Середина XX в.Культурология развивается как самостоятельная научная дисциплина.
вторая половина ХХ в.Начало развития нанотехнологий в электронике и других наукоёмких производствах.
вторая половина ХХ в. В США, европейских странах − кризис протестанской этики и культуры. Формируется культура современного потребительства. Девиз такой культуры: «Быть значит иметь». На смену пуританской этики накопления во имя будущего приходит этика расточительства, ориентированная на настоящее и опирающаяся на кредит. Экономика общества потребления опирается на новый тип личности. Ее ключевая характеристика: склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности.
1953. Выяснена суть ДНК. Предложенная в 1953 Дж. Уотсоном и Ф.Криком структурная модель ДНК (двойная спираль) объясняла, каким образом генетическая информация может быть записана в молекулах ДНК.
1954, 26 июня. Впервые в мире на Обнинской АЭС был получен электрический ток. Начало атомной энергектики..
1956 г., сентябрь. Начало работать Донецкое телевидение.
1957, 4 октября: СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли.
1959 г. Открыт Сталинский институт советской торговли.
1961, 12 апреля Ю.А. Гагарин впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле «Восток».
1961, 30 октября СССР провел испытание ядерного устройства мощностью 50 мегатонн − самое мощное ядерное испытание в истории.
1964 г. Донецкий пединститут преобразован в Донецкий университет.
1965 г. Создан Донецкий научный центр АН УССР, в составе которого 5 академических институтов. Для работы в Донецком госуниверситете и научном центре прибыли 4 академика и 10 членов-корреспондентов Академии наук.
1967.Первая в мире удачная пересадка сердца.
1966 г. Введение обязательного среднего образования в СССР.
1969, 21 июля Американский космонавт Нил Армстронг − первый человек, ступивший на Луну. На Луну высаживались 12 астронавтов. Максимальное время пребывания 75 ч.
1969, 29 октября. Проведен успешный сеанс связи между двумя локальными сетями на расстоянии в 640 км (в США). Года рождения Интернета.
1970 г. ЮНЕСКО признало Донецк лучшим промышленным городом мира.
1970-е гг. XX вв. Началась четвертая информационная революция.
1973 г. В Макеевке в ДК им. Кирова состоялся концерт В. Высоцкого.
1976 Создан «первый персональный» компьютер Apple I.
1977 . Донецкий театр оперы и балета получил звание академического.
1977. Последний случай заражения натуральной оспой в Сомали. Натуральная оспа – первое из инфекционных заболеваний, побеждённое с помощью массовой вакцинации.
1977. В Макеевке состоялся второй концерт В. Высоцкого.
конец ХХ − ХХI в. Третий этап развития техногенной цивилизации – постиндустриальная стадия.
2006 г. Оперный певец А. Соловьяненко посмертно получил звание Героя Украины.
2010.В крупнейшем городе Объединённых Арабских Эмиратов Дубае сооружен небоскрёб высотой 828 метров.
2016.Распространение образования по планете. В 17 странах мира более 25% детей никогда не ходили в начальную школу. В 8 странах более 50% молодых людей в возрасте 20-24 лет имеют меньше двух классов образования. В 27 странах 9 из 10 женщин из беднейших слоёв населения не закончили начальных классов. В 21 стране менее 50% детей младшего школьного возраста освоили основы математики. В 35 странах более 75% подростков не закончили среднюю школу. 40% учащихся в мире обучаются на языке, которого они не понимают.
ХХI в.Происходит банковская революция.
ХХI в.Идет процесс формирования планетарной цивилизации.
Вопросы для работы с хронологической таблицей.
1. В чем состоит содержание третьей информационной революции? Когда произошли две предшествовавшие?
2. В чем смысл третьей научной революции?
3. Можете ли Вы согласиться со словами Н.А. Бердяева: «Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике неизбежно становится вопросом духовным… Технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума».
4. Согласны ли Вы с мыслью Ф. Ницше: «Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения».
