ЛИ от Древней Руси до начала XVII в.

Древнерусские объекты ЛИ подразделяют на след. типы:

1. сакральные сооружения на вершинах;

2. священные рощи;

3. пантеоны – ритуальные урочища;

4. городские усадьбы;

5. монастыри.

III-I вв. до н.э. – первые сакральные сооружения на вершинах. Осуществлялись религиозные обряды. «Городище-святилище» лабиринт на островке Анзер.

1. Священные рощи и отдельные деревья. Наприм., дуб был посвящен Перуну, украшались клыками или челюстями. Береза – символ добра и плодородия. У берез совершались ритуальные обряды. Для проведения ритуальных обрядов в рощах выбирались самые приметные места: у реки, на развилке дорог, на склоне, на поляне. Культ растений был характерен не только для славян. Ритуальный «парк» - Александрова гора посвящена Яриле, отсюда пришла Масленица. Блин – олицетворение солнца.

2. Пантеон - Культовые комплексы в конце третьего тысячелетия. Археологический комплекс на р. Збруч. Збручский идол. Для пантеонов выбирались хорошо видимые ландшафтные элементы: вершины холмов, склонов или примыкающие к ним березовые рощи и сосняки. В сосновой роще на невысоком холме (к. IX в.) Святилище Перынь на о. Ильмень.

3. Святилища являлись первым ценнейшим опытом создания целесообразно спланированного, художественно организованного ландшафта, подчиненного некой возвышенной божественной идее. Таким образом, первые ландшафтные объекты России выполняли преимущественно религиозную функцию, но, в то же время, служили общественными объектами.

4. Городские усадьбы.

4.1.Сады в Древнерусском городе.

Внушительными были сады вблизи монастырей. Массивы садов имели различную растительность и включали в себя декоративные элементы: живописно вписанные в рельеф деревянные галереи. Планировка городских усадеб была свободной. Постройки размещались в соответствии с правилом, по которому нельзя была заслонять соседу вид на улицу, реку, озеро, отдаленные окрестности, церкви.

В Др. Новгороде имелись сады как вне, так и внутри крепостных стен. В Новгороде были общественные сады. Один из садов огорожен посадками деревьев. В новгородских летописях упоминается об озеленении улиц в 1469 г. и о закладке частных домов в 1508 г.

4.2.Сады при русской усадьбе XV-XVI вв.

Прежде всего, сады были садовыми. Преследовались, в основном, утилитарные цели. Сад был обычной принадлежностью всякого хозяйственного двора, из сада человек получал плоды, разнообразные овощи, ягоды, лечебные травы. В садах устраивались рыбоводные пруды, водоемы для домашней птицы, встречались пасеки. Цветники появились позже. Городской сад имел простую, рациональную планировку с прямыми дорожками, которые связывали вход в дом со всеми хозяйственными объектами и воротами.

До 60-х гг. XVII в. утилитарная функция усадьбы казалась единственно важной, поэтому декоративная сторона не выделялась. Например, погреб, колодец находились в саду. Декоративные элементы имели второстепенное значение.

Использование утилитарных элементов в композиции сада и парка оказались настолько устойчивыми, что практически сохранились при всех изменениях стиля и моды.

Особенность рус. сада – естественная близость к природной основе: роща и луг, причем эти элементы сохранились и в период становления регулярной планировки садов.

5. Монастыри

Сады при монастырях стали появляться в период XI-XII вв.

Сад устраивался не только из утилитарных соображений, в устройстве был заключен нравственный и религиозный смысл. Обязательные элементы: яблони, водный источник у крестообразного пересечения дорожек, душистые цветы.

Сады были очень компактными, имели простейшую форму в виде прямоугольников.

В монастырских садах были отработаны и сохранены приемы садово-парк. строительства: устройство террас, лестниц, искусственных водоемов, устройство плодовых садов, рощ, тенистых аллей, устройство мощения и озеленения монастырских двориков, выращивание деревьев-экзотов, устройство цветников и формирование живых изгородей, устройство малых форм (беседки ,трельяжи, скамейки, каменные ограды).

