Человек,общество, бизнес, власть в управлении.
Преобразование России для её дальнейшего развития подразумевает непрерывное общение между тремя составляющими современной жизни: власти, общества, народа. Однако в силу причин, и внешних и внутренних, этот полилог остаётся лишь эфемерной дымкой, витающей над нами. Какие причины не дают состояться конструктивному разговору? Нежелание политики делится прибылью от бизнеса с народом? Или нежелание бизнеса делиться с государством, и, как следствие, с народом? Нет, проблема в другом. Мы все не слышим друг друга. Народ говорит, что нужно заводы открывать, восстанавливать, давать рабочие места; власть больше интересуется инновациями, тем, чем можно всех остальных переплюнуть. Представители крупного бизнеса вывозят свой капитал из страны, боясь, что потерпят расхищения инвестиций. Возможно, в этом виновато государство, не дающее гарантий сохранности. Или обнаглевшие чиновники, считающие, что им всё может сойти с рук. Или народ, считающий чужие деньги.
Новое глобальное исследование настроений информированных «лидеров мнений» «Барометр доверия 2012» (Trust Barometer 2012) продемонстрировало беспрецедентное снижение доверия к государственной власти по всему миру. Авторы исследования указывают, что доверие к представителям власти и руководителям компаний никогда еще не было таким низким. По мнению участников исследования, государство и бизнес несут совокупную ответственность за нынешний экономический кризис и должны объединить усилия в его преодолении.
Текущее исследование охватывает 25 стран мира, в том числе Соединенные Штаты, ведущие государства Европейского Союза, Японию, Бразилию, Китай и другие. Основная цель данного исследования — определение уровня доверия к различным общественным институтам, таким как государство, бизнес, СМИ, общественные организации, религиозные учреждения, а также источники информации.
Нынешнее исследование проводилось с 10 октября по 30 ноября 2011 года в формате 30-минутных интервью среди 5600 респондентов — представителей так называемой «информированной общественности» — лидеров мнений двух возрастных групп (25—34 и 35—64 лет). Все респонденты экономически и социально активные люди, вовлеченные в сферу бизнеса, политики, государственного управления, общественной жизни своих стран, имеют высшее образование, высокий доход, не реже двух раз в неделю следят за деловыми и политическими новостями.
Главным выводом нового исследования Trust Barometer стал резкий спад общественного доверия к государственной власти по всему миру. Граждане обвиняют правительства своих государств в финансовом и политическом хаосе 2011 года. В целом, доверие к власти упало на девять процентных пунктов — до 43 %. Во Франции, Испании, Бразилии, Китае, России, Японии и еще ряде стран доверие к власти упало больше, чем на 10 пунктов. Представителям власти как спикерам сейчас доверяют менее всего. Лишь 29 % респондентов считают их достойными доверия. Около половины опрошенных утверждают, что не верят в то, что правительственные лидеры говорят правду.
Исследование также выявило, что факторы, отвечающие за формирование сегодняшнего уровня доверия к бизнесу, не так важны, как те, которые будут формировать доверие в будущем. Устойчивый финансовый доход, инновационные продукты и уважаемое всеми руководство являются первостепенными факторами, на которых основывается уровень доверия сегодня. То есть, народ хочет видеть крупного бизнесмена, жертвующего свои деньги не только на яхты и клубы, но и на науку, медицину, социальные нужды. Эдакий филантроп, ставящий нужды людей превыше своих. Однако, стоит понимать, что ничего просто так в этой жизни не делается: тебе дали, будь добр отработай. Причём это договор бессрочный. Благотворительность перестала быть проявлением великодушия [1].
Взаимоотношений в названном тройственном формате практически нет, есть альянсы отношений между сторонами — властью и бизнесом, властью и обществом, обществом и бизнесом. Во всех этих взаимоотношениях власть играет наиболее активную и инициативную роль, обладая возможностью как устанавливать формат общения и правила игры, так и контролировать состав участников. Бизнес занимает более пассивное положение, но имеет возможности для взаимодействия с властью по своей инициативе и каналы для этого. Форматов для диалога власти и общества по инициативе последнего также нет за исключением чрезвычайных, вроде акций протеста против тех или иных действий власти.
Какими ресурсами и возможностями обладают власть, бизнес и общество? У власти это вся мощь и ресурсы государства, его репрессивный и административный аппарат, механизм выработки правил и контроль, над их соблюдением включая возможность избирательного их применения. У бизнеса — финансовые ресурсы и возможность осуществлять корпоративное давление на власть в целом, а в индивидуальном порядке — на отдельных ее представителей с целью получения нужных результатов. У общества помимо общественного мнения, которым в принципе могут манипулировать в собственных интересах, как власть, так и бизнес, есть в резерве колоссальная социальная энергия, вырвавшись наружу, которая способна перекроить политический строй и власть так, как считает нужным. В настоящий момент всё всех устраивает, поскольку народ только яйцами бросается в президентов как в плохо играющих актёров.
Следует заметить, что во взаимодействии «власть — общество» происходит схлопывание старых площадок, таких как выборы и политические партии, и их замена новыми — общественными палатами и советами, общественными приемными.
С чем связаны основные проблемы взаимодействия для каждой из сторон? Власть всецело сосредоточена на отношениях с вышестоящим уровнем власти же, смотрит на бизнес либо как на свой собственный, либо как на дойную корову для ее, власти, проектов, в том числе и в отношении общества; с обществом она находится в патерналистских отношениях. Бизнес, с одной стороны, наиболее самостоятелен и самодостаточен, с другой — очень зависим от власти; отношения с обществом для бизнеса либо повинность, накладываема властью, либо прихоть и форма самовыражения, но никак не партнерство. Общество разобщено и не доверяет ни власти, ни бизнесу, ни своим собственным представителям, оно менее всего структурировано и мало приспособлено к немассовым формам взаимодействия; несамостоятельность общества и привычка к патернализму со стороны власти подталкивает общество апеллировать к власти для решения, как собственных проблем, так и проблем во взаимоотношениях с бизнесом .
Список литературы:
1.gtmarket.ru/news/2010/01/30/4006
2.http://all-politologija.ru/knigi/vlast-biznes-obshestvo-v-regionax-nepravilnij-treugolnik/