Тема № 9. Культура ХХ в. − начала ХХI века. 1 страница

Изменение «человеческой судьбы» (Х. Ортега-и-Гассет). Обострение социальных противоречий и активизация политической борьбы в Европе. Научные открытия на рубеже XX в. и их влияние на сознание людей. Культурологическое содержание крупнейших научных открытий ХХ века и технических достижений. Расширение границ искусства. «Серебряный век» русской культуры. Мировые войны и их влияние на развитие культуры. Философия экзистенциализма. Сюрреализм, кубизм, авангардизм, реалистическое искусство. Социалистический реализм. Последствия политики тоталитарных государств в области науки, литературы и искусства. Возникновение субкультуры: массовой, официальной, молодежной, элитарной. Четвертая информационная революция, информационное общество, нанотехнологии. Третий этап техногенной цивилизации. Общество массового потребления. Культура и глобальные проблемы современности. Постмодернизм. Неоавангардизм. Возникновение индустрии массового сознания. Новые организационные формы культуры. Противоречивое единство современной культуры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу «Культурология». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в содержании и развития культурного процесса невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Подготовку к нему следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов, вопросами для самостоятельной работы и проверки полученных знаний.

2. Прочитать предложенные преподавателем публикации, выделив те из них, которые, с Вашей точки зрения, помогут лучше подготовиться к занятию. Практика последних лет показывает, что при подготовке к семинарским занятиям студенты активно пользуются интернет-ресурсами. Поэтому студентам для облегчения поиска электронных версий публикаций предложены адреса учебных пособий и статей. Адреса статей, содержание которых поможет в конспектировании отдельных вопросов семинара, сгруппированы под рубрикой «дополнительная литература».

3. При работе с литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление об учебнике. Ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст;

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

На основе изученной литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. При подготовке к нему следует просмотреть конспект прочитанной преподавателем лекции, обратить особое внимание на термины, даты, сам ход культурно-исторического процесса. Это поможет лучше понять проблему. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) запишите дату подготовки к семинару, перепишите его тему и выносимые на рассмотрение вопросы;

б) используя учебник, Интернет-ресурсы, составьте «словарь культурологических понятий», для чего нужно дать определения понятиям, сгруппированных под названием «ключевые слова».

в) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами.

К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. При подготовке реферата используется самая разнообразная литература. Подготовку реферата следует начинать с составления плана, подбора необходимого научно-популярные книги, публикации в исторических журналах.

Составители данного пособия предлагают студентам обратить внимание на подраздел «Видеоматериалы (You Tube)». В нем содержится список научно-документальных, научно-просветительских фильмов, фрагментов видеозаписей спектаклей, исполнения музыкальных произведений и т.д. Видеоматериалы позволяют реализовать совет: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Их просмотр является необходимым условием реального, а не формального познания истории создания и развития цивилизаций, зарождения и развития архитектуры и искусства, их сегодняшнего состояния.

Основная литература:

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М., 2002.
2. Власенко О.И. Культурология: уч. пособие / О.И.Власенко, Ю.В.Зайончковский. – Х., 2007.
3. Гриценко Т.Б. Культурологія: навч. посіб. / Гриценко С.П., КондратюкА.Ю., Сироватський С.А., Мельничук Т.Ф. – К., 2007.
4. Гуревич. П.С. Культурология: Учебник для вузов. – М., 2003.
5. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М., 2003.
6. История мировой культуры: Учебник / Под. ред. Марковой А.Н. – М., 2003.
7. Кондаков И.В. История культуры России: Курс лекций. – М., 2003.
8. Корміч Л.І. Історія і теорія світової культури / Л.І. Корміч, В.В. Багацький. – Х., 2002.
9. Культурология: Уч. пособ. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2003.
10. Левчук Л.Т Історія світової культури / Левчук Л.Т, Єфименко В.В., Гриценко В.С. – К., 2000.
11. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск, 1998.
12. Подольська Є.А. Культурологія / Є.А. Подольська, В.Д. Лихвар, К.А.Іванова. – К., 2005.
13. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культурі. – Х., 1999.
14. Розин В.М. Культурология: Учебник. – М., 1999.
15. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб, 1998.
16. Скворцова Е.Н. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1997.
17. Хмелевская С.А Культурология: Уч. пособ. – М., 2002.

Дополнительная литература:

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М., 2010. – [Электронный ресурс]:

nashol.com›…kulturologiya-grushevickaya…sadohin…p…

История и культурология. Уч. пособие для ст. вузов. //. Н.В. Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др. Под ред. Н.В. Шишовой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М, 2000. – [Электронный ресурс]:

bibliotekar.ru›culturologia/

Кравченко А. И. Культурология Уч. пособие для вузов. 4-е изд. – М., 2003. – [Электронный ресурс]:

studentam-esipova.narod.ru›…Kravchenco.pdf

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А.Радугин. – М., 2001. – [Электронный ресурс]:

yanko.lib.ru›books/cultur/radugin…2001-l.pdf

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. —2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – [Электронный ресурс]:

StudFiles.ru›preview/2364780/

Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Т.Багдасарьян. – М., 2000. – [Электронный ресурс]:

yanko.lib.ru›books/cultur/bagdasaryan-culturology

Садохин А.П. Культурология: учебное пособие – М., 2012. – [Электронный ресурс]:

fictionbook.ru›pages/download_prew/…

Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник – М., 2007. – [Электронный ресурс]:

studmed.ru›…solonin-yun-kagan-ms-kulturologiya…

Учебник: Культурология онлайн [Электронный ресурс]:

uchebnik.biz/book/103-... копия

Эренгросс Бэлла. Культурология: Учебник для вузов. – М., 2007. – [Электронный ресурс]:

e-libra.ru›…kulturologiya-uchebnik-dlya-vuzov.html

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА №1. Культурология как система научного знания

1. Предмет и задачи культурологии. Связь культурологии с другими науками.

2. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины.

3. Структура культурологии и ее функции.

4. Школы, направления и теории в культурологии.

Ключевые понятия: культура, фундаментальная культурология, прикладная культурология, социальная культурология, этнокультурология, историческая культурология, психология культуры, эволюционная и циклическая школы культурного процесса, общественно-историческая школа, натуралистическая школа, социологическая школа, символическая школа, антропологическая школа, морфология культуры, культурогенез, феноменология культуры, синхронное исследование, диахронный подход, системный подход.

Персоналии: И. Г. Гердер, Л.А. Уайт, А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э.Гуссерль, А.Швейцер, К. Ясперс, Э. Тайлор, А. Вебер, А. Камю, К. Юнг, З.Фрейд, Э.Фромм, Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, В.Шубарт. Э.Тоффлер.

Темы рефератов:

1. Л.Уайт о природе культуры и её элементах.

2. Э. Тайлор − создатель школы эволюционизма.

3. З. Фрейд и культурология.

4. Марксизм и культура.

5. Основные идеи О. Шпенглера о культуре.

Дополнительная литература (интернет ресурсы)

Этапы развития культурологии. – [Электронный ресурс]:

mediagnosis.ru›HISTORY/HTML/T1/T0-01.htm

Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов. – [Электронный ресурс]:

studfiles.ru/preview/5920181 копия

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие научные дисциплины входят в состав культурологического знания?

2. Когда культурология получила статус самостоятельной науки?

3. Как определял предмет культурологии Л.А. Уайт?

4. Когда и кем был введен в научный обиход термин «культурология»?

5. Как связаны между собой философия культуры и культурология?

6. Объясните, почему культурология является комплексной наукой?

7. Охарактеризуйте межпредметные связи культурологической науки.

8. Определите предмет и задачи фундаментальной культурологи.

9. Объясните специфику прикладной культурологии.

10. Дайте характеристику инструментарию культурологической науки.

11. Что представляет собой синхронное исследование культурных феноменов?

12. На чем основан диахронный подход к изучению культуры?

13. Дайте определение функциональному методу культурологии.

14. Приведите примеры применения сравнительно-исторического метода изучения культур.

15. Опишите системный подход к исследованию культурных феноменов.

Обратите внимание на следующие даты:

V в. до н.э. – XVII в.Первый этап развития культурологии. Предметом анализа являются искусство и прекрасное. Культура как специфическое явление не является предметом изучения.

XVIII – сер. XX вв. Второй этап развития культурологии. Культура как целостное поле человеческой деятельности является предметом самостоятельного философского рассмотрения.

1784 – 1791.Вышли из печати 4 тома «Идей к философии истории человечества» немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), положивших начало эпохе «наук о культуре». В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. Культура – это то, что надстраивается над природой и надприродностью человека, является результатом и, одновременно, причиной исторического развития.

1818.А. Шопенгауэрпубликует труд «Мир как воля и представление». Культура трактуется как способ религиозно-этического преодоления жизненной стихии. Образцом такого преодоления выступает поэт-пророк, стоический мудрец, отшельник. Культура «впервые приписывается к сфере должного, предназначение которого − возвыситься над природно-сущим путем подавления всех естественных проявлений жизни». Этот вывод Шопенгауэра шел вразрез со всей философской традицией.