5. Какое культурно эстетическое течение с конца 19 века начинает вытеснять реализм?
6. Каким образом первая мировая война повлияла на развитие культуры?
7. К какому времени относится начало новейшей истории человечества?
8. Какую смысловую нагрузку несет понятие «потерянное поколение», кого к нему относят?
9. Каким образом на развитие российской культуры повлияла гражданская война?
10. Представителем какого вида искусства является Сальвадор Дали?
11. Что такое ВАПЛИТЕ?
12. В какие городах Донбасса в 20−30-е гг. были отрыты драматические театры?
13. Что такое «Герника»?
14. Какое влияние на развитие культуры оказала Вторая мировая война?
15. Какой год можно считать годом рождения атомной энергетики.
16. Какой культурный объект, созданный в ХХ в. включен в семь новых чудес света?
17. Сколько вузов функционировало в Сталинской области накануне Великой Отечественной войны?
18. Когда началась четвертая информационная революция. Какой временной интервал между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой?
19. Когда был изобретен компьютер?
20. К какому времени относится появление интернета?
21. С какого года началась космическая эра?
22. К какому времени относится начало третьего этапа техногенной цивилизации?
23. В каком году фиксировались последние вспышки оспы?
Видео-материалы (You Tube):
Война и Цивилизация. 08. Цена побед и поражений.
Золотой век Парижа: рождение модернизма.
Баухаус: Лицо двадцатого века / Bauhaus: The face of the twentieth century.
Баухаус. Мифы и заблуждения.
Биография Никола Тесла (Биографии великих людей).
Гендрик Лоренц.
Алан Тьюринг − великий математик с трагической судьбой.
Биография Зигмунд Фрейд (Биографии великих людей).
Фильм «Биография Сальвадора Дали».
Фильм «Слава и позор Сальвадора Дали».
Тайны Сальвадора Дали.
Творчество Пикассо − раскрывая тайны полотна.
Мост над бездной − Ренуар и Ярошенко. 15 серия.
Величайшее шоу на земле! ПИКАССО!
Мост над бездной – Пикассо. 11 серия.
Джон Голсуорси.
Джозеф Редьярд Киплинг (документальный, биография, 2015).
История моды: XX век. − Свобода в одежде (5 из 5).
Искусство XX века. У истоков авангарда.
Современное искусство. История.
Гении дизайна.
Чудеса Света − 15 творческих скульптур и статуй со всего мира!
Топ 10 чудес современности.
Современное искусство (балет).
Современное искусство − великий мыльный пузырь.
Ron Mueck − скульптура гиперреализм.
Фрагмент из балета «Роден»/ Fragment from the ballet Rodin.
Фильм про выставку Василия Цаголова.
Современное Монументальное Искусство.
Массовая культура как инструмент управления обществом.
Вопрос времени: Архитектура будущего.
Культура в упадке - Документальный Фильм 2016.
Чудеса инженерии Небоскреб − Бурдж Дубай Burj Dubai HD.
Discovery: Чудеса инженерии и науки (44 видео).
Культура СССР.
Чтоб сказку сделать былью. Советское искусство 20‒50- х гг.
Культура 30-х годов - История России XX века.
Жизнь в СССР после войны. В цвете.
Монументальная живопись (в СССР).
Поэти-шестидесятники.
Писатели-шестидесятники.
Танец рыцарей из балета "Ромео и Джульетта".
Иван Павлов (документальный, биография, 2015)
Константин Сергеевич Станиславский
Советский неореализм. Впечатления.
Евгений Станкович. Княгиня Ольга. Балет-сказание.
Рэйв культура 90-х в Москве (RTR)
Совершенно секретно. Культура и НКВД. Документальное расследование
Культура Донбасса
Симфония Донбасса.
Живой вопрос. Выпуск 6. Наука на Донбассе.
Леонид Быков. Острова.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет и задачи культурологии.
2. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины.
3. Школы, направления и теории в культурологии.
4. Сущность, функции и формы культуры.
5. Структура культуры. Характеристика материальной и духовной культуры.
6. Основные функции культуры.
7. Ценности и нормы культуры.
8. Культура и цивилизация.
9. Религия как феномен культуры.
10. Наука как феномен культуры.
11. Искусство как феномен культуры.
12. Возникновение культуры и культурного человека.
13. Духовная культура первобытного общества.
14. Древние цивилизации Ближнего Востока. Их вклад в развитие мировой культуры.
15. Древние цивилизации Дальнего Востока и юго-восточной Азии. Их вклад в развитие мировой культуры.
16. Древние цивилизации Центральной и Южной Америки.
17. Античная культура: основные формы и этапы развития.
18. Крито-минойская и микенская культуры.
19. Культура Древней Греции.
20. Культура Древнего Рима.
21. Достижения Византийской культуры.
22. Особенности европейской средневековой культуры.
23. Инквизиция. Ее роль и значение в средневековой Европе.
24. Зарождение мусульманской культуры. Культура средневекового Востока.
25. Романский и готический стиль в европейском искусстве.
26. Гуманистический характер культуры Возрождения.
27. Наука, научные и географические открытия эпохи Возрождения.
28. Основные черты изобразительного искусства эпохи Возрождения.
29. Реформация и ее историческое значение.
30. Формирование предпосылок культуры Просвещения.
31. Основные черты культуры Просвещения.
32. Культурологическое значение научных достижений эпохи Просвещения.
33. Основные направления литературы и искусства ХVШ века.
34. Основные архитектурные стили ХVШ века.
35. Культурологическое значение научных достижений ХIХ века.
36. Ведущие направления архитектуры ХIХ века.
37. Особенности романтического стиля ХIХ.
38. Своеобразие модернизма в искусстве конца ХIХ века.
39. Музыкальное искусство ХIХ века.
40. Особенности культуры ХХ века.
41. Мировые войны и их влияние на развитие культуры.
42. Научные и технические достижения ХХ века и глобальные проблемы современности.
43. Кризис христианской и протестантской культуры ХХ в. Формирование общества массового потребления.
44. Массовая, элитарная, маргинальная культура ХХ в.
45. Информационные революции: их суть, значение в развитии культуры.
46. Этапы развития технологической революции. Их содержание и культурологическое значение.
47. Научные революции. Их содержание и культурологическое значение.
48. Золотой и серебряный век русской культуры.
49. Развитие культуры Донбасса в XVII − ХIХ вв.
50. Развитие культуры Донбасса в ХХ в.
ГЛОССАРИЙ
АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат abstrractio - отстранение) - направление в искусстве ХХ века, творческий метод абстрактного, беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи, который отказался от изображения форм реальной действительности. У его истоков стояли художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Для него характерен отказ от изображения предметов и явлений объективного мира.
АВАНГАРД – общее название художественных тенденций XX в., противостоящих классическому искусству и его эстетике. Понятия «авангардизм» и «модернизм» являются во многом синонимами.
АНИМИЗМ (от лат anima − душа) − вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников, вера в душу и духов человеческого тела, животных, орудий труда, войны, болезни и т.д.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч anthropos − человек и лат centrum − центр) − представления о мироздании, которая организуется вокруг человека как центра Вселенной.
БАРОККО (от итал barocco − причудливый) − стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII ст. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
ГОТИКА (от итал gotico − варварский) − общеевропейский художественный стиль, возникший в середине XII в во Франции: в основном проявился в архитектуре храмов, монастырей. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и узкими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, колонны, богато украшенный фасад с резной деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.
ГЕДОНИЗМ – этическая позиция, рассматривающая наслаждение как высшее благо и смысл жизни человека. В эстетике этот термин обозначает теории, считающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение.
ГУМАНИЗМ (от лат humanus − человечный) − учение о самоценности человека, утверждающий человека как смысл и основу бытия.
