаем синтетический опыт современных представителей западной культуры, изучающих аутентичные практики шаманов и использующих их в своей работе, обычно психотерапевтической. Видными представителями современного неошаманизма являются Майкл Харнер, Сандра Ингерман, в нашей стране - Алина Слободова.
[18]Подробнее об использовании этой техники в современной психотерапии см.: Любитов И.Е., Егорова М.В. Возвращение души: шаманские техники и психодрамa // http://pryahi.indeep. ru/psychology/erlin_02. html.
[19]Цит. по: Ингерман С. Возвращение души: Восстановление разбитого на части {Я} / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: София, 2001, с. 45.
[20]Из песни группы {Адо}.
[21]Другие архетипы, которые дарят женщинам определенную настойчивость в следовании своей цели, - Гестия и Артемида. Остальные либо способны менять задачи, как Афина или Геката, либо меняют сами цели, как Гера, либо вовсе не стремятся ни к чему конкретному, как Кора-Персефона или Афродита.
[22]Действительно, мало ли что они там в темноте натворят.
[23]Данилова Н. Право матери солдата: инстинкт заботы или гражданский долг // Семейные узы: модели для сборки. М.: Новое литературное обозрение, 2004, кн. 2, с. 191.
[24]Там же, с. 193.
[25]Там же, с. 194.
[26]Э. Хоффман. Настоящее волшебство. / Пер. с англ. А. Блейз. М.: София, 2005, cc. 52-54.
[27]Э. Хоффман. Настоящее волшебство. / Пер. с англ. А. Блейз. М.: София, 2005, с. 55.
[28]Вира - выкуп за преступление против другого рода, семьи или чести, достоинства человека. В традиционном обществе человек не воспринимался как отдельная личность, он всегда был частью рода.
[29]Исландские саги / Под ред. М.Н. Стеблин-Каменского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956, с. 613.
[30]Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления. Женские символы и техники власти в русской этнической традиции // Астарта. Вып.2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. СПб., 1999, cc. 126-158.
[31]Заговорить об этом публично первой решилась публицистка и драматург М. Арбатова.(См. {Меня зовут женщина} и др.) Но эта тема постоянно всплывает и на женских психотерапевтических группах (см. Е. Михайлова. {Я у себя одна}, или Веретено Василисы), и в ныне сложившемся сетевом сообществе, сильно расширившим круг обычного общения.
[32]{Открой в себе богиню} (СПб.: Невский Проспект, 2003); {Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности}. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.
[33]См., напр.: Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят. М.: Независимая фирма {Класс}, 2003.
[34]Ефимкина Р. Три инициации в {женских} волшебных сказках // Российский гештальт, вып. 4. М., Новосибирск, 2003, cc. 18-37.
[35]Это версия Гесиода. По другим версиям, Уран отягощал чрево Геи самыми разными чадами, все зачиная их и зачиная.
[36]ДеМоз Ллойд. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, с. 84.
[37]Тахо-Годи А.А. Гея // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980, т. 1. c. 300.
[38]Грсйвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1999, т. 1,с. 47.
[39]Как воскликнула во время мифодрамы одна из участниц: {Разве такое возможно в какой-то другой религии?} Пожалуй, что подобного я не вспомню.
[40]Остров Делос первоначально назывался Астерией - по имени титаниды, родной сестры Лето, не уступившей сексуальным домогательствам Зевса, но также обратившейся перепелкой, а затем превращенной в остров.
[41]Вспомним поговорку: {Жить опасно, от этого умирают}.
[42]Ср. с подобным поведением у собак: {Помимо ухода и кормления сука защищает своих детенышей от врагов, при этом наиболее опасными для них оказываются другие суки. Подобный инфантицид у собак-париев и пород народной селекции (случаи его не редки и у собак пород заводской селекции) является проявлением материнской агрессии и служит механизмом регуляции численности. Такое убийство никак не связано с пищевой потребностью, суки не едят умерщвленных ими чужих детенышей. Этот акт явно направлен на повышение благополучия собственных щенков, даже если у суки в данный момент и нет выводка. Детоубийство является, кроме всего прочего, способом отбора сук-матерей по адаптивности их поведения. Если сука не сумела устроить логово в укромном месте, не смогла уберечь щенков сама, если ей не помогает в заботе о детенышах кобель, то шансы такой суки воспроизвести свой генотип в потомстве малы} (Поведение собаки: Пособие для собаководов / Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А. Беленький, Ю.В. Журавлев и др. М.: ООО {АКВАРИУМ ПРИНТ}, 2004, 400 с.)
[43]Значение ее второго имени - Персефона - достаточно туманно; использовалось оно но большей части в эпосе.
[44]Ефимкина Р. Три инициации в женских волшебных сказках / /Российский гештальт, вып. 4. М., Новосибирск, 2003, cc. 18-37.
[45]Там же.
[46]Юнг К.-Г. Кора // Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, cc. 121 - 177.
[47]Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, с. 126.
[48]Это немного отличается от понятия Самости Юнга.
[49]Юнг К.-Г. Кора // Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, с. 129.
[50]Там же.
[51]О выстраивании различных линий защиты речь пойдет в главах об Афине и Артемиде.
[52]М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, 368 с.
[53]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного Духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 14.
[54]Там же, с. 28.
[55]Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996, с. 197.
[56]Пер. с фр. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996, 176 с.
[57]Тогдашние {каббалисты} не имели ничего общего с иудейской каббалой. {Кабалистикой} называли европейскую эклектику оккультных знаний. Так продолжалось до конца XVIII - начала XIX века, когда европейские оккультисты наконец познакомились с аутентичной Каббалой... и вновь начали творить эклектичные учения. Яркий пример - синтез карт Таро и {каббалы} Элифаса Леви.
[58]де Виллар, Монкофор. Граф де Габалис или разговоры о тайных науках / Перевод с франц. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996, с. 29.
[59]Другой вариант спроецировать архетип невинной Коры на женщину - это увидеть в ней отражение своего Внутреннего Ребенка. Тогда любая бестактность или даже глупость женщины в глазах мужчины способна восприниматься как милая непосредственность.
[60]В шоколадном яйце с сюрпризом {Подружка} недавно вышла серия {Зачарованные феи} - с игрушками и описаниями вроде {Фея сказочных историй. Она забирается в сказки и помогает маленьким девочкам становиться принцессами. Фея живет в гиацинтах}. При этом можно было отрезать часть купона и отдать его {своей лучшей подружке}, чтобы ей в подарок пришла посылка с {набором классных наклеек и веселенькой закладки-календаря}.
[61]Моя кривая улыбка декану при получении студенческого стала знаком {своей} для моей первой институтской подружки. Она была манекенщицей и богемной особой, приобщила меня к миру {блошиных рынков} и всячески одобряла мою развивавшуюся экстравагантность. За что ей большое спасибо. Впрочем, после первого курса ее отчислили.
[62]Татьяна Лапшина. Текст в рукописи.
[63]И остались чудесные воспоминания.
[64]Первым выученным наизусть стихотворением было {Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой...}, оно было первым в сборнике. Конечно, я думала, что стих этот об орле: мне было пять лет, и я понимала лишь общий смысл поэтического сочинения. Но в целом это тоже о Коре-Персе-фоне.
[65]Воли в двух смыслах - и как общей свободы, и как свободы личного намерения.
[66]Вместе проживали я, мой отец и моя родная сестра, моя мачеха, ее дочь и ее родители. Соответственно, не все были кровными родственниками друг другу.
[67]Это мои впечатления в десять лет - то, что я поняла и запомнила. Больше я ни разу не приближалась ни к тексту, ни к фильму.
[68]Если гадают сплошь девицы.
[69]Ахматова А.А. Десятые годы: в 5 кн. М.: Издательство МПИ, 1989, с. 13.
[70]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 169.
[71]Моя собственная прабабка, жительница украинского городка Смелы, родившаяся еще в XIX веке, говорила как о большой своей заслуге о том, что она ни одну свою дочь насильно замуж не выдала. Она принадлежала к крестьянскому сословию или к пролетариату - точно неизвестно, но и в той среде обычно выходили замуж только по воле родителей. А если вспомнить крепостное право, то семейная история кажется мне еще более тоскливой.
[72]О восприятии образа Дьявола в средневековье рекомендую почитать историческую фантазию Е. Хаецкой, ее роман {Мракобес}.
[73]Я как-то обсуждала эту тему с турецкой ведьмой-викканкой. Мы с ней сошлись во мнении, что Рогатый бог - это чисто кельтский образ, он не особенно близок дамам других кровей и традиций.
[74]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 177.
[75]Разрушение.
[76]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного Духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 182. Книга М. Вудман, которую цитирует Д. Калшед, - Addiction to perfection: The still Unravished Bride - на русский язык, насколько мне известно, пока не переведена.
[77]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 183.
[78]Мужчины впадают в депрессию, как кажется, немного по-другому.
[79]Депрессия у мужчин тоже часто связана с женским компонентом - с Анимой.
[80]Ахматова А.А. Десятые годы: в 5 кн. М.: Издательство МПИ, 1989, сс. 65-66.
[81]Или даже Аполлона. Как мы помним, у этого бога было полно странных возлюбленных - которых он вдобавок обучал прорицанию и которые ему почему-то изменяли.
[82]Тех, кто проводит обряды - по большей части те обряды, которые их просят делать и за которые хорошо платят.
[83]Тех, кто знает ({ведает}) и видит обычно скрытое от неопытного и непроницательного человека: связи событий и возможные следствия поступков, корни происходящего и того, что {всегда бывает}. Зачастую это результат не только особой духовной и интеллектуальной проницательности, но и опыта, в том числе профессионального.
[84]Гражданская и лишь в последние дни перед смертью - официальная жена Адольфа Гитлера.
[85]Отсюда, как мне кажется, и традиция безудержного шоппинга у современных женщин. За такими покупками (когда важно перепробовать, перемерять, можно Даже не приобрести, важен процесс насыщения...) ходят с подружками или с мамой. Или с мужем, капризно показывая пальчиком на вещь, требуя восхищения собой и расплаты за приобретенное. Обращали ли вы внимание на то, каким сюсюкающим {детским} голоском говорят женщины с мужчинами в такой ситуации?
[86]Идеальный вариант семейной женщины в условиях патриархата - Кора-Деметра, послушная как дочь и хозяйственно-заботливая как мать. Л для удовольствий были другие, непременно зависимые, лучше всего - социально отвергнутые женщины.
[87]Гулик, Роберт ван. Искусство секса в Древнем Китае / Пер. с англ. Н.Г. Касьяновой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003, cc. 159-160.
[88]Мы можем допустить, что автор несколько идеализирует свое поведение... Но значит таков был идеал! Хотя, если честно, мне кажется, что свои чувства и тогдашнее отношение к матери автор не приукрашивает.
[89]Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 1996, с. 19.
[90]Ей еще не было, кажется, и 14 лет.
[91]Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 1996, с. 29.
[92]Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССМЭН), 2002, с. 199.
[93]В данном случае - у южных осетин, но подобный обычай был распространен Достаточно широко.
[94]Речь идет уже о быте армянских семей конца XIX века.
[95]Это уже о нравах хевсуров.
[96]Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб: Петербургское востоковедение, 2001, с. 113.
[97]В обоих смыслах.
[98]Ходасевич В. {Некрополь} и другие воспоминания. М.: Мир искусства, 1992, с. 24.
[99]То есть для мужчины, чьим ведущим или одним из основных архетипов яв-яется Аид. Подробнее см.: Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 320 с.
[100]О других детях Зевса и Геры - Аресе и Гефесте - иногда говорилось, что они дети одной лишь Геры.
[101]Мы помним, что подавляющее большинство мифологов были мужчинами, потому в сюжетах видели в основном мужскую точку зрения. И лишь теперь, особенно в драматической постановке мифа, дав голос каждому персонажу и повторяя миф вновь и вновь, мы узнаем о них больше.
[102]Вот интересно, какой смысл сидеть в уединении, когда тебе приписывают всяческие приключения и твое имя склоняет на все лады вся Греция? Странное и Естественное объяснение истории: женщины такими не бывают.