1871.Опубликован труд Э.Тейлора «Первобытная культура».

1900 – 1901. Вышли два тома «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля, немецкого ученого, создателя феноменологического направления в философии.

1911. Основоположник аналитической психологии швейцарский психиатр К. Юнг опубликовал первую часть работы «Метаморфозы и символы либидо».

1913. 3. Фрейд изложил свою культурологическую концепцию в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии».

1915. В статьях «Система наук» и «Принципы теории образования» ученый-химик В.Оствальд среди наук ХХ в. называет культурологию, или науку о цивилизациях.

1923. Альберт Швейцер опубликовал труд «Философия культуры» в 2-х томах.

1924. В Берлине опубликован сборник статей А. Вебера «Германия и кризис европейской культуры».

1925. Х. Ортега-и-Гассет публикует труды «Дегуманизация искусства», в 1930 г. «Восстание масс».

1931 – 1932. К. Ясперс издал труд «Философия» в 3-х томах.

1930.Л. Уайт в Мичиганском университете читает курс «Культурология».

1938. Нидерландский историк и культуролог Йохан Хёйзинга опубликовал работу «Homo ludens» («Человек играющий»).

1938. В. Шубарт публикует труд «Европа и душа Востока».

1941.Э. Фромм опубликовал труд «Бегство от свободы». В последующем им написаны «Психоанализ и религия»(1951), «Сказки, мифы, сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Психоанализ и дзен-буддизм» (1963), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1976) и «Иметь или быть» (1976).

1942.Альбер Камю публикует «Миф о Сизифе». Считается программным произведением в философии абсурдизма.

1943 – 1975. Л. Уайт опубликовал труды «Энергия и эволюция культуры» (1943), «Наука о культуре» (1949), «Культурология» (1958), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» (1975).

1946.Жан-Поль Сартр опубликовал работу«Экзистенциализм – это гуманизм».

1949.Лесли Алвин Уайт публикует труд «Наука о культуре». Л. Уайт вводит в науку термин «культурология». Определяет культурологию как «отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам».

1951. Альбер Камю издал книгу: «Бунтующий человек».

1970. Э. Тоффлер публикует труд «Шок будущего». В последующие годы опубликованы «Третья волна» (1980), «Революционное богатство» (2007).

Вопросы для работы с хронологической таблицей.

1. Кто и когда первым использовал понятие «культурология»?

2. Кто и когда прочел первый курс культурологии?

3. Кто ввел в научный обиход термин « культурология»?

4. Какой временной интервал между первым научным пониманием культуры и завершением формирования науки культурология?

5. Представители каких научных направлений содействовали становлению культурологии как науки?

6. Какие этапы в своем развитии прошла культурология?

Видеоматериалы (You Tube):

Культурология – [Электронный ресурс]:

https://www.youtube.com/watch?v=OllPh769lJE

ТЕМА № 2. Культура как объект исследования культурологии

1. Сущность, структура, функции и формы культуры.

2. Культурные ценности и нормы.

3. Типология культуры.

4. Культура и цивилизация.

Ключевые понятия:артефакт, материальная культура, социальная культура, духовная культура, проектная культура, традиционная культура, трансляции социокультурного опыта, типологизация; религия, искусство, наука, философия, элитарная и массовая культура, базовая культура, национальная культура, субкультура, цикл культуры, ценность, традиционная цивилизация, техногенная цивилизация, открытая цивилизация, закрытая цивилизация, искусство, полифункциональность искусства, пространственные и временные типы искусства, художественная культура, религиозное искусство.

Персоналии: Марк Порций Катон, Цицерон, Н. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин.

Темы рефератов:

1. Культурологические воззрения Н.Я. Данилевского.

2. Культурологическая концепция М. Вебера.

3. Проблема генезиса культуры.

4. П. Тейяр де Шарден о возникновении культуры.

5. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж. Руссо.

6. Ценности в разных культурах.

7. Символ в искусстве: знак и образ.

