Культура Руси до монгольского нашествия
Ко времени принятия христианства Русь уже около ста лет развивалась в условиях становления раннефеодальной государственности, социального расслоения, совершенствования производства. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Господствовало языческое мировоззрение. Сюжеты из эпоса восточных славян сохранились в записанных много веков спустя «былинах», называвшихся тогда старинами («Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула» и др.).
Религия восточных славян. Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Помимо богов существовали злые духи – упыри и добрые – берегини.
Важнейшими богами славян были:
Сварог – бог огня;
Перун – бог молнии, грома и войны (к IX в. Стал главным богом восточных славян);
Род – бог неба и земли, которого окружали женские божества плодородия – Рожаницы;
Ярило – покровитель растительного мира;
Велес (Волос) – покровитель домашних животных и богатства;
Даждьбог – бог солнца;
Симаргл – бог подземного мира;
Мокошь – богиня, оберегающая женскую часть хозяйства;
Стрибог – повелитель ветра.
Письменность, литература, фольклор. К концу IX – началу X в. на Руси становятся известными славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные братьями-монахами Кириллом и Мефодием; первым известным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.
Принятие христианства в 988 г. приобщило Русь к византийской и славянской христианским культурам, способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещению, распространению грамотности (этому свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные при раскопках в древнерусских городах и граффити – надписи, нацарапанные на стенах церквей). Яркой особенностью русской культуры является то, что в основе церковной службы использовался славянский язык, вследствие чего шло становление литературного славянского языка, понятного всему населению.
Одним из самых ранних произведений древнерусской литературы, дошедших до нас, является «Слово о Законе и Благодати», созданное митрополитом Иларионом в XI – начале XII в. (основная идея – духовно-нравственная суть русского Православия, восхваление крестившего Русь князя Владимира и продолжающего его дело сына Ярослава).
Особый интерес вызывала переводная литература как религиозного, так и светского характера (византийские «Хроники Георгия Амартола»; «Александрия» и др.).
Важное место в системе жанров древнерусской литературы занимает летопись. Одни исследователи относят создание первого летописного свода к концу X в., другие – ко второй половине XI в. Самая знаменитая летопись (отнюдь не первая) – «Повесть временных лет» - была составлена монахов Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.
Другой немало значимый жанр – жития (жизнеописания) святых (цикл сказаний о первых русских святых – Борисе и Глебе; «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия).
Другие сочинения этой эпохи – «Хождение» игумена Даниила (путешествие в «святую землю» Палестину, совершенное в 1106 – 1108 гг.); «Поучение Владимира Мономаха» (ок. 1117 г.), состоящее из двух частей: «Поучение детям» и перечень «путей» - походов и поездок, которые Мономах совершал в течение своей жизни; «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г.
Архитектура. Принцип строения храмов – крестово–купольный – был заимствован у Византии. Первый такой храм – церковь Пресвятой Богородицы (Успения Богородицы), т.н. Десятинная церковь, построенная при Владимире Святославиче в Киеве
Очень скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность. К ним относится знаменитый Софийский Собор в Киеве, увенчанный 13 куполами, который был построен в годы правления Ярослава Мудрого. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве, Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове и др.
Наряду с высокой культурой части духовенства, светских феодалов и горожан, уживалась культура «низов». Эта народная культура сохранила и соединила в себе элементы христианства и язычества, что особенно проявлялось в представлениях скоморохов.
Во второй половине XII в. во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция получила в нем дальнейшее развитие: нарядный фасад украшен аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придавали зданию величавость и легкость. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная на рукотворном холме, и получившая свое название от реки Нерль, место впадения в Клязьму которой раньше находилось недалеко от церкви.
Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира был собором дворцовым, призванным возвеличить княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), на северном фасаде этого собора изображен сам Всеволодов в окружении своих многочисленных сыновей.
Живопись. Прикладное искусство. Стены внутри храма украшались мозаиками (изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты), фресками (живопись водяными красками по сырой штукатурке) и иконами (от др.-греч. eikon «изображение», «образ»). Фигуры на мозаиках и фресках отражают определенный сюжет, они неподвижны и фронтальны, а размер олицетворяет важность их смысловой нагрузки. Первые иконы, появившиеся на Руси, были привезены из Византии, так же как фрески и мозаики. Одна из самых почитаемых икон Руси является икона Владимирской Богоматери.
Становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями связано с именем Алимпия. К Его работам относят Спас нерукотворный (XIIв.) и икону Ангела Златые Власы.
Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси. Среди техник в ювелирном производстве важное значение имеют чернь (сплав серебра, свинца и др. компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.), филигрань (из тонкой золотой/серебряной/медной проволоки выполняются узоры – ажурные или напаянные на металлический фон) и зернь (мелкие золотые/серебряные/медные шарики напаивают на ювелирные изделия). Особое место занимает эмальерное дело (украшение эмалью золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.).