ДЕВЕСТЕРНИЗАЦИЯ − согласно С. Хантингтоном, в незападных цивилизациях процесс возвращения к своим культурным истокам.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ − утрата обществом духовных и моральных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, виду и уважении к личности, индивидуальных качеств человека.
ДЕИЗМ (от лат deus − бог) − 1) идеалистическое учение, которое признает Бога первопричиной мира, но отрицает его вмешательство в явлениях природы и общественной жизни; 2) форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения.
ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во французской живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, лепка форм отдельными мазками чистых красок.
ИНДИВИДУАЛИЗМ (фр. individualisme, от лат. individuum – неделимое) – моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм – есть противоположность коллективизма и его разновидностей.
КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и стиль, характерный для европейского искусства XVII – XVIII вв. Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наиболее последовательное выражение классицизм получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги.
КЛЕРИКАЛИЗМ (от лат clericalis − церковный) − общественно-политическое движение, добивается господства церкви и духовенства во всех сферах жизнедеятельности общества.
КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
КУБИЗМ − направление во французском искусстве начала ХХ века, характеризуется преобладанием в картинах прямых линий и кубовидной формы. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою картину «Девицы из Авиньона». В кубистическом произведении сознательно нарушаются все взаимоотношения видимого мира, преобладает плоскостность и абстрактный характер.
МОДЕРН – движение в искусстве, которое возникло на рубеже XIX и XX вв. в европейских странах. Главной идеей модерна было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Характерными для этого стиля особенностями были изогнутые, текучие формы, гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор. Мечта модерна – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий – вызвала переворот в прикладном искусстве. Модерн был синтезом европейских и восточных художественных традиций.
МОДЕРНИЗМ – понятие, употребляемое для характеристики искусства конца XIX – середины XX в. Модернизм включает в себя различные течения: от крайних форм натурализма до абстракционизма. При всем различии этих течений всех их объединяет отрицание реализма в искусстве, утверждение крайнего субъективизма. Модернизм включает в себя две противопоставленные друг другу тенденции. Одна – это тяга к иррациональному. Другая тенденция – стремление к абсолютной рационалистичности, к безупречной геометрической правильности. Теоретической основой искусства модернизма явились концепции А. Бергсона, К. Г. Юнга и др.
МОНОТЕИЗМ (от греч monos − единственный, theos − бог) - религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизма – многобожия.
НАТУРАЛИЗМ (фр. naturalisme, от лат. natura): 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) Направление в европейском и американском искусстве последней трети ХIХ в. Исходило из представления о полном предопределении судьбы, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к бесстрастному, «объективному» воспроизведению реальности.
НИГИЛИЗМ (от лат nihil − ничто) − в широком смысле слова отрицание общепринятых ценностей и норм, которые укоренились в общественной жизни.
ПАНТЕИЗМ (от греч pan − все и theos − бог) − учение о единстве Бога и мира, согласно которому мир и человек растворенные в высшем, а Бог присутствует во всем.
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. plyralis − множественный) − наличие и признание свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности. Предполагает наличие в национальном самосознании и закрепление в законодательных актах и нормах права на свободное развитие различных культур и субкультур, в том числе и культуры этнического меньшинства, признание данного права за всеми народами и народностями.
ПОЗИТИВИ́ЗМ (фр. positivisme, от лат. positivus − положительный) − философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
ПОП-АРТ – стиль живописи второй половины ХХ в. В поп-арте предметы современной цивилизации становятся одним из языков культуры. Внешне поп-арт был ярок и бросок, содержательно он был элитарен и философичен. Поп-арт был одним из первых течений в постмодернизме. «Классик» поп-арта – американец Энди Уорхол.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ – этап в развитии реализма, сложившийся в эпоху Просвещения. Для него характерен этико-рациональный подход к явлениям общественной жизни и человеческим поступкам; художественные образы отличаются некоторой условностью.
