МБДОУ ЦРР д/c 5 г. Полярные Зори.

Игровое взаимодействие по сказке С.Я.Маршака

Сказка о глупом мышонке» (средняя группа) в рамках межмуниципального конкурса «Маршак в рисунках и стихах».

Воспитатель Ефимова В. Г. 1 квалификационная категория

МБДОУ ЦРР д/c 5 г. Полярные Зори.

Задачи:

1. обучающие:

· знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;

· пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;

· обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой.

2. развивающие: развитие интереса, любознательности, чувства сопереживания к мышонку и желание ему помочь.

3. воспитательные:

· воспитание в детях любви к творчеству детского писателя С. Я. Маршака;

· воспитание коллективизма, усидчивости, активности, уверенности.

Образовательные области: познание, социализация, физическая культура, коммуникация, художественное творчество.

Словарная работа:

1. Учить детей строить свои высказывания о последующих событиях сказки.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать активный словарь, новыми понятиями лексико-грамматическими категориями.

3. Продолжить работу над слоговой структурой, просодической стороной речи (развитие плавной, размеренной, ритмизированной, интонационно окрашенной), мимикой, связной, диалогической, монологической речью.

Предварительная работа:

v Чтение «Сказки о глупом мышонке», объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, показ сценических образов;

v Наблюдение за поведением мышки; рассматривание и обсуждение характерных особенностей мышки, ее внешнего вида;

v Чтение сказок, где одним из главных персонажей является мышь;

v Оформление в группе выставки книг (с участием родителей) с портретом писателя;

v Чтение сказки «Усатый – полосатый», рассматривание и чтение стихов писателя;

v Выставка рисунков детей по «Сказке о глупом мышонке»; поделок «Веселые Мышата»;

v Пальчиковая игра «Кошка и мышка»; подвижная игра «Часы и мыши»;

v Привлечение родителей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов;

v Распределение ролей, чтение и разучивание сказки по ролям;

v работа над мимикой, пантомимикой, интонацией.

Материалы и оборудование:

Ø Книги С. Я. Маршака, портрет писателя;

Ø Иллюстрированное издание книги «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке»;

Ø Выставка рисунков детей по сказке;

Ø Костюмы и атрибуты для драматизации сказки;

Ø Трафареты портретов мышонка, простой карандаш, фломастеры;

Ø Игрушки: Мышка-мама и Мышонок.

Воспитатель: - Дети, послушайте, чей это голос слышится? («Пи-пи-пи» грубоватый, голос Мышки-мамы; появляется игрушка Мышка – мама, плачет, потеряла мышонка)

Воспитатель: - Не плачь, Мышка, мы поможем тебе найти твоего Мышонка.

Игра «Найди Мышонка». (Дети ходят по группе, ищут Мышонка).

Воспитатель: - Молодцы, дети, нашли Мышонка, помогли Мышке-маме. Что мы скажем Мышонку? (ответы детей) Можно от мамы убегать? А надо ли маму слушаться?

Воспитатель: - Мышка-мама поругала своего сыночка, Мышонок пообещал маме, что больше не будет от нее убегать.

Воспитатель: - Как Мышка-мама называет ласково своего сыночка? (Мышонок, мышоночек, мышенька)

Воспитатель: - А чтобы поближе познакомимся с Мышонком, мы сейчас поиграем (дети садятся на стульчики)

Игра «Доскажи словечко»

1. Мышка-мама большая, а Мышонок - …… (маленький)

2. Мышка – мама серая, а Мышонок - …….. (белый)

3. У Мышонка есть голова, …….(туловище, хвост)

4. Шерстка у него …..(пушистая, мягкая, гладкая, теплая)

5. Мордочка…. (вытянутая, длинная)

6. На мордочке…. (ушки, нос, глаза, усы)

7. Ушки…. (маленькие, розовые, чуткие)

8. Глазки…. (красивые, чёрные, круглые, как бусинки)

9. Носик…. (розовый, маленький)

10. Усы…. (длинные, тёмные)

11. У мышонка есть…. (4 лапки: 2 передние и 2 задние)

12. Лапки…. (маленькие, цепкие с коготками-царапками)

13. Хвостик …. (длинный, гибкий, подвижный)

Воспитатель:

1. Как вы думаете, что умеет делать мышонок? (Мышонок умеет быстро бегать, прятаться в норке, грызть корку и т. д.)

