Укажите предложение с тавтологией.
А) Враги подходили все ближе.
Б) В рассказе рассказчик рассказывает о красоте родной природы.
В) Никакие аргументы не могли его переубедить.
Г) За указанный период времени никаких происшествий не было.
15. В каком предложении допущена речевая ошибка?
А) Никто не предвидел наступления стихии.
Б) В конце книги приведен список рекомендуемой литературы.
В) Я у него одолжил триста рублей.
Г) Среди собравшихся было много ветеранов.
Укажите предложение с ошибкой, допущенной при образовании степеней сравнения прилагательных.
А) Решение этой проблемы является наиболее важнейшей задачей.
Б) Пушкин сыграл выдающуюся роль в развитии русской литературы.
В) Нет ничего хуже зависти.
Г) Твое новое платье красивее моего.
Укажите предложение, в котором правильно употреблено собирательное числительное.
А) Четверым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.
Б) Так мы и живем: пять в одной комнате.
В) На столе лежали двое ножниц.
Г) Три юноши вышли в полуфинал.
18. От какого глагола нельзя образовать форму 1-го лица единственного числа?
А) выздороветь;
Б) победить;
В) плыть;
Г) махать.
19. В каком предложении нарушен порядок слов?
А) Плакаты и флажки украшают стены актового зала.
Б) Факты, приведенные в докладе, свидетельствуют о больших успехах нашей науки.
В) Иванов отказался сдавать экзамен с другими студентами.
Г) В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с грызунами из местных жителей.
20. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Обращаясь к аудитории,
А) …всегда повышается голос.
Б) … вас не услышат, если говорить тихо.
В) … повышался голос.
Г) …лектор повышал голос.
Промежуточный тест по русскому языку и культуре речи
Для I курса
- Вставьте пропущенные безударные гласные.
Пот…рять перчатки, пот…рать руки, пр…дут в гости, пр…дут шерсть, отв…рить окно, отв…рить в воде, зал…зать рану, зал…зать в огород.
- Вставьте непроверяемые безударные гласные.
Аб…н…мент, д…л…тант, пр…в…легия, ижд…вение, лаб…ринт, пр…стиж, пр…ц…дент, инт…рнет.
- Вставьте чередующиеся безударные гласные.
Заг…рать в Крыму, накл…нить голову, прил…гать усилия, пл…вчиха из Бобруйска, пл…вать по морям, непром…каемый плащ, к…снуться проблемы, уехать в Р…стов, многолетнее р…стение, ср…внять с землей, сложное ур…внение, тихие з…ри, ослепительная з…рница.
- Вставьте О или Ё после шипящих.
Камыш…вый, ш…лковый, печ…нка, туш…нка, лягуш…нок, деш…вый, крыж…вник, капюш…н, щ…лочь, размеж…вывать; ож…г руки, злоумышленник подж…г дом.
- Гласные после буквы Ц.
Геологическая экспедиц…я, сильный ц…клон, бледнолиц…й мальчик, ходить на ц…почках, танц…вать вальс, детское платьиц…, промыть марганц…вкой.
- Вставьте, где нужно, пропущенную согласную.
Эс…енция, рок-н-рол…, рес…урсы, диф…узия, грам…офон, компрес…, аб…ревиатура.
- Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные.
Парус…ный спорт, закулис…ная интрига, доблес…ный рыцарь, ярос…ный противник, странное чу…ство.
- Вставьте в приставку З или С.
Бе…предельная даль, бе…звучный смех, Кощей Бе…смертный, бе…жизненный взгляд, ра…гадать кроссворд, ра…бить вазу, во…хождение на гору.
- Вставьте гласные в приставки ПРЕ или ПРИ.
Пр…вращать, пр…слониться, пр…большой, пр…ехать, пр…брежный.
- Вставьте гласные Ы – И после приставок.
Без…нициативный, роз…грыш, контр…гра, сверх…нтересный, пред…стория.
- Определите написание сложных слов.
Авто…мото…вело…гонки, пол…чайной…ложки, пол…Франции, плащ…палатка, фото…съемка, северо…запад, голубовато…фиолетовый.
- Вставьте пропущенные буквы в суффиксы прилагательных.
Вдумч…вый исследователь, гречн…вая каша, услужл…вый продавец, марл…вая повязка, черешн…вая косточка.
- Вставьте Н или НН в суффиксы прилагательных и причастий.
Оловян…ый солдатик, макарон…ая фабрика, кован…ый сундук, вымощен…ые дороги, мощен…ые булыжником дороги, заплакан…ые глаза, стиран…ое белье, выстиран…ая скатерть, священ…ый союз, революцион…ое движение.
- Вставьте, где нужно, Ь в глагольные формы.
Купат…ся в реке, вернеш…ся домой, не плач…, спряч…тесь скорее; любиш… катат…ся, люби и саночки возить.
- Определите написание наречий.
Наесться досыт…, повернуть налев…, подойти в…плотную, сидеть в…заперти, упасть навзнич…, стало не…втерпёж…, ударить на…отмаш…, во…вторых, по…английски, шиворот…навыворот.
- Определите написание предлогов и предложных сочетаний.
Из…под дивана, в…течени… дня, в… течени… реки, в…следстви… болезни, узнать на…счет документов, положить деньги на…счет.
- Вставьте Е или И на месте пропуска.
Н…льзя н… удивляться вашему поведению. Где я н… бывал, так это в Австралии. В глуши н… слышно было н… души.
- Напишите НЕ слитно или раздельно.
Не…ожиданное не…счастье, не…счастье, а горе, ни…чем не мотивированный поступок. Нашли не…разрушенный, а совершенно целый шалаш.
- Определите написание союзов.
Тема интересная, при…том малоразработанная. При…том доме находился большой сад. От…того, кто не мил, и подарок постыл. Он то…же учился в музыкальной школе.