Миф как универсальная структура первобытного сознания: классификация мифов
Миф – это наиболее ранняя форма выражения человеком своего отношения к миру.
Мысль в мифе выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах.
В качестве иллюстрации к теме приведем примеры из древнегреческой мифологии.
МИФ:
Кронос был одним из титанов, родившимся от брака бога неба Урана и богини земли Геи.
Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей.
Во избежание повторения судьбы отца Кронос стал проглатывать всех своих отпрысков.
Но в конце концов его жена не выдержала подобного отношения к их потомству и дала ему проглотить камень вместо новорожденного.
Рея спрятала сына, Зевса, на острове Крит, где он и вырос, вскормленный божественной козой Амалфеей.
Его охраняли куреты – воины, которые заглушали плач Зевса ударами в щиты, чтобы Кронос не услышал.
Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона, заставил его исторгнуть своих братьев и сестер из чрева и после продолжительной войны занял его место на светлом Олимпе, среди сонма богов.
Так Кронос был наказан за свое предательство.
Миф (особенно простейший) близок к сказке: и по наличию фантастических мотивов, и по содержанию – олицетворению явлений природы и человеческих свойств.
И в сказке, и в мифе явления природы, животные, предметы изображаются как люди и ведут себя как люди.
Но есть существенное отличие мифа от сказки.
Сказки создавались для развлечения или морального назидания, но они ничего не объясняли.
А основной функцией мифа была этиологическая (объяснительная) функция.
Карл Павлович Брюллов Нарцисс, смотрящий в воду
МИФ:
О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческая легенда о Нарциссе.
У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша.
Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть.
Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».
За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него.
Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных мотивов и тем повторяется.
К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат мифы о животных.
Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных.
Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными.
Мифы о превращении людей в животных и в растения присутствуют едва ли не у всех народов земного шара
Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом листе (нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.
МИФ:
История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием.
Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде.
Аполлон же, домогавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас.
Спасаясь от преследований аполлона, Дафна обратилась к своему отцу, речному богу Пенею.
Пеней превратил Дафну в лавровое дерево.
Аполлон от горя сделал лавр своим священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей.
Очень древними являются мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд – солярные, лунарные, астральные мифы.
В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.
МИФ:
Гелиос, в самом имени которого заключено сияние, блеск, полыхание солнечного огня, принадлежал поколению титанов, считаясь сыном титанов Гипериона и Тейи, братом богини Луны Селены и утренней зари – Эос.
Эллинский бог солнца – это древнейшее доолимпийское божество, своей стихийной силой дарующее жизнь и наказывающее слепотой преступников.
Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще всего дурные.
Гелиоса «всевидящего» призывают в свидетели и мстители.
Это он сообщил Деметре, что Персефону похитил Аид.
В числе широко распространенных мифологических мотивов – мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе.
МИФ:
Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры – это богини судьбы.
Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее).
Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами – разрыв нити означал смерть.
Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Их введение обычно приписывается культурным героям.
В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы.
Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере).
Так родились мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и др.
Сравнительное изучение мифов разных народов показывает, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже сам набор тем, сюжетов, охватываемых мифами, – вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, устройства социальной сферы, тайны рождения и смерти и др. – затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания.