Теоретические модели управления

КУЛЬТУРА И СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Теоретические модели управления

Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде, существенно влияющей на то, каким образом протекает этот процесс. На рис. 1 и 2 представлены модели управления Фармера-Ричмена и Негандхи-Прасада соответственно.

Р. Н. Фармер и В. М. Ричмен разработали свою модель в середине 60-х гг. XX в. для ответа на вопрос, что и каким образом влияет на поведение менеджеров. При этом осознавалось, что практика менеджмента оказывает существенное влияние на эффективность управленческого труда. В модели Фармера-Ричмена подчерки­вается значение внешних институциональных и культурных факторов. Второй важ­ный момент — указание на то, что это воздействие осуществляется через управлен­ческие процессы. Например, МНК с культурой, ориентированной на выполнение задач, приходя в страну, где культивируется поддержание хороших отношений, необходимо или специально отбирать людей, или устраивать тренинги. В против­ном случае способы управления, принятые в фирме, будут неадекватно воспри­ниматься персоналом.

Рис.1. Модель Фармера-Ричмена

Источник: Ronen S. Comparative and Multinational Management. — N. Y., 1986.

Рис. 2. Модель Негандхи-Прасада

Источник: Ronen S. Comparative and Multinational Management. — N. Y., 1986.

Модель Фармера-Ричмена критиковали за статичный характер, так как в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы. Другим слабым пунктом считается то, что предприятие в этой модели реагирует на изменение внешней среды пассивно, путем адаптации. Наконец, А. Р. Негандхи и С. В. Прасад указали, что в одинаковой окружающей среде фирмы должны бы были, согласно модели Фармера-Ричмена, вести себя одинаково, но в действительности это не так. Негандхи и Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребите­лям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципальным орга­нам. В их модели именно управленческая философия является фактором, реша­ющим образом влияющим на поведение фирмы.

Эмпирические исследования подтвердили значимость рассмотренных выше моделей и несомненность влияния институциональных и культурных факторов на формирование стилей руководства. С точки зрения национальных различий в стиле руководства такие факторы, как система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного общения, различаются от страны к стране.

Наши рекомендации