Дополнительная литература (интернет ресурсы)

Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции. – [Электронный ресурс]: studopedia.ru›3…ponyatie-i-sushchnost…struktura-i…

Нормы и ценности как компоненты культуры. – [Электронный ресурс]: mirznanii.com›info/normy-i-tsennosti-kak…kultury…

Типологии культуры | Культурология – [Электронный ресурс]:

grandars.ru›college…tipologiya-kultury.html

Функции культуры. Типология культуры. – [Электронный ресурс]:

StudFiles.ru›preview/1494391/

Культурология. Культура и цивилизация – [Электронный ресурс]:

bibliotekar.ru›culturologia/3.htm

Общественно-экономическая формация и цивилизация – [Электронный ресурс]:

5fan.ru›wievjob.php?id=32866

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем объяснить многообразие определений культуры? Каковы основные подходы выявления ее специфики?

2. Каким образом можно определить сущностные характеристики культуры?

3. Согласны ли Вы с определением культуры, данным А. Молем: «Культура – совокупность интеллектуальных элементов, … что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью материализованной в библиотеках и памятниках».

4. Прав ли Арнольд Тойнби, когда говорил, что из всех социальных структур именно культура «представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации»?

5. В чем необходимость определения разнообразных моделей структуры культуры?

6. Что имел в виду О. Шпенглер, когда писал: «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия».

7. Каков критерий выделения в культуре элитарной и массовой сфер? Приведите примеры.

8. Поясните понятия элита, субкультура, маргинальность.

9. В связи с чем возникла проблема типологизации культур?

10. Каково содержание разработанного М. Вебером положения об «идеальном типе» культуры?

11. Что представляет собою типологизация как метод изучения культуры?

12. Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

13. Какова цель типологизации культур?

14. Приведите примеры смыслов жизни людей:

15. Какие существуют подходы к пониманию искусства?

16. В чем специфика и сущность искусства как элемента культуры?

17. Охарактеризуйте художественную модель культуры.

18. Каковы социокультурные смыслы искусства?

19. Как вы понимаете интерпретацию искусства как форму познания?

20. Какие существуют классификации искусств?

21. Что такое синестезия? Какие исторически сложившиеся типы синтеза искусств Вы знаете?

22. В чем заключается различие между взаимодействием, интеграцией и синтезом искусств?

Обратите внимание на даты:

234 – 149 до н.э.Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало: агрикультура. Слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку земли, но и ее почитание, может быть даже поклонение.

45 до н. э.Цицерон закончил написание труда «Тускуланские беседы», где использовал метафору – cultura animi, т.е. возделывание, воспитание души, отождествляя её с философией.

1632 – 1694. Годы жизни Самюэля фон Пу́фендорфа. Считал, что культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

1869. Опубликована работа Н. Данилевского «Россия и Европа». Исходным пунктом труда стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока.

1934 – 1961.А. Д. Тойнби издает труд «Постижение истории» в 12-ти томах.

1937–1941.П. Сорокиниздает труд «Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений».

1949.Дж. Мёрдок издал свою наиболее известную работу – «Социальная структура».

1989. С. Н. Эйзенштадт опубликовал работу «Конвергенция современных обществ; предпосылки и границы. На примере Японии».

Видеоматериалы (You Tube):

Discovery. Война и цивилизация. 7 фильмов.

ТЕМА № 3. Становление культуры

1. Культура первобытного общества.

2. Понятие культурной эпохи. Древний Египет.

3. Древние цивилизации Азии.

4. Древние цивилизации американского континента.

Ключевые понятия:культурная эпоха, культурный процесс, культурная инновация, анимизм, антропоморфизм, архетип, зооморфизм, тотемизм, фетишизм, магия, синкретизм, миф, мифологема, мегалиты, кромлех, дольмен, менгиры, земледельческая культура, пиктограмма, таблички из Киша, палетка Нарме́ра, раннехараппская письменность, финикийская письменность, Махенджо-даро, государство Инь, Норте-Чико, майя, Караль, ольмекская цивилизация, Ла-Вента, Теотиуакан.

Персоналии:Нармер, Джосер, Снофру, Хуфу (Хеопс), Хаммурапи, Хатшепсут, Эхнатон, Неферти́ти, Менес, Тутанхамон, Рамсес II, Навуходоносор II, Давид.

Памятники:«Венера» из Берехат-Рама, «Венера Швабская», «Человеколев», «костенковские венеры», пирамида фараона Джосера, пирамида Софру, пирамида Хеопса, скульптурный портрет Нефертити, храмы в Карнаке и Луксоре, долина царей, гробница Тутанхамона, «колоссы Мемнона», Александрийский маяк, папирус Весткар, «Эпос о Гильгамеше», «папирус Эберса», пирамида Солнца, пирамида Луны.

Темы рефератов:

1. Анимистические представления первобытного человека.

2. Магия и ее формы.

3. Образование в Древнем Египте.

