Работа графитным карандашом
Инструкционная карточка к проведению
Практического занятия № 9
Тема занятия:Разработка набросков с применением художественных материалов
Цель проведения занятия: сформировать навыки и профессиональные умения по выполнению набросков с применением художественных материа-лов.
После проделанной работы студент должен:
знать:правила выполнения набросков с применением художественных материалов.
уметь:выполнять наброски с применением художественных материа-лов.
Материально-техническое оснащение рабочего места:
лист формата А3, карандаш, ластик, акварельные краски, цветные каранда-ши, бумага для пастели, бумага для акварели, сухая пастель, пастельный карандаш, линер.
Инструктаж по технике безопасности
Перед началом работы:
На рабочем месте размещается тетрадь и учебные пособия так, чтобы они не мешали работе.
Во время работы:
Работайте на расстоянии объекта от глаз не менее 50 см.
Строго выполняйте вышеуказанные правила.
Следите за исправностью инструментов.
Инструменты передавайте закрытыми, ручками вперед.
Приступайте к работе с чистыми руками, правильно пользуйтесь инстру-ментом.
Никогда не пытайтесь сами устранить неисправность при работе с инстру-ментами.
По окончании работы:
Навести порядок на рабочем месте. Сдать рабочее место преподавателю, сообщить обо всех неполадках.
Краткие сведения из теоретической части работы
Работа акварелью
Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интен- сивностью красочного слоя и возможностью передавать тончайшие оттенки цвета. Рекомендуют работу акварелью начинать со светлых тонов (цветовая насыщенность) и цвет подчинять форме.
В акварельной живописи существует два метода работы.
Первый из них это метод «алла прима», в основе которого лежит живопись в один прием, без предварительных прорисовок. Все цвета берутся в полную силу, используя механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для форэскизов, но имеет место и в самостоятельных работах.
Второй метод работы с акварельными красками – это лессировка, многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой (оптическое сложение цветов). Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев, только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Каждый мазок краски наносится сразу на место, не двигая кистью по одному месту несколько раз, не нарушая фактуру бумаги. Блики можно сохранить, наложив на них расплавленный воск или резиновый клей, которые после окончания работы аккуратно удаляют. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах.
Третий метод письма акварелью - «по сырому», когда мазки наклады- ваются на увлажненный формат без предварительного рисунка сразу в полную силу, используя механическое смешение красок. Для того чтобы бумага быстро не высыхала, ее кладут на увлажненную фланелевую ткань, либо стекло. Используют с этой целью и растворы глицерина или меда в воде, на которой разводят краски. Окончательная прописка переднего плана идет уже по просохшему слою.
В акварельной живописи есть способ ведения работы «от пятна» («от куска»), то есть, выбрав в натуре самый яркий предмет переднего плана, решают его в цвете, затем пишут его окружение. В акварели часто тонируют бумагу отварами кофе или цикория, чая. Для живописных работ с водяными красками необходимо в целях избежания деформации бумаги, картона, холста, натянуть их на подрамник или они должны быть в склейке. Акварель можно сочетать с углем, с тушью, восковыми мелками и т.д.
Работа графитным карандашом
Работа графитным карандашом позволяет использовать нескончаемую шкалу «неуловимых оттенков, нежных тушевок и сочно-бархатистых пятен, от тончайшей паутины до решительно-напряженных, упругих линий. Графитный карандаш – выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки. Графитным карандашом можно достичь различной мягкости и степени серо-черных градаций. Карандашный рисунок можно легко подправить, используя резинку. Выразительность линии от графического карандаша зависит от силы и разнообразия нажима на него. Контрастные линии и пятна помогают выделить первый план, а легкие уходят в глубину.