VIII в. | До образования государства жизнь была организована по законам патриархального или родового быта. Религиозные верования представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой – культ предков. Главные языческие боги славянского Олимпа: Даждьбог – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скотоводства. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством духов (в лесах – лешие, в реках – водяные). У славян существовала оригинальная система письма – узелковая письменность. Определяющую роль в жизни славян играли три фактора – лес, река и степь |
VIII – IX вв | Возникло государство Киевская Русь |
988 г. | Произошло Крещение Руси, в результате которого культура становится неотделимой от церкви, культурное пространство заполняется высокодуховными храмовыми искусствами: зодчеством, иконописью, пением, строительство получило широкий размах (только в Киеве в начале XI в. было 400 церквей); развивается скульптура (мраморные саркофаги в Софийском соборе в Киеве, барельефы св. Георгия и св. Михаила, резьба по камню на стенах Дмитриевского собора во Владимире); широкое распространение получила станковая (иконы) и монументальная (фрески, мозаики) живопись; разнообразное декоративно-прикладное искусство (ювелирное искусство, техника эмали, искусство вышивки, изделия из кости и др.). Наряду со светской литературой широкое распространение получила церковная литература. Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI – XII вв. невелико: летописание («Повесть временных лет»), житие (жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов), поучение («Поучение Владимира Мономаха») и слово («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве») |
Конец IX в.– начало X в. | Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, первые памятники славянской письменности и старославянского литературного языка. В это время грамотность на Руси была достаточно распространена, обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах |
XI в. | Ярослав Мудрый написал устав «Русская Правда», дополненный впоследствии его сыновьями. «Русская Правда» стала основным письменным законом Киевского государства, она допускает частную месть, преследование убийцы родственниками убитого, испытание раскаленным железом и кипятком |
XI в. | Киев по богатству и значению считался третьим городом в Европе после Константинополя и Кордовы. Однако Киев был не единственным городом Древней Руси, их насчитывалось почти 90 и рост продолжался стремительными темпами, в результате Древнюю Русь называли «страной городов» – «Гардарик» |
XI в. | Продолжительное время духовная жизнь на Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм. Возникшая на Руси ситуация двоеверия сказывалась на всех уровнях средневекового общественного сознания. В результате, несмотря на все возрастающее влияние православия и постепенное изживание прежней мифологической системы взглядов, на Руси утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, который далеко не во всех чертах повторял свой исходный прототип. Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры |
XII – XIII вв. | Могущество Киевской Руси приходит к упадку, начинается период феодальной раздробленности, единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы, к ведущим относятся владимиро-суздальская, новгородская, московская |
1237 – 1341 гг. | Татаро-монгольское нашествие застигло Киевскую Русь цветущей державой, однако постоянные междоусобицы подточили ее могущество, прервался тот блестящий расцвет культуры, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре |