Эпохи эллинизма
Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356—323 до н. э.) — сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334—324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323—27 до н. э.)— эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287—212 до н. э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину Ж для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т. д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук — математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365—300 до н. э.) создал, элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320 —250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 — 125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (рубеж Г/—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок, 300—240 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля — Феофрата (Теофраст) (372—288 до н. э.).
Развитие научных знании требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский (III в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 — ок. 240 до н. э.).
Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии — идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 — ок. 250 до н. э.) стали образцами для более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341 — 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан — мимы.
Менандру приписывают крылатую фразу:
Кого любят боги, умирает молодым,
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200—120 до н. э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. ekiektikos — выбирающий) — стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее, типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы — эпикурейство и стоицизм.
Основателем первой был Эпикур (342/341—271/270 до н. э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавалась атараксия, т. е. невозмутимость, душевный покой.
Вторая система, стоицизм, созданная Земном (ок. 335 — ок. 262 до н- э.), идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта — религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее,
В религию эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений. Прежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествления личности царя, харак-. терного для многих древневосточных обществ. Греко-македонские монархии сделали этот культ общим. Царствующие монархи, их жены признавались богами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы, судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.
В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство которых, а также перепланировка старых осуществляются по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях. Стены зданий часто украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.
В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.
Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), который одно время был придворным художником Александра Македонского. Он в совершенстве использовал эффекты светотени и графическую перспективу, его изображения людей отличались особым изяществом1.
Произведения Апеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.
В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческие мифология и литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.
Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества. И теперь, спустя тысячелетия, мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых. Эта культура — самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество:
Много в природе дивных сил,
Но нет сильнее человека...1
В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.