Толгский монастырь, Троице-Сергиев монастырь, Соловецкий монастырь (52 озера. Монахи преобразовали островной ландшафт, но его природная основа, растительность, рельеф, гидросистема, животный мир сохранили свою целостность. Здесь «искусственное» не подавляло природное, а только дополняло, и при этом были совмещены красота и польза. Было завезено большое количество интродуцированных растений).

Валаамский монастырь. Дубы, ясень, акация, каштан, барбарис, пихта, ботанические редкости из Европы и Сев. Америки. Памятники природы: восна-великан (400 л.), кедр (280 л.).

Значение монастырских садов:

· В устройстве садов соблюдался принцип единства человека и природы, сохранялись все элементы природного ландшафта, а искусственные элементы использовались продуманно и осторожно, без нарушения природной целостности.

· В монастырских садах сохранились традиции садоводства что обеспечило подъем ЛИ после татаро-монгольского нашествия.

Московские сады. Сады Подмосковья.

Типы:

· государевы и боярские сады

· аптекарские огороды

· верховые сады

· хозяйственные и увеселительные усадьбы

· зверинцы

Государев сад – самый крупный сад в центре Москвы.

Черты сада:

· осевое построение (на главной оси размещался дворец с оранжереями)

· регулярность планировки (сад был разделен на квадраты с озелененными площадками)

· замкнутость композиции (сад был оконтурен оградой с башнями и въездными воротами).

Сады бояр находились вблизи домов. Симметрия отсутствовала.

Аптекарские огороды(XVI-XVII вв.): выращивались целебные травы: шалфей, мак, цикорий; кустарники, плоды которых использовались в лечебных целях. Это прообразы бот садов, которые появились в России в нач. XVIII в.

Верховые увеселительные сады XVI-XVII вв.на спец. каменных сводах. Находились на территории Московского Кремля. В XVII в. было 2 больших и несколько малых верховых садов. На устройство садов в Москве могли оказывать влияние примеры вилл эпохи Возрождения и барокко, но в значительной степени учитывались традиции русского садоводства.

Хозяйственные и увеселительные усадьбы. Главным архитектурным элементом усадьбы были жилые хоромы. Рядом с хоромами по периметру располагались конюшни, амбар. Художественная планировка территории отсутствовала, так как размещение жилых, хозяйственных сооружений, рощ, огородов и дорожной сети было подчинено хозяйственным потребностям. Усадьбы предназначались для увеселений и охоты.

Коломенское. Главная достопримечательность Москвы. Всего садов три: Вознесенский, Казанский и Новые сады. Правильная геометрическая разбивка. Ассортимент: яблоня, вишня, сливы, крыжовник, смородина, кедры, пихты, вязы, дубы, липы. Из декора: расписные беседки, галереи, наружные террасы.

Русские садовые мастера видели красивое в обыденном.

В устройстве садов Коломенского проявился принцип красоты и пользы, характерный для русского садоводства.

Измайлово, XVII в. Это передовое хозяйство, где опробовались новые способы полеводства, проводились опыты с заграничными плодовыми и огородными культурами. Измайлово являлось переходным звеном от средневековья к Новому времени, т.е. появились черты, характерные для лучших садов и парков России. Аптекарский огород (1670 г.) имел декоративный эффект в виде чередования овощных культур, красивоцветущих к., д., высаженных концентрическими кругами.

Зверинцы.В 60-70 гг XVII в в богатых садах устраивали зверинцы. В них содержали лосей, кабанов, волков, медведей, лисиц, сибирских и амер. оленей, соболей. Живность для охоты. Для зверей устраивались охотничьи дворы, содержали птиц: павлинов, царских лебедей.

Основные выводы:

· В большинстве случаев сады были фрагментарны и не несли определённой художественной идеи

· Не развита связь с архитект.

· Европ. влияние незначител.

· Сады отличались яркой самобытностью и оригинальностью (катки на озерах, хороводные поляны, птичьи терема, деревянные горки, раскрашенные беседки)

· Характерным было сопоставление декоративных садовых форм и дикой природы

· Утилитарная основа сада.

Наши рекомендации