[103]Позже по ней будет тосковать Симон-маг; вызывать дух Елены, по легендам, будет и доктор Иоганн Фауст.
[104]Имеется в виду смесь христианских представлений с языческими или так называемое {народное христианство}.
[105]То есть в зависимости от них, как бы это ни было обставлено.
[106]Апулей. Метаморфозы / Пер. М.А. Кузмина // Апулей. Апология или речь защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. - М.: Наука, 1993, сс. 167-202.
[107]Апулей. Метаморфозы, с. 170.
[108]Джонсон Р.А. Она: Глубинные аспекты женской психологии / Пер. В. Мершавки. М.: ИОИ, 1997.
[109]Если только в ней не выражен очень ярко архетип Геры: тогда муж будет {принцем на белом коне} (во всяком случае, таковы будут ожидания).
[110]Кстати, в моей личной истории было место и Афродите. Ею стала жена моего отца.
[111]Джонсон Р.А. Там же.
[112]Апулей. Метаморфозы, с. 181.
[113]Джонсон Р.А. Там же.
[114]Джонсон Р.А. Там же.
[115]Пан - божество стад, лесов, полей. Он козлоног, покрыт шерстью и у него есть рожки. Пан очень любвеобилен, но способен наводить небывалый ужас на людей и даже богов (отсюда слово {паника}).
[116]Апулей. Метаморфозы, с.194.
[117]Jean Shinoda Bolen. Goddesses in Everywomen: A New Psychology of Women. - N.Y., Harper & Row, 1984.
[118]Там же.
[119]К которым она относит Деметру, Кору-Персефону, Геру, но в данном случав и Афродиту.
[120]В известной песне группы {Ария} конца 1980-х {Воля и разум} декларируется борьба {прогрессивного человечества} (впрочем, прямо не называемого) с {чудищем-змеем}, ядерными боеголовками. Припев этой песни - {Воля и разум} - может символизировать борьбу солнечных божеств (к спутникам-атрибутам которых часто относят Орла) с хтоническими.
[121]Роберт А. Джонсон, впрочем, полагает, что вся эта история - о том, что надо в своей жизни довольствоваться малым (одним флакончиком), а не пытаться достичь чего-то сверх меры.
[122]Дит, или Дис - одно из имен Аида, бога царства мертвых.
[123]Джонсон Р.А. Там же.
[124]Отметим этот факт: речь идет о законах природы, а не человека. В этом ее отличие от Афины.
[125]Тахо-Годи А.А, Артемида // Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1982, т. 1, сс. 107-108.
[126]Н . Webster, Primitive secret societies: a study in early politics and religions, 2nd edition (New York, 1968), p. 165; H. Schurtz, Altersklassen und Mannerbuende, p. 296.
[127]Коптев A. "Fornicator immensus - о "гареме" киевского князя Владимира Святославича " // Russian history / Histoire russe, vol. 31, no. 1-2, 2004, p. 1-37. (Адрес в Интернет http:// pryahi.indeep. ru/history/koptev_01. html).
[128]Подробнее см. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.
[129]де Эредиа Ж. М. Трофеи. М.: Наука, 1973, с. 20.
[130]Отсюда замечательные истории о мальчишеской влюбленности в девицу. которая в какой-то момент со всей дури треснула поклонника чем-то крепким или совершила еще что-то в подобном духе.
[131]Если она не будет сильно сопротивляться.
[132]Обратим внимание на текст от первого лица, но в мужском роде. Это тоже Достаточно характерно.
[133]Хорошая фигура (как ни странно) - это зачастую {пунктик} именно Артемиды. Мы это еще заметим.
[134]Торжество идеологии и принципов Артемиды (и чуть меньше - Афины) я заметила в книге немецкой писательницы Уте Эрхардт {Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят...} (М.: Независимая фирма {Класс}! 2003). Кому интересна активизация именно этих ролевых архетипов - рекомендую.
[135]{Песняры} и Ольга // Российские вести. 22-28 октября 2003 года. (Цит. по http://www.rosvesty.ru/numbers/1698/sport/article_65.phtml).