2. Что мышонок делает своими чуткими ушками? (слушает, прислушивается)

3. А шустрым носиком что делает? (принюхивается)

4. Что он делает своими крошечными лапками-царапками? (лапками – царапками он чистит свою шерстку, умывает мордочку, в лапках держит корм)

5. Как вы думаете, какой наш мышонок по характеру, если он быстро двигается? (шустрый, смелый, подвижный, быстрый)

6. Если он смешной? (веселый, забавный, удивительный)

7. Если он ловко прыгает? (умелый, проворный, прыгучий, юркий, ловкий)

- Нравится вам мышонок? А сейчас мы поиграем.

Игра «Мыши и кот»

(Дети водят хоровод, в середине «спит» кот).

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот

Разобьёт наш хоровод.

(Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики).

Воспитатель: - Этот забавный зверек нравится не только вам, но и писателям. И один из них даже сочинил сказку (воспитатель обращает внимание на портрет С. Я. Маршака и его книгу)

- Как она называется и кто её автор? (Эта сказка называется «Сказка о глупом мышонке», написал её Самуил Яковлевич Маршак)

Воспитатель: - А вы хотите посмотреть, и послушать, как Мышка-мама укладывает своего мышонка спать?

Драматизация «Сказка о глупом мышонке»

Рассказчик: Пела ночью мышка в норке

Мышка: Спи мышонок, замолчи

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Рассказчик: Отвечает ей мышонок:

Мышонок: Голосок твой слишком тонок.

Ты мне мама не пищи

Лучше няньку поищи.

Рассказчик: Побежала Мышка-мать,

Стала Утку в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетя Утка,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:

Утка: Баю-бай, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош:

Очень громко ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала Жабу в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:

Жаба: Ква-ква-ква – не надо плакать,

Спи, Мышонок, до утра

Дам тебе я комара

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош:

Очень скучно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала Лошадь в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя Лошадь,

Нашу детку покачать.

Лошадь: Иго-го!

Рассказчик: поет Лошадка…

Лошадь: …Спи, Мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош

Очень страшно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала Свинку в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя Свинка,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать…

Свинка: Баю-баюшки,

Хрю-хрю!

Успокойся, говорю!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош

Очень грубо ты поешь.

Рассказчик: Стала думать Мышка-мать

Мышка: Надо Курицу позвать…

Приходи к нам, тетя Клуша,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Закудахтала Наседка:

Курица: Куд-куда, не бойся детка..

Забирайся под крыло,

Там и сухо и тепло.

Рассказчик: Глупый, маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош,

Эдак вовсе не уснешь!

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала в няньки Щуку звать

Мышка: Приходи к нам, тетя Щука,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь Мышонку Щука

Не услышал он не звука

Разевает Щука рот

И не слышно, что поет.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала в няньки Кошку звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя Кошка,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка

Кошка: Мур-мур-мур,

Усни, мой крошка...

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу на кровать.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Голосок твой так хорош

Очень сладко ты поешь.

Рассказчик: Прибежала Мышка-мать,

Посмотрела на кровать,

Ищет глупого Мышонка,

А мышонка …

Все: … Не видать!

Воспитатель: - Ребята, давайте ещё раз и вспомним, кого из нянек звала Мышка-мама.

( утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку).

Воспитатель: - Как вы думаете, куда он делся? (мышонка утащила кошка).

Воспитатель: - Почему в сказке мышонка называют «глупым»? (мышонка называют глупым, потому что он не слушался маму, потому что он другим нянькам говорил, что их голос не хорош, потому что он был маленький и не знал других животных).

Воспитатель: - Правильно, он был ещё маленьким и многое не знал и не понимал. Что же произошло дальше, как вы думаете? (Мышка-мама и все няньки пошли искать мышонка, он успел убежать от кошки и вернулся домой).

Воспитатель: - О том, что случилось с мышонком потом, по многочисленным просьбам детей и их родителей Самуил Яковлевич Маршак написал в новой книге «Сказка об умном мышонке» (показать книгу). С этой сказкой мы познакомимся в следующий раз.

Воспитатель: - Чтобы не забывать и всегда помнить нашего мышонка, я предлагаю вам сделать его портрет, а дома рассказать о нем родителям (дети обводят портреты мышат по трафарету, рисуют мордочки, затем дарят Мышке - маме и гостям)

Наши рекомендации