ПОСТМОДЕРНИЗМ (фр postmodernisme − после модернизма) − современный этап культурного развития с плюралистической моделью мира, признанием сосуществования различных ценностных миров, размытостью границ противоположных сторон.
ПРОТЕСТАНТИЗМ, или протестантство (от лат. protestatio, onis f [protestor] − торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) − одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией − широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio − разум) − метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.
РЕАЛИ́ЗМ (фр. réalisme, от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») − стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизм.
РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (от лат relativus − относительный)-мировоззрение, исходящее из признания относительности, ограниченной правильности всех культурных ценностей (верований, моральных принципов, научных теорий, художественных форм и др.) С позиции культурного релятивизма существуют различные типы культур со своими путями развития и, соответственно, разными ценностными системами.
РЕФОРМАЦИЯ (от лат reformatio − преобразование, исправление) − массовый религиозный и социально-политическое движение XIV-XVI века в европейских странах, который был направлен на возвращение к библейским первоисточникам христианства, и Набу заключенных формы религиозной борьбы против католической церкви и папской власти Ее началом принято считать выступление Мартина Лютера в 1517 г.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат romanus − римский) − стиль, получивший распространение в странах Западной, Центральной и частично Восточной Европы в X-XII вв Наиболее полно и широко проявился в архитектуре Сооружения отличались тяжелыми формами и массив тивность (замки, городские оборонительные сооружения, монастырские комплексы крепостного характера) В изобразительном искусстве преобладали фреска, миниатюра (оформления рукописейів).
РОМАНТИЗМ (фр romantisme) - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - начала XIX в. Возник как реакция на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительный природы.
РОКОКО – художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Для рококо характерны интимность, прихотливая орнаментальность, асимметричность и сложность извилистых линий. Стиль аристократических будуаров и салонов.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) – направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.
СИМВОЛИ́ЗМ (фр. Symbolisme) – одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870 – 80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
СИНКРЕТИЗМ (от греч syncretismus – сочетание) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первичный неразвитой состояние чего-либо, например первобытного искусства
СЦИЕНТИЗМ (от лат scientia – знание, наука) – концепция, согласно которой во всех сферах исследований необходимо использовать методологию естественных наук.
СЮРРЕАЛИЗМ – одно из направлений искусства XX в., основным принципом которого является сочетание несовместимого, отражение любых видений сознания, бредовых фантазий. Реальные предметы приобретают в сюрреалистических творениях необычайно деформированный, шокирующий вид. Излюбленные темы сюрреализма: смерть, гниение, разложение. Наиболее известные представители – С.Дали, А. Бретон, А. Арто.
ТОТЕМИЗМ (индейское "его род") – древняя форма верований в связи определенного рода или племени предком - представителем растительного или животного мира.
ФЕТИШИЗМ (от португ fetico – очарована вещь) – поклонения неодухотворенным предметам, якобы сверхъестественные свойства.
ФУТУРИЗМ – авангардное течение в искусстве 10-20-х гг. XX в., главным образом – в Италии и России. Футуристы поклонялись культу техники. Определяющие понятия – урбанизм, сила, энергия. По словам Ф. Маринетти, жизнь мотора интереснее, чем улыбка или слезы женщины. В своих произведениях футуристы трактуют человека как подобие машины.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ − направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
ЭКЛЕКТИЗМ – смешение архитектурных стилей, относящихся к различным историческим эпохам.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – направление философии XX в. Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. expression – выразительность, выражение) – направление в европейской литературе и искусстве первых десятилетий XX в.. Главным в экспрессионизме провозглашалось выражение субъективных представлений художника, зумов вило влечение к иррациональности, обостренной эмоциональности и гротеску.
ЭЛЛИНИЗМ – период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.).
ТИТАНИЗМ – в литературе и философии течение, вдохновляющееся революционной борьбой с установившимся порядком, обычно с антирелигиозным уклоном. Согласно титанизму, человек всесилен и имеет неограниченные возможности.