[136] Я позволила себе выбрать описание боя между мужчиной и женщиной.
[137]Отрывок взят с сайта Клуба Женских Единоборств (http:// www.fscclub. com). Адрес статьи: http://www.fscclub. com/kaleidoscope/ korbut.shtml.
[138]Хотя, казалось бы, правила игры всем известны и возможности легко просчитываются.
[139]О Джой Адамсон см. сайт о гепардах {Пятнистый Ветер} (http://gepard.org/ adamson_ bio.html).
[140]Песня группы {Вербный мед}, автор - Марина ({Исида}) Зайцева.
[141]Мне было 23 года.
[142]В этом мы можем видеть еще синтез Артемиды и Коры-Персефоны; девы - они такие...
[143]В нем храбрая и жестокая воительница, дочь Ареса, в какой-то момент переходит на {сторону добра}, осознает свою миссию защитницы слабых и карательницы несправедливых и великолепно сражается дальше.
[144]Если это первые и (или) значимые отношения.
[145]Или преследующими, или преследуемыми...
[146]Подробнее об образе Миноса см.: Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005. Там Минос рассмотрен как {герой Зевса}.
[147]Как в оперетте И. Кальмана {Сильва}: {...Что значит не мальчик??? А кто?!!}
[148]Мы знаем, что такова была обычная практика в древности. {Ненужных} детей, особенно часто девочек, оставляли в диких местах.
[149]Это греческое имя.
[150]Когда Мелеагр родился, было предсказано, что умрет он только тогда, когда догорит полено. И мать выхватила полено из огня и сохранила, а узнав о гибели своих братьев - бросила обратно в очаг.
[151]Bolen J. Sh. Goddesses in Everywoman: A New Psychology of Women. Harper & Row, 1985.
[152]Удивительным образом древние греки полагали, что львицы могут заниматься любовью только с леопардами. Таким образом, наказание предусматривало не только звериный облик, но и невозможность милых занятий для Атланты.
[153]См. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. М.: Независимая фирма {Класс}, 2005.
[154]Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 368.
[155]Там же, с. 31.
[156]В реальной истории королева-девственница Елизавета Английская приказывает казнить свою {сестру и соперницу} шотландскую королеву Марию Стюарт именно через отсечение головы. Так она наказывает Тело красавицы, поэтессы, Излюбленной... Можно увидеть в этом и ее проекцию на Марию как Тело, и месть Афины Медузе Горгоне, прежде прекрасной...
[157]При этом асов мы можем охарактеризовать как патриархатных богов неба, законов, справедливости и порядка, то есть, по сути, связанных с функцией Логоса, а ванов - как богов плодородия, богатства, магии оборотничества и связи с предками, в свою очередь ассоциирующихся с силой Эроса. Скандинавы интегрировали обе эти функции в мифологии: боги из разных кланов помирились и обмялись заложниками. Хотя не все вечно...
[158]Этот мотив встречается в кельтской мифологии ({голова Брана}) и в другом древнегреческом мифе - о вещающей голове Орфея. Но он уже о другом.
[159]Пратчетт Т. Вещие сестрички / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 357.
[160]Другое дело, что, когда мы говорим об архетипах, то и видим через них тоже не реальных людей, а архетипы. Афина видит только своих Героев, Афродита - только Возлюбленных.
[161]Конечно, иногда это заводит слишком далеко...
[162]Как у Персефоны: {Я такая слабая, защити меня} или {Это ты виноват в том, что мне так плохо}; у Афродиты: {Я такая горячая и соблазнительная, где ты...}; у Геры: {После свадьбы - да} или {Я - твоя половина, ты мне должен все}.
[163]На самом деле {Шехина}; в средневековой каббале это женская ипостась Яхве. - Примеч. Г.Б.
[164]Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии / Пер. В. Мершавки. М., Харьков, 1996.
[165]В этом смысле интересная мифологическая параллель: об опасности со стороны еще не рожденных детей Метиды сообщает Зевсу либо {оракул Геи} (позже ставший оракулом Аполлона), либо - как мы это представляем в мифодрамах - Прометей. Оракул