4. Искусство Древнего Египта.

5. Изобретение письменности.

6. Культура и искусство Древней Месопотамии.

7. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.

8. Тайны цивилизации долины Наска.

9. Культурные процессы на территории Донбасса в древности (до Х в. до н.э.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте периодизацию первобытности.

2. Назовите особенности первобытного искусства.

3. Охарактеризуйте мировосприятие архаического человека.

4. Каковы ранние формы верований?

5. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации? Существуют ли аналоги обрядов сегодня?

6. В чем состоит значение духовного опыта архаической культуры? Какие памятники первобытной эпохи вы знаете? Перечислите основные.

7. Каковы особенности древнеегипетской религии.

8. Какую роль в египетской религии играл культ мертвых? Что представляла собой египетская «Книга мертвых»? Почему египтяне заботились о сохранении тела человека после его смерти?

9. В чем суть религиозной реформы Аменхотепа IV? Почему она была отменена после его смерти?

10. Охарактеризуйте такие жанры древнеегипетской литературы как поучения и пророчества.

11. Какой вклад в древности в развитие культуры внесли народы Азии?

Обратите внимание на даты:

1 млн. – 700 тыс. лет назад.На планете проживает питекантроп.

600 тыс. – 25 тыс. л. тому назад.В Европе проживают неандертальцы.

230 тыс. л. тому назад.Средний палеолит.Датировка изготовления «Венеры» из Берехат-Рама.

200 тыс. л. тому назад.Обособилась эволюционная линия современных людей.

60 тыс. – 40 тыс. л. тому назад.Предки современного человека (кроманьонца) из Африки мигрировали в Азию и оттуда в Европу.

45 – 42 тыс. лет назад. У села Костенки на реке Дон в 40 километрах южнее Воронежа исследуются древнейшие стоянки людей. На территории в 30 кв. км их обнаружено 25. Здесь находят не только остатки бытовых объектов, орудия труда, но и типичные для позднего палеолита украшения: налобные обручи, браслеты, фигуративные подвески, миниатюрные нашивки для головных уборов и одежды, фрагменты мелкой пластики.

40 тыс. — 35 тыс. лет до н. э.Датировка «Венеры Швабской», «Человекольва».

40 тыс. – 8 тыс. лет до н. э. Эпоха господства человека современного физического типа Homo sapiens.

22 тыс. лет до н. э.Создана «Дама с капюшоном».

ХVI − ХIII тыс. л. до н.э.Создание наскальной живописи в пещере Альтамира.

IХ − VII тыс. л. до н.э.Появление первых пиктограмм в Передней Азии (регион Сирии-Палестины).

VIII − III тыс. л. до н.э. Неолит, период перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Происходит аграрная революция, которая началась независимо в 7–8 регионах, один из ранних центров возник на Ближнем Востоке.

7800 до н.э. на западном берегу реки Иордан в Палестине, построено поселение Иерихон. Зачатки формирования городской культуры. В библейской легенде это первый город, захваченный евреями.

VII – VI тыс. л. до н. э. Древнейшая земледельческая культура в Палестине (натуфийская). Люди не умели обрабатывать землю, ограничиваясь, лишь собиранием естественного урожая.

VI – V тыс. л. до н. э. К земледелию перешли племена, заселявшие плодородные области Месопотамии, долину Нила, Палестину, Иран и юг Средней Азии.

VI тыс. л. до н. э. Датировка надписей на панцирях черепах, напоминающие по начертанию древнейшие китайские иероглифы. Обнаружены в 1962 г. при раскопках неолитического поселения на реке Хуанхэ.

3761 до н.э. Согласно иудаизму, в этом году произошло сотворение мира.

3500 до н. э.Датировка таблички из Киша. Обнаружена в Ираке. Надпись на табличке выполнена примитивными клинописными знаками. Табличку называют древнейшим письменным документом. Появление письменности − первая информационная революция.

Конец IV тыс. до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства − Верхний Египет и Нижний Египет. Временные границы существования древнеегипетской цивилизации: с середины IV тыс. до н. э. и по IV в. н. э.

V − IV тыс. до н.В междуречье Днепра и Волги, в частности, на территории Донбасса проживают племена древнейших индоевропейцев. Эта территория – прародина индоевропейских племен.

4500 − 3300 до н. э.Время созданиясвященного писания древнего Китая «И-Цзин» (другое название «Чжоу И»), известного в переводах как «Книга Перемен». Является одним из величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека. Это выдающееся произведение китайской культуры − одно из духовных чудес света.

Наши рекомендации