Соотношение права и морали

ПРАВО МОРАЛЬ
Основано на нормативно-правовых принципах В основе лежат идеи нравственности и социальной справедливости  
Институциональная норма Неинституциональная норма
Нормы права формально определены, закрепляются в официальных документах государством и его институтами Проявляется в обычаях и традициях общества
Действие норм права ограничивается сферой воздействия государства Проникает во все сферы общественной жизни без ограничения, охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.
Функция охраны порядка Регулятивно-воспитательная функция
Принцип принудительного выполнения Принцип добровольного выполнения
Нарушение права влечет наказание Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение
Нормы права составляют этический минимум, необходимый для общественного развития Нравственность обеспечивает практическую реализацию права. «Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне: 1) эмоциональной преданностью (аффективно); 2) верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших неприложных ценностей (ценностно-рационально); 3) верой в зависимость блага и спасения от сохранения этого порядка»[4]

Вопрос о приоритете права или морали в управленческой деятельности решается в соответствии со спецификой и особенностями каждого вида профессиональной деятельности. Вместе они составляют этико-правовые основания для любого из них.

ЭТИКА И ЭТИКЕТ (5)

«Этика» и «этикет» являются однокоренными словами, однако, значения их различны. В связи с этим, на наш взгляд, следует провести четкую границу между первым и вторым, обеспечив ясное определение их смысла.

Под «этикой» мы подразумевается обоснование внутреннего, сущностного порядка, характеризующегося принципами и ценностными установками мировоззренческого плана в сочетании с правом.

Под «этикетом» понимаются организационно-протокольные, внешние аспекты поведения. При всей важности знания и соблюдения норм этикета, носящих традиционный и во многом условный (искусственный) характер, первостепенное значение, несомненно, имеют понимание и следование нормам этики. Именно в этической области лежат основополагающие проблемы взаимоотношений общества и власти, межличностные отношения.

ЭТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ (6)

В словаре экономических терминов менеджмент определяется как упарвление производством[5] (как процесс и как руководящий орган). Однако для деловой этики есть смысл уточнить понятия управление и менеджмент.

Управление – это категория, обозначающая сферу человеческой деятельности.

Менеджемент – часть науки управления, объектом которой является управление социально-экономическими процессами на уровне организации[6] / хозяйствующего субъекта, действующего во внешней рыночной среде[7].

Повсеместное распространение, и особенно в отечественной управленческой теории и практике термин «менеджмент» получил в результате влияния трансформационных процессов конца 20-го столетия, к которым прежде всего относится глобализация.

Беспрепятственное развитие процесса глобализации возможно только на основе доминирующего в мире типа хозяйственной системы, которым стала рыночная хозяйственная система. Организационным механизмом рыночной хозяйственной системы является бизнес как вид деятельности, главной целью которого является получение прибыли.

Бизнес (business) в переводе с английского – дело, коммерческая деятельность[8].

В условиях рыночной экономики бизнес становится профессиональным видом деятельности со своей спецификой и «правилами игры». Нормы и правила взаимодействия нашли отражение в бизнес-этике, важнейшей области в современной деловой жизни.

Бизнес-этика в русскоязычном варианте – это и есть деловая этика, т.е. профессиональная этика сферы бизнеса и менеджмента – двух понятий, укорененных в рыночной экономике.

Деловая этика и деловая культура – наименее изученные термины и соответствующие им области знаний в отечественной экономической науке, поэтому в популярной лексике имеют более широкий смысл, вбирающий в себя хозяйственно-организационную и управленческую практику вообще.

Условия и механизмы менеджмента в России в значительной мере определяются основными стратегическими направлениями социально-экономического развития страны. В настоящее время стоит вопрос о необходимости кардинальной смены не только факторов экономического роста, но более широко — механизма экономического развития, перехода на инновационный социально-ориентированный путь развития[9].

Изменение экономического, социального статуса общества влечет за собой и смену управленческой парадигмы. Понятия «человеческий фактор», «человеческий капитал», «социальный капитал», «интеллектуальный капитал» становятся ведущими понятиями менеджмента.

Идет активный поиск новых моделей управления, адекватных современной экономической ситуации и отвечающих главной потребности деловых сообществ в формировании творческой личности, способной к новаторству; главной потребности личности – потребности в самореализации.

Многие из авторов современной теории менеджмента отмечают тенденцию перехода к новой гуманистической парадигме управления (см. таблицу 1)[10] , в рамках которой все больше и больше возрастает роль культурного фактора в теории менеджмента.

Таблица 1

Важнейшие современные концепции управления

Подход Метафора Концепция управления персоналом Основные задачи управления персоналом Парадигма
Экономическ- ий Механизм Использование трудовых ресурсов Отбор способных работников Парадигма научной организации труда
Органический Личность Управление персоналом Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей Парадигма человеческих отношений
  Мозг Управление человеческими ресурсами Обучение персонала – углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников Парадигма контрактации индивидуальной ответственности
Гуманистичес- кий Культура Управление человеком Адаптация, развитие культуры организации – задание ценностей, формирование правил и норм, символизация Парадигма командного менеджмента

Принцип «Жить – значит потреблять, разрушать природу, загрязнять Землю», – исчерпал себя. На смену идет новая парадигма управления: «Жить – значит, прежде всего, воспроизводить жизнь, участвовать в ее саморегулировании, в ее самопознании, саморазвитии», что значительно сложнее, но другого сегодня не дано.

Цитата: Принцип экологии духа: «…сохранять жизнь, выдвигать жизнь, которая способна развиваться, до ее наивысшей ценности – это человек воспринимает как добро; разрушать жизнь, вредить жизни, подавлять жизнь, которая могла бы развиваться – как зло…» Этика благоговения перед жизнью включает в себя все, что можно охарактеризовать как любовь, самоотверженность, сострадание, разделение радости и стремлений другого существа[11] (А. Швейцер).

Наши рекомендации