Занятие 9 (для студентов направления
«Социально-культурная деятельность»)
ТЕМА: Образование как основа культуры человека
1. Знания о культуре, ее истории и современном состоянии, взятые в их неразрывной целостности.
2. Деятельность, направленная на участие в создании элементов культуры, на усвоение ценностей отечественной и мировой культуры.
3. Мировоззрение как наиболее целостная система представлений человека о своем месте и предназначении в мире.
4. Аксиологические и гносеологические функции мировоззрения.
5. Язык и культура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.
2. Культурология /Под. ред. Шаповалова А.И. М., Владос, 2004.
3. Культурология. учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Под ред. Драч В.Г. Ростов–на–Дону: “Феникс”, 1995.
4. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов./ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.
5. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.
Темы контрольных работ
1. Охарактеризовать предмет и специфику культурологии, традиционное и современное понимание культуры, типы культурной динамики.
2. Рассмотреть типологию культур. Чем отличаются этнические и национальные, локальные, специфические и «серединные» культуры?
3. Охарактеризовать современные школы и концепции культурологии (концепции «локальных цивилизаций», религиозные концепции, психоаналитические концепции, биосферные концепции культуры и др.). Специфика культурологических теорий.
4. Когда появились материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга? Особенности первобытной культуры.
5. Описать ранние формы верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.
6. Описать основные положения конфуцианства и даосизма. Их роль в духовной культуре Китая
7. Описать великие научные открытия Древнего Китая. Медицина, алхимия, геомантия (фен-шуй), астрология.
8. Рассмотреть религии Древней Индии: ведический и брахманский периоды; буддизм и джайнизм; индуизм.
9. Рассмотреть особенности художественной культуры Древней Индии. Архитектура и скульптура. Тексты индийской культуры.
10. Рассмотреть роль культа мертвых в египетской культуре. Смысл погребальных обрядов Древнего Египта.
11. Рассмотреть особенности египетской архитектуры, монументальной скульптуры, изобразительного искусства. Научные и практические знания Древнего Египта.
12. Рассмотреть особенности древнегреческой культуры, ее важнейшие достижения. Древнегреческая «агонистика», «пайдейя», «калокагатия».
13. Рассмотреть возникновение и особенности римской культуры. Проблема вторичности римской культуры. Закат античной культуры.
14. Рассмотреть возникновение и сущность христианства.
Темы рефератов
1. Предмет культурологии.
2. Структура культурологии.
3. Функции культурологии.
4. Метод культурологии.
5. Характеристики культуры как координаты культурологических теорий.
6. Охарактеризуйте основные процессы формирования культуры.
7. Ж. Лакан об уровнях психики человека.
8. Р. Барт о «структурном» человеке.
9. Ж. Маритен о взаимной ответственности художника и общества.
10. Г. Марсель об ответственности художника перед искусством.
11. Концепция культуры И. Гердера (сущность, свойства, смысл культуры).
12. Концепция экзистенциализма К. Ясперса.
13. Критика Ж-Ж.Руссо культурных основ человеческой цивилизации.
14. Философия «жизни» в концепции Ф. Ницше.
15. Ф. Ницше о позиции аполлонийского и дионисийского начал в европейской культуре.
16. Н.Я. Данилевский о периодах развития культур и классификация народов.
17. И. Кант о нравственных основах культуры.
18. Феноменологическая концепция Г.В.Ф. Гегеля.
19. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
20. Нигилизм и неоцинизм в концепции Ф. Ницше.
21. Культурологи о перспективах развития мировой культуры.
22. Проблема «бессознательного» в культурологических концепциях. (З.Фрейда, К.Юнга, К. Леви-Стросса).
23. Противопоставление культуры и цивилизации в концепции О.Шпенглера.
24. О понятии «цивилизация» в концепциях (Н.Я.Данилевского, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.).
25. П.Сорокин о культуре, ее типах.
26. Психологическая концепция культуры К.Г. Юнга.
27. Понятие «архетип» по К. Юнгу.
28. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.
29. Структуралистская концепция К. Леви-Стросса.
30. Игровая концепция И.Хейзинги.
31. Э.Кассирер о символических формах.
32. Х. Ортега-и-Гассет о дегуманизации искусства.
33. Игровая концепция Г.Гессе.
34. Х.Ортега-и-Гассет об игровом характере культуры.
35. Проблема кризиса культуры в работах культурологов. (О. Шпенглер, П. Сорокин).
Примерные вопросы к зачету
1. Предмет культурологии.
2. Структура, функции и методы культурологии.
3. Характеристики культуры как координаты культурологических теорий.
4. Охарактеризуйте основные процессы формирования культуры.
5. Сущность, структура и функции культуры.
6. Агенты и институты культуры.
7. Культура и цивилизация.
8. Отрасли культуры.
9. Виды культуры.
10. Формы культуры.
11. Типы культуры.
12. Культурные нормы.
13. Культурная динамика.
14. Античный идеал человека.
15. Идеал средневекового человека.
16. Ренессансный идеал человека.
17. Иоанновский архетип человека.
18. Архетип русского человека.
19. Восточный архетип человека.
20. Архетип западного человека.
21. Основные черты античной культуры.
22. Основные черты средневековой культуры, ее типы.
23. Основные черты культуры Ренессанса.
24. Европейская культура нового времени.
25. Культура Европы XIX века.
26. Европейская культура XX века.
27. Культура древнерусского государства.
28. Русское Просвещение.
29. Русская культура XIX века.
30. «Серебряный век» русской культуры.
31. Культура Советской России.
32. Основные направления современной российской культуры.
33. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского.
34. Философия «жизни» в концепции Ф. Ницше.
35. Проблема «бессознательного» в культурологических концепциях (З.Фрейд, К.Юнг, К. Леви-Стросс).
36. О понятии «цивилизация» в концепциях (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.).
37. П.Сорокин о культуре, ее типах.
38. Структуралистская концепция К. Леви-Стросса.
39. Игровые концепции культуры.
40. Глобальные проблемы современности.