Основополагающие институты культуры различных по типу мировоззрений
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. К ним принадлежат:
– миф;
– религия;
– искусство;
– наука.
Вначале эти системы ценностей включены в контекст культуры, но затем их развитие приводит к специализации и относительной самостоятельности.
1. Миф – наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию и к закону.
Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического».
2. Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем.
Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Культура модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.
3.Искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира.
Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот.
В целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
4. Наука – один из поздних элементов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки.
Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование.
Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты.
В истории человечества наука предстает как цивилизующая сила, а культура – как сила одухотворяющая.
Философское понимание культуры
Философский подход к культуре отличается от других подходов тем, что путем анализа культурной жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития.
Философия имеет дело с пониманием. Поэтому философский подход к культуре не ограничивается описаниям или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность с помощью мышления на основе понимания, при чем культура рассматривается как «содержание», как «способ